Свидетель может дать показания об обстоятельствах, которые он воспринимал лично, непосредственно, а также об обстоятельствах, которые ему стали известны со слов других граждан, если они могут быть установлены.
В соответствии с законом свидетель обязан давать правдивые показания. За заведомо ложные показания и отказ от дачи показаний он несет ответственность по ст. 307 и 308 УК РФ. Однако не подлежит уголовной ответственности свидетель, воспользовавшийся конституционным правом не давать показания против самого себя, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ, п. 1 ч. 4 ст. 56 УПК РФ). При согласии свидетеля дать показания он должен быть предупрежден о том, что представленные им сведения могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний.
Одной из проблем в практике судопроизводства является проблема достоверности доказательств допрашиваемых. Оглашенные показания потерпевшего и свидетеля связаны с различными аспектами речевой и неречевой коммуникации следователя и допрашиваемого лица.
Очевидно, что обычный человек, сидящий перед следователем (дознавателем), никогда не говорит «как пишет». Исследователи отмечают, что речь такого человека, как правило, отличается следующими особенностями:
– она неорганизованна, т.е. свидетель (потерпевший) обычно сбивается, уходит в сторону, упоминает избыточные (с точки следователя) детали;
– она в лингвистическом отношении крайне далека от литературной речи и приближается к бытовой разговорной речи;
– она характеризуется повышенной значимостью интонации и логического ударения, что не всегда можно передать «на бумаге»;
– речь человека, дающего показания, содержит большое количество информации, идущей по неязыковым каналам, – это мимика, жесты либо комбинация последних с речью.
Отсюда следует, что показания потерпевшего или свидетеля, при переложении их на язык протокола, неизбежно претерпевают изменения – в силу неправильной интерпретации речи допрашиваемого или неадекватной по смыслу записи показаний.
Заключение и показания эксперта в качестве доказательств установлены в ч. 1–2 ст. 80 УПК РФ. Заключение эксперта – это письменно оформленные выводы лица, обладающего специальными познаниями и назначенного для производства судебной экспертизы, с отображением содержания выполненного им исследования по вопросам, поставленным перед экспертом должностным лицом, ведущим производство по уголовному делу, или сторонами (ч. 1 ст. 80 УПК РФ).
Экспертиза назначается в случаях, когда для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, необходимы специальные знания. Специальными считаются такие знания, которые выходят за рамки общеобразовательной подготовки и житейского опыта, а для обладания ими необходимы особая теоретическая и практическая выучка и профессиональные навыки. Эти знания могут относиться к любой сфере человеческой деятельности: науке, технике, искусству, ремеслу. Исключение составляют правовые (юридические) знания, применение которых входит в компетенцию должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу.
Эксперт представляет заключение от своего имени, по своему внутреннему убеждению, сложившемуся в результате проведенного им исследования, и несет за него персональную ответственность. Заключение эксперта подлежит проверке и оценке на общих основаниях (ст. 88 УПК РФ) и не имеет заранее установленной силы и преимуществ перед другими доказательствами. В частности, дознаватель, следователь, прокурор и суд правомочны проверить, соблюден ли при назначении и производстве экспертизы предписанный законом процессуальный порядок, призванный обеспечить полноту и достоверность полученных результатов, а также соблюдение прав сторон. Кроме этого, указанные должностные лица правомочны и обязаны убедиться в компетентности эксперта. Проверке могут быть подвергнуты полнота и качество предъявленных на экспертизу материалов (документов, образцов для сравнительного исследования, вещественных доказательств), в том числе материалов уголовного дела.
Заключение эксперта должностные лица, осуществляющие производство по уголовному делу, должны оценить с учетом следующих обстоятельств:
1) отвечает ли теоретическая и практическая основа проведенного экспертного исследования современному уровню развития соответствующей отрасли знаний;
2) соответствуют ли выводы эксперта другим материалам уголовного дела;
3) все ли поставленные перед экспертом вопросы были разрешены;
4) достаточен ли объем произведенных экспертом исследований;
5) соответствуют ли выводы эксперта результатам произведенного исследования.
Согласно ст. 17 УПК РФ заключение эксперта не является обязательным для дознавателя, следователя, прокурора и суда, однако они обязаны мотивировать свое несогласие в соответствующем процессуальном акте. В случаях, установленных ст. 207 УПК РФ, назначается дополнительная или повторная экспертиза. Показания эксперта – это сведения, сообщенные им на допросе, проведенном после получения его заключения, в целях разъяснения или уточнения данного заключения (ч. 2 ст. 80 УПК РФ).
Потребность в допросе эксперта может возникнуть, если в представленном им заключении имеются неясные, нечеткие, расплывчатые или неопределенные формулировки. Допрос так же может быть произведен:
1) для уточнения примененной экспертом методики исследования;
2) для получения разъяснений относительно уровня современных достижений в соответствующей области знаний;
3) для получения дополнительных сведений в отношении специальности или компетентности эксперта;
4) для разъяснений причин возникших противоречий между экспертами, участвовавшими в комиссионной экспертизе.
Заключение специалиста – это представленное в письменном виде суждение по вопросам, поставленным перед специалистом сторонами (ч. 3 ст. 80 УПК РФ).
В отличие от производства экспертизы целесообразность получения указанного заключения по конкретным вопросам, требующим своего разрешения в ходе предварительного расследования или судебного разбирательства, определяют не только должностные лица, осуществляющие производство по уголовному делу, но и иные участники уголовного судопроизводства как со стороны обвинения (потерпевший, гражданский истец и их представители), так и со стороны защиты (обвиняемый, подозреваемый, гражданский ответчик, их представители, защитник).
При этом участники уголовного судопроизводства самостоятельно определяют уровень профессиональной компетентности специалиста и формулируют перед ним вопросы, по которым намереваются выяснить его мнение. Они могут предоставить в распоряжение специалиста имеющиеся у них копии материалов уголовного дела, а также иные материалы.
Дознавателем, следователем, прокурором и судом заключение специалиста подлежит проверке и оценке наравне с другими собранными по уголовному делу доказательствами по правилам ст. 17 УПК РФ. Изложенное заключение специалиста может послужить основанием для назначения судебной экспертизы (первоначальной, повторной или дополнительной).
Показания специалиста согласно ч. 4 ст. 80 УПК РФ представляют собой сведения, сообщенные им на допросе об обстоятельствах, требующих специальных познаний, а также для разъяснения своего мнения в соответствии с требованиями ст. 53, 168 и 271 Кодекса.
Названный участник уголовного судопроизводства может быть допрошен в тех случаях, когда при расследовании и разрешении уголовного дела требуются его пояснения консультативного характера по конкретным вопросам, затрагивающим различные области профессиональной деятельности. Кроме того, предметом допроса специалиста могут являться те же обстоятельства, которые служат основаниями и для производства допроса эксперта: неясные, расплывчатые формулировки в его заключении и т.д.
Вещественные доказательства – это любые объекты материального мира, обладающие признаками или свойствами носителей доказательственной информации, полученные и приобщенные к уголовному делу в установленном законом порядке
Согласно ч. 1 ст. 81 УПК РФ к вещественным доказательствам относятся любые предметы в случаях, когда они обладают определенными качествами.
1. Предметы, которые служили орудиями преступления. Под ними следует понимать любые материальные объекты, специально изготовленные, приспособленные или найденные на месте, которые были использованы для подготовки или совершения преступления, а также для сокрытия его следов. К орудиям преступления, в частности, необходимо причислять нож, которым было совершено убийство; топор, которым взломали замок входной двери при совершении кражи, и т.д.
2. Предметы, которые сохранили на себе следы преступления. К ним относятся материальные объекты, на которых отобразилось воздействие, события уголовного правонарушения. Такими предметами, например, являются: одежда с огнестрельными повреждениями, взломанный замок от входной двери, чемодан с двойным дном с остатками наркотического вещества и т.п.
3. Предметы, на которые были направлены преступные действия. Под ними понимаются конкретные вещи, на которые было непосредственно направлено преступное посягательство: похищенные вещи, автомобиль и т.п.
4. Имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате преступных действий либо нажитые преступным путем. К ним, в частности, относятся: дорогостоящие предметы, купленные на похищенные деньги; наличные деньги, сырье и изделия из драгоценных металлов и камней; иные ценные вещи, приобретенные от сбыта похищенного имущества или в результате преступной деятельности (например, при занятии запрещенным промыслом).
5. Иные предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела. К ним, в частности, могут быть отнесены предметы, забытые или брошенные преступником на месте происшествия (если только они не относятся к орудиям преступления или предметам преступного посягательства).