Хоть камушки бросай, коль есть на то досуг;
Но наблюдай: в воде какой они разводят —
Круг?
Правитель! избегай ходить по косогору:
Скользя, иль упадешь, иль стопчешь сапоги;
И в путь не выступай, коль нет в ночную пору —
Зги.
Дав отдохнуть игре служебного фонтана,
За мнением страны попристальней следи;
И, чтобы жертвою не стать самообмана —
Бди!
Напомню истину, которая поможет
Моим соотчичам в оплошность не попасть;
Что необъятное обнять сама не может —
Власть.
Учение мое, мне кажется, такое,
Что средь борьбы и смут иным помочь могло б...
Для всех же верное убежище покоя —
Гроб.
Октябрь 1907, Тамбов [Прутков: 321—323]
Послание, наполненное политической «злобой дня», было опубликовано в «Вестнике Европы» за 1907 год, № 11, с подписью «Андрей Жемчужников». Этой блестящей пародией на спиритическое столотворчество мы завершаем нашу работу о русской загробной поэзии.
Список литературы
Аксаков — Аксаков А.Н. Позитивизм в области спиритизма. По поводу книги А. Дассьэ «О посмертном человечестве» (СПб., 1884).
Аксаков 1899 — Аксаков А.Н. Материалы для суждения об автоматическом письме (из личного опыта) и для суждения о материализации. СПб., 1899.
Аксаков 1901 — Аксаков А.Н. Анимизм и спиритизм. М., 1901.
Алданов — Алданов Марк. Очерки. М., 1995.
Апухтин — Апухтин А.Н. Сочинения. Шестое, посмертное, издание. СПб., 1907.
Барков — Пушкин А.С. Тень Баркова. Тексты. Комментарий. Экскурсы / Издание подготовили И.А. Пильщиков и М.И. Шапир. М.: Языки славянской культуры, 2002.
Берг — Берг Н.В. В.И. Даль и П.В. Нащокин // Русская старина. 1880. № 7.
БЗ — Библиографические записки. 1859.
Богомолов — Богомолов Н.А. Русская литература начала XX века и оккультизм. Исследования и материалы. М.: НЛО, 1999.
Быков — Быков В.П. Спиритизм перед лицом науки, общества и религии. Пг., 1914.
Болтин — Болтин А. Спиритизм, статья Аполлона Болтина, напечатанная в журнале «Радуга». СПб., 1864.
Вагнер — Вагнер Н.П. Наблюдения над спиритизмом. СПб., 1902.
Виницкий — Виницкий И.Ю. Нечто о привидениях: истории о русской литературной мифологии XIX века. М., 1998.
Виноградов — Виноградов И. Духи и медиумы. М., 1998.
Волгин, Рабинович — Волгин И.П., Рабинович В.Л. Достоевский и Менделеев: антиспиритический диалог // Вопросы философии. 1991. № 11.
Грен — Грен А.Н. Спирит. Сборник статей по спиритизму и эсхатологии, выходящий под редакцией прив.-доц. А.Н. Грена. Вып. 1. Киев, 1902.
Достоевский — Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 15 т. Т. 13. СПб., 1994.
Ефремов — Ефремов П.А. Мнимый Пушкин в стихах, прозе и изображениях // Новое время. 1903. № 9851.
Ильин-Томич — Ильин-Томич А.А. Даль Владимир Иванович // Русские писатели. 1800—1917. Биографический словарь. Т. 2. М., 1992.
Илюшин — Илюшин Александр. Иван Барков и другие // Три века русского Эроса. Публикации и исследования / Сост. А. Щуплов, А. Илюшин. [Б. м.], 1992.
Каратыгин — Каратыгин П.А. Вечер у генерала А.А. Катенина // Русская старина. 1880. № 11.
Ланн — Ланн Евгений. Литературная мистификация. М., 1930.
Лернер — Лернер Н. Замаскированный Пушкин. Л., 1910.
Лесевич — Лесевич Н. Модное суеверие («Что такое спиритизм и его явления» А. Сумарокова) // Отечественные записки. Т. CXCIX. № 12. С. 181—210.
Лесков — Лесков Н.С. Полн. собр. соч. Т. 7. М.: Терра, 2000.
Лотман — Лотман Ю.М. К проблеме работы с недостоверными источниками // Лотман Ю.М. Пушкин. Биография писателя — Статьи и заметки. 1960—1990. «Евгений Онегин». Комментарий. СПб., 1995.
Менделеев — Менделеев Д.И. Материалы для суждения о спиритизме. СПб., 1876.
Набоков — Набоков Владимир. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990.
Обатнин — Обатнин Геннадий. Иванов-мистик. Оккультные мотивы в поэзии и
прозе Вячеслава Иванова. М.: НЛО, 2000.
Одуар — Одуар. Спиритизм. Мир духов, или Жизнь после смерти / Пер. с фр. Самариной. СПб., 1875.
Павлищев — Павлищев Л.Н. Из семейной хроники. Воспоминания об А.С. Пушкине. М., 1890.
Прутков — Сочинения Козьмы Пруткова. М., 1976.
Рейтблат — Рейтблат А.И. Крыжановская Вера Ивановна... Русские писатели,
1800—1917. Биографический словарь. Т. 3. М., 1994.
С.А. — С.А. Живые речи отживших людей. СПб., 1905.
Соловьев — Соловьев Владимир. Спиритизм. Энциклопедический словарь. Т. 61.
«София — Статика». СПб., 1900.
Страхов — Страхов Н. Три письма о спиритизме // Гражданин. 1876. № 41—44.
Суворин — Подделка «Русалки» Пушкина: Сб. статей и заметок / Сост. А.С. Суворин. СПб., 1900.
Тынянов — Тынянов Ю.Н. Мнимый Пушкин // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
Тютчева — Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания. Дневник.
М., 1928. Ч. 1—2.
Фелькнер — Фелькнер К. Голоса из-за гроба // Колосья. 1889. № 11 (Смесь).
Carlson — Carlson Maria. «No religion than truth». A History of the Theosophical
Movement in Russia, 1875—1922. Princeton: Princeton University Press, 1993.
Castle — Castle Terry. The Female Thermometer: Eighteenth-Century Culture and the Invention of the Uncanny. N.Y.; Oxford, 1995.
Derrida — Derrida Jacques. Specters of Marx: The State of the Debt, the Work of Mourning, and the New International / Trans. Peggy Kamuf. L.: Routledge, 1994.
Doten — Doten Lizzie. Poems From the Inner Life. Boston: William White and Com-pany, 1864.
Encyclopedia — Encyclopedia of Occultism and Parapsychology. 2nd ed. Vol. 2.
Gordon — Gordon Avery F. Ghostly Matters: Haunting and the Sociological Imagina-tion. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1978.
Greenblatt — Greenblatt Stephen. Hamlet in Purgatory. Princeton: Princeton Universi-ty Press, 2002.
Grossman — Grossman Joan Delaney. Alternate Beliefs: Spiritualism and Pantheism among the Early Modernists // Christianity and the eastern Slavs / Ed. by Boris Gasparov, Robert H. Hughes, Irina Paperno, and Olga Raevsky-Hughes. Vol. III. Russian Literature in Modern Times. Berkeley; Los Angeles; L., 1995.
Güldenstubbe — La realitédes esprits et le phénomène merveilleux de leur écriture directe demontrées par le baron L. de Güldenstubbe. P.: Librairie A. Franck, Rue Richelieu, 67, 1857.
Kerr — Kerr Howard. Mediums, and Spirit-Rappers, and Roaring Radicals. Spiritualism in American literature, 1850—1900. Urabana; Chicago; L.: University of Illinois Press, 1972.
Levitt — Levitt Marcus. Russian Literary Politics and the Pushkin’s Сelebration of 1880. Studies of the Harriman Institution. Ithaca; L.: Cornell University Press, 1989.
NPEPP — New Princeton Encyclopedia of Рoetry and Poetics / Ed. by Alex Preminger and T.V.F. Brogan. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1993.
Oppenheim — Oppenheim Janet. The Other World. Spiritualism and Psychical Research in England, 1850—1914. Cambridge: Cambrigde University Press, 1985.
Sword — Sword Helen. Ghostwriting Modernism. Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 2002.
Washington — Washington Peter. Madame Blavatsky’s Baboon: A History of the Mys-tics, Mediums, and Misfits Who Brought Spiritualism to America. N.Y., 1995.
1) Предлагаемая статья представляет собой фрагмент подготовленного к печати исследования о спиритуализме и русской литературе XIX века. Автор выражает глубокую признательность М.Г. Альтшуллеру и Н.А. Богомолову за высказанные советы.
2) Cм. историю изобретения и распространения планшетки в: Encyclopedia: 1042—1043; 1319—1321. Приведем описание настоящего приспособления из дневника Анны Федоровны Тютчевой, фрейлины императрицы Александры Федоровны (запись от 29 сентября 1853 года): «Столы, предназначенные к тому, чтобы служить средством общения с духом, имеют доски величиною не больше дна тарелки, сердцевидной формы, и стоят на трех ножках, из которых одна снабжена карандашом. Эта игрушка неизбежно поддается малейшему нажиму со стороны руки, якобы магнетизирующей стол, и легко проводит знаки на бумаге, которая принимает сообщения духов. Отсюда один шаг до невинного обмана, который невольно создается в уме увлеченного магнетизера, и эту черту очень трудно не переступить тому, кто убежден, что находится под влиянием духов» (Тютчева: 123). Планшетка могла приводиться в действие как одним медиумом, так и несколькими участниками сеансов (до пяти). Ср. описание и физико-математическое разоблачение этого способа столописания в статье студента С. Квитки, напечатанной в известных «Материалах для суждения о спиритизме» Д.И. Менделеева (СПб., 1876. С. 182—189).
3) Спиритическое движение, разумеется, не было однородным и эволюционировало во времени. В настоящей статье мы останавливаемся лишь на общих идеях спиритизма в отношении «загробного» творчества. История английского и американского спиритических движений наиболее полно отражена в книгах: Oppenheim Janet. The Other World. Spiritualism and Psychical Research in Eng-land, 1850—1914. Cambridge: Cambridge University Press, 1985; Herr Howard. Mediums, and Spirit-Rappers, and Ro-tating Radicals. Spiritualism in American Literature, 1850— 1900. Urbana; Chicago; L.: University of Illinois Press, 1972. О феномене «посмертной литературы» см. превосходную статью Хелен Сворд (Sword Helen. Necrobibliogra-phy: Books in the Spirit World // Modern Language Quar-terly (MLQ). 60.1 (1999). Р. 85—112).
4) Например, в середине позапрошлого века известный немецкий спирит Л. фон Гильденштуббе клал чистые листы бумаги и карандаш «под могильные памятники, на гробницы, мавзолеи» и просто в темные места и «таким образом получал, по его уверению, начертания потусторонних деятелей собственными автографами» (Быков: 107).
5) Так, французский медиум Олимпия Одуар, чье сочинение о спиритизме было переведено в 1875 году на русский язык, приводит стихотворный ответ духа поэта Теофиля Готье на просьбу прислать «четверостишие» в духе его «Coquetterie posthume»: «Если в мире есть что гнусного, то это страсть людей, говорящих с любезным видом: “Сударь, не будете ли вы так добры написать мне хорошие стихи?” Это, поверьте мне, приводит духа вне себя, потому что, чтобы написать хорошее стихотворение, нужен, друг мой, медиум, который умел бы уважать строгость законов поэзии и который не забавлялся бы, с насмешливым и легкомысленным видом, усилиям, которых это стоит вдохновляющему его. Но вы хотели этого, и я уступаю вашей власти» (Одуар: 193—194).
6) О методах атрибуции медиумических текстов, «пародирующих» текстологическую науку того времени, см., в частности (Аксаков 1901: 351—354). Теоретики спиритизма признавали возможность ложных сообщений, литературного самозванства и просто розыгрыша со стороны духов. «Опытный спиритуалист, — читаем в од-ном из первых русских спиритических романов, — способный анализировать добываемые им факты, никак не будет искать в сообщениях духов непогрешимые истины для своих религиозных или каких бы то ни было воззрений, а отнесется к ним так же критически, как и ко всему, имеющему не абсолютное происхождение» (Легенда старого баронского замка. Не быль и не сказка. СПб., 1883. С. 44). Тем не менее практика спиритизма показывает, что полученные тексты чаще всего воспринимались как выражение абсолютных истин.
7) Ср. удачное (по своей, кажется, непроизвольной двусмысленности) определение спиритизма как материализованного спиритуализма в: Волгин, Рабинович: 113.