Реферат
Документальная ревизия в процессе расследования уголовных дел
Документальная ревизия в процессе расследования уголовных дел
Следующей формой использования специальных экономических (бухгалтерских) знаний является документальная ревизия.
Термин «ревизия» происходит (от латинского слова revisio - пересмотр, проверка), обследование главным образом финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций или должностных лиц за определенный период.
Следователь в целях собирания доказательств может потребовать проведения внеплановой ревизии по находящемуся в его производстве делу. Свое требование о производстве ревизии следователь выражает в форме постановления, которое он направляет соответствующему должностному лицу, правомочному назначить ревизию.
Далее следователь контролирует реализацию своего постановления. После назначения ревизии необходимо поинтересоваться, кому поручено ее производство, компетентен и не заинтересован ли ревизор в исходе дела, т.е. не подлежит ли он отводу. После разрешения вопроса об отводе следователь знакомит его с материалами дела и договаривается о встречах в ходе ревизии и при обнаружении ревизором сомнительных документов, появлении по делу новых вопросов и т.д.
К ревизии следователю нужно прибегать тогда, когда существенные обстоятельства совершенного преступления нельзя установить иным путем, кроме как использования специальных знаний ревизора.
Как отмечают некоторые авторы, «документальные ревизии до возбуждения уголовного дела должны проводиться в тех случаях, когда: оперуполномоченные различных подразделений или следователи располагают информацией, свидетельствующей о совершенном хищении; фактор внезапности по тем или иным причинам утрачен; объем и способы преступной деятельности в целом ясны».
По другим фактам хищений ревизии не всегда проводились в связи с тем, что хищения были совершены с использованием обмана или злоупотребления доверием в банковских структурах. Для установления обстоятельств хищения и их размеров следователями использовались подложные бухгалтерские документы, составленные преступниками, и показания лиц, которые принимали участие в оформлении бухгалтерских документов. Мы считаем, что даже и по этой категории уголовных дел должны проводиться документальные ревизии. Это необходимо потому, что лица оформляющие эти документы, из корыстных побуждений могут являться сообщниками или непосредственными участниками совершения самих хищений. Джумамуратов Ш.Я. считает, что во всех случаях для производства документальной ревизии правильным следует признать вынесение специального постановления.
На наш взгляд, вынесение постановления о производстве ревизии необходимо только при наличии возбужденного уголовного дела, а при его отсутствии можно использовать и письма.
С другой стороны, письма о производстве документальных ревизий работниками дознания и следователями надлежащим образом не оформляются и не содержат необходимых данных для ревизора. К наиболее распространенным недостаткам по оформлению подобных писем относятся: отсутствие в них следующих реквизитов - фамилии, имени, отчества лица, в адрес которого направляется письмо; краткая фабула совершенного преступления; не указывается период, за который необходимо произвести ревизионную проверку. Ревизия по требованию органов дознания и следствия основывается на конкретных обстоятельствах, возникающих при расследовании преступлений в сфере экономики.
Например, в ходе расследования уголовного дела № 4321 был установлен факт, при котором производственное оборудование и здание ПК «КХ Шолпанбекова А.Ж.» Шолпанбековым Р. было выставлено в залог при получении ТОО « БАБ-Недра» государственного целевого кредита в размере 110 000 долларов США. По вопросу законности и обоснованности выдачи кредита была проведена проверка специалистом Департамента Банковского надзора Национального Банка Республики Казахстан, в связи с чем по данному уголовному делу была проведена документальная проверка (см. приложение Б).
Исследования материалов уголовных дел о хищениях и изучение специальной литературы1 показало, что к фактическим основаниям для производства документальной ревизии относятся:
• наличие в уголовном деле данных о хищениях, из которых вытекает необходимость в производстве документальной ревизии. Это обнаружение в первичных или иных бухгалтерских документах частичных или полных подлогов;
• задержание материально-ответственного лица с поличным при совершении хищения денежных средств или материальных ценностей, находящихся у него в подотчете;
• обоснованное ходатайство обвиняемого о проверке его показаний, опровергающих предъявленное обвинение;
• необходимость проверки признания обвиняемого в совершении подлогов, злоупотреблений с использованием бухгалтерских документов;
• обоснованное сообщение эксперта-бухгалтера о невозможности дать заключение по поставленным вопросам без предварительной ревизии;
• для установления размера материального ущерба, причиненного хищением.
Некоторые авторы высказывают мнение о том, чтобы в законодательном порядке предоставить ревизору производить определенные следственные действия, которые он мог бы производить вместе со следователем в момент производства ревизии и после ее окончания.
«Законодательно закрепить право ревизора изымать необходимые подлинные документы, назначать все виды экспертиз, знакомить с документами и заключениями экспертиз заинтересованных лиц и совместно со следователем получать показания только в форме официального протокола допроса, а не объяснений (как это практиковалось до сих пор), которые по существу не имеют никакой доказательственной силы и приводят к повторным вызовам в следственные органы лиц, уже давших объяснения ревизору, зачастую далеко не квалифицированные по содержанию.
Использовать показания свидетелей для подтверждения выявленных факторов и сделанных выводов».
Мы считаем, что данное предложение является ошибочным. Это вытекает из того, что основной задачей ревизии, проводимой по требованию правоохранительных органов, является борьба с хищениями, мошенничеством, злоупотреблениями и др., их предупреждение в экономических субъектах и иных предприятиях путем проверки по бухгалтерским документам и учетным регистрам совершенных финансовых (банковских) операций с использованием специфических приемов и методов, применяемых в бухгалтерском учете.
Правильно считает Сергеев Л.А., что ревизор осуществляет свои функции за пределами уголовного процесса и поэтому не может давать заключение с учетом материалов следствия.
Как отмечает Э.Д. Куранова, по материалам ревизий возбуждается примерно 50% уголовных дел о хищениях в крупных и особо крупных размерах.3
По иному, на наш взгляд, должно рассматриваться предложение о предоставлении ревизору право изымать банковские документы. Последний самостоятельно исследует проведение банковских операций, осуществляет проверку бухгалтерских документов. При наличии злоупотреблений, которые завуалированы бухгалтерскими документами, он первый обнаруживает в них подлоги (интеллектуальный или материальный). С учетом того, что ревизия проводится длительное время, у лиц, допустивших злоупотребления, всегда есть время и возможность похитить или уничтожить бухгалтерские документы, их компрометирующие. Поэтому в целях эффективной борьбы с преступлениями, совершаемых в банковской сфере представляется возможным и целесообразным в законодательном порядке предоставить право ревизору истребовать бухгалтерские документы, обнаруженные при документальной проверке, имеющие признаки интеллектуального или материального подлога.
Следователь, придя к выводу о том, что производство ревизии неизбежно, должен определить, какие обстоятельства с ее помощью он должен установить, а потом приступить к формулировке задания ревизии.
Устанавливаемые задания ревизору должны быть полными, ясными, лаконичными, чтобы ревизор охватил все обстоятельства, которые необходимо выяснить.
Важным моментом при разрешении вопроса о производстве ревизии является определение срока выполнения установленного задания. От времени, затраченного на выполнение этого задания, зависит срок расследования по уголовному делу. При этом нужно иметь ввиду, что предельный срок производства ревизии предусматривается в один месяц.1
Сергеев Л.А. утверждает, что следователь, вынося постановление об организации документальной ревизии, не должен указывать персонально тех лиц, кому поручается производство ревизии.2
С этим утверждением согласиться можно, только в определенной части. Действительно, если постановление о производстве документальной ревизии вынесено впервые, то в этом случае не нужно персонально указывать лиц, кто будет проводить ревизию. Однако, если следователь выносит постановление о производстве дополнительной ревизии, то мы считаем, что целесообразно в постановлении или сопроводительном письме к нему указать данные о ревизоре и потребовать поручение ревизии другому ревизору, проводившему первоначальную ревизию. Это диктуется тем, что он знает все обстоятельства совершенного преступления, все документы проверяемых финансово-хозяйственных операций, факты злоупотреблений. В этом случае он проведет дополнительную ревизию быстро и качественно. Кроме того, на наш взгляд, если проведение ревизии поручается внештатному ревизору или самостоятельно работающему аудитору, то в постановлениях о проведении ревизии необходимо указывать данные об этих лицах.
Важно и необходимо, чтобы ревизор знал специфику проверяемого объекта (банка). При необходимости участия в ревизии иных специалистов, для осуществления фактического контроля, следователь должен оказать содействие для привлечения их к участию в ревизии.