Особенностью рассматриваемого вида доказательств является то, что документы как таковые могут появляться до возбуждения уголовного дела, возникать в процессе его производства и даже после провозглашения приговора и его вступления в законную силу.
Законодатель не устанавливает какую-либо определенную форму изложения сведений в «иных документах», однако если они носят официальный характер (приказы, информационные сообщения, справки и т.д.), то для таких документов обязательно наличие установленных реквизитов (печати, подписи уполномоченных должностных лиц, штампы и т.д.). В личных документах (письмах, дневниках, черновых записях и др.) форма изложения сведений о представляющих интерес фактах может быть произвольной.
Согласно ч. 3 ст. 84 УПК РФ материальные носители информации, имеющей значение для установления обстоятельств, которые входят в предмет доказывания (ст. 73 УПК РФ), должны быть приобщены в качестве документов к материалам уголовного дела соответствующим постановлением (определением).
Документы как самостоятельный вид доказательства необходимо отличать от документов – вещественных доказательств. В случаях, когда документы имеют следы подделок, подчисток, травления или обладают другими признаками, указанными в ч. 1 ст. 81 УПК РФ, они являются вещественными доказательствами. В этой связи необходимо выполнить процессуальные правила, регламентирующие порядок приобщения к уголовному делу вещественных доказательств и их хранения (ст. 81–82 УПК РФ).
Отличием является и то обстоятельство, что в случае утраты доказательства, имеющего статус «иного документа», во многих случаях возможно получение его дубликата: новой справки, копии акта ревизии или документальной проверки и др. документ, обладающий признаками вещественного доказательства, незаменим. Поэтому в случае его утраты невозможно получить доказательство, имеющее такое же значение.
Источником доказательств применительно к «иному документу» выступает автор документа. Правовое положение указанного источника доказательства определяется компетенцией автора документа, которая ограничивается пределами выполняемых им функций.
Документы могут носить официальный характер, когда они исходят от государственных органов, организаций. В качестве «иных документов» следует рассматривать также акты ревизий и документальных проверок, если обстоятельства и факты, удостоверенные или изложенные в них, имеют значение для дела. Ревизии, документальные проверки могут назначаться и производиться как в связи с производством по уголовному делу, так и независимо от него.
Авторами документов могут быть и граждане. От них обычно исходят документы, представляющие собой различного рода договоры, доверенности, расписки и другие подобные акты, связанные с реализацией гражданами своих прав и обязанностей. Документ, исходящий от некомпетентного органа, должностного лица, от ненадлежащего гражданина, доказательством не является.[16]
Содержание документа – те сведения, которые отражены в документе в определенной форме. Содержание документа различается в зависимости от характера деятельности, целей удостоверения и фиксации тех или иных сведений.
Под формой документа понимаются внешние признаки документа: материал, на котором он изготовлен, и способ запечатления информации. Документ может быть изготовлен на бумаге, ткани, фотопленке, киноленте, магнитной ленте с помощью букв, телеграфных и типографских знаков, чертежей, цифр, рисунков, изображений и иными способами, обеспечивающими однозначное понимание содержания документа тем кругом лиц, для которого он предназначен.
Анализ следственной и судебной практики свидетельствует, что государственными и общественными объединениями и гражданами зачастую представляются документы, которые могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме.
В отличие от ст. 84 УПК РФ законодательное определение понятию документа-доказательства дано в Федеральном законе «Об обязательном экземпляре документов» в ст. 1 которого под документом понимается «материальный объект, с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы) или изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного пользования и хранения».
Сходное определение дано понятию документа в ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», где под документом понимается «зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать».
Заслуживает не только внимания, но и поддержки решения вопроса в принятом Государственной думой Федерального Собрания РФ Постановлении от 13.12.2001 №2180-III ГД «О Федеральном законе «Об электронной цифровой подписи» (проект №78684–3), в ст. 3 которого говорится, что «электронный документ – документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме».
В статье 3 Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» речь идет как раз о таком синониме документа, как материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, либо зафиксированная на материальном носителе информация, с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, или же документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.
В указанных статьях речь идет о двух основных признаках документа-доказательства:
1) наличие информации, являющейся, синонимом слова «сведения», относящиеся к делу;
2) наличие необходимых данных о субъекте, от которого исходит документ.
Анализ перечисленных выше законодательных актов свидетельствует, что в них определение понятия документа не имеет однозначного решения.
Документы-доказательства обладают, по мнению Н.П. Царевой, совокупностью следующих признаков:
1) фиксируемые в документе в рамках и вне рамок уголовного судопроизводства сведения должны иметь значение для установления обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ «Обстоятельства, подлежащие доказыванию»;
2) документы должны содержать сведения, носитель которых известен и которые могут быть проверены, ибо имеют необходимые реквизиты:
дату, место составления и регистрации документа в рамках и вне рамок уголовного судопроизводства (фамилию должностного лица, его составившего, необходимые подписи, штампы, печати, сопроводительные письма и т.д.), анкетные данные гражданина, представившего документ, указание на источник его осведомленности;
3) должен быть соблюден установленный законом порядок приобщения документа к уголовному делу в качестве доказательства.[17]
Примером учета таких документов служат материалы уголовного дела по обвинению гражданина Н. в даче заведомо ложных показаний. Приговором Волжского районного суда р. Саратова Ш. и С. были осуждены по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ к З годам лишения свободы условно с лишением права занимать должности в правоохранительных органах сроком на 2 года.
Свидетель Н., будучи предупрежден об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, в судебном заседании изменил свои показания. Суд признал показания, данные им в судебном заседании, недостоверными и явно тенденциозными, противоречащими как добытым по делу доказательствам, так и его собственным показаниям, данным им в ходе предварительного следствия вызванным желанием помочь сослуживцам избежать уголовной ответственности.
В ходе судебного разбирательства по обвинению Н., суду были представлены «иные документы», а именно: служебная и бытовая характеристики на гражданина Н., приказы МВД РФ о награждении его нагрудными знаками в октябре 1997 года «За отличную службу в МВД РФ» и в декабре 1997 года «Участник боевых действий», благодарность Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ от 11.02.2000 старшему прапорщику милиции Н. за самоотверженность и отвагу, проявленные при защите отечества, и копии свидетельств о рождении детей.
На основании указанных документов суд определением освободил Н. от уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 307 УК РФ, в связи с изменением обстановки: по мнению суда, он перестал быть общественно опасным.[18]
3. Доказывание в уголовном судопроизводстве
Доказывание в уголовном судопроизводстве – это осуществляемая в установленном законом порядке деятельность дознавателя, следователя, прокурора и суда, содержанием которой является собирание, проверка и оценка доказательств в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию.
Совокупность предусмотренных уголовным и уголовно-процессуальным законодательством обстоятельств, которые подлежат установлению (доказыванию) по каждому уголовному делу, независимо от его специфики, для правильного его разрешения, называется предметом доказывания.
В соответствии со ст. 73 УПК РФ к обстоятельствам, подлежащим доказыванию, относятся:
1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);
2) виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;
3) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;
4) характер и размер вреда, причиненного преступлением;
5) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;
6) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
7) обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания;
8) обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
Некоторые особенности имеет предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних (ст. 421 УПК РФ), а также по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера (ст. 434 УПК РФ).