Еще одним устойчивым оборотом со сложным пунктуационным оформлением является сочетание слов такой (такие)... как... и другие, в котором возможна двоякая пунктуация, в зависимости от того, включается ли сочетание и другие в состав сравнительного оборота или выводится за его пределы. Ср.: Главными героями спектакля были такие куклы, как Пьеро, Арлекин, Коломбина и другие (сочетание и другие входит в состав сравнительного оборота). — В Стране Дураков были такие собаки, как эти злые полицейские бульдоги, и другие (сочетание и другие не включается в состав сравнительного оборота).
Пунктуация при сравнительном обороте с союзом "как"
Сравнительный оборот – это непредикативная конструкция, вводимая сравнительными союзами, выступающая в роли какого-либо члена предложения, часто обособленного. Суть сравнительного оборота – выявить сравнительные отношения между двумя предметами, о которых идет речь в предложении. При этом отличием от придаточного сравнительного будет невозможность ввести в него сказуемое и отсутствие в обороте тех членов, которые могут зависеть только от сказуемого.
Главная сложность пунктуации при сравнительном обороте заключается в том, что многие одинаковые случаи и даже одинаковые обороты в текстах разных авторов, а то и одного, по желанию могут быть обособленными и нет.
Обратите внимания на следующие разъяснения этого правила, данные Д.Э. Розенталем: "При анализе подобных примеров мы исходим из авторской пунктуации и пытаемся ее объяснить, что, как известно, является делом весьма сложным. Так, сопоставляя приведенные выше два предложения из стихотворений М.Ю. Лермонтова (имеются в виду примеры Как град посыпалась картечь и Как демон коварна и зла – Н.Н.) с его же фразой Она ускользнёт, как змея, порхнёт и умчится, как птичка, мы можем допустить, что в последнем случае автору важно было создать художественные образы путем, так сказать, чистого сравнения (подобно змее, подобно птичке, хотя сравнение сохраняется и в сочетаниях ускользнёт змеей, умчится птичкой, но с добавочным оттенком образа действия).
Точно так же в стихе Гляжу, как безумный, на черную шаль значение "подобно безумцу" преобладает над значением "гляжу безумцем". Поэтому некоторые предложения допускают двоякое толкование и, следовательно, двоякую пунктуацию; ср.: Он умер, как настоящий герой ("подобно герою"). — Он умер как настоящий герой ("умер героем")[7] .
Мы не случайно приводим пример из классического, лучшего на сегодняшний день справочника по русскому языку. Правило правилом, но пишущий обязан попытаться не только механически запомнить его, но и творчески применить. Разбирая цитаты из художественной литературы, следует пытаться вникнуть в замысел автора, тогда поставленная запятая воспримется как знак необходимый, а фраза без выделения оборота приобретет иной оттенок. Попробуйте сравнить следующие примеры:
…и как сон все это смутной чередой вдруг пробегало предо мной.
А мой отец? Он как живой в своей одежде боевой являлся мне…
О, я как брат обняться с бурей был бы рад!
Порой в ущелии шакал кричал и плакал, как дитя…
Я сам, как зверь, был чужд людей.
…стройна под ношею своей, как тополь, царь ее полей.
…Надежный сук мой, как топор, широкий лоб его рассек.
Он застонал, как человек, и опрокинулся…
Приведены примеры, взятые из одного автора, из одного и того же произведения (Узнали откуда?). Во всех случаях можно искусственно заменить оборот на творительный падеж или наречие (например: живо, топором, по-человечески). Однако в одних случаях оборот обособлен, в других – нет, что отражает замысел автора. Старайтесь видеть эти знаки и, когда учите поэтический текст наизусть, запоминайте такие случаи.
Если же вы создаете свой собственный текст, запятая ставится по вашей логике. Ну а если сомневаетесь, используйте те разделы правила, где постановка или непостановка запятой объясняется более простым, в том числе и крайне формальным, правилом (например, ниже будут перечислены слова, постановка которых перед "как" "съедает" запятую).
Оборот обособляется, если:
содержит в себе оттенок причинного значения (=так как): Буратино, как мальчик аккуратный и исполнительный, не стал откладывать дела на завтра ("будучи аккуратным мальчиком"). Коломбина была, как самая маленькая, любимицей всех в труппе ("поскольку она была маленькая"). "Как ваш хозяин, приказываю вам немедленно продолжить представление!" - зарычал Карабас.
Если оборот начинается сочетанием "как и": В голосе папы Карло, как и во всех его манерах, всегда чувствовалась природная интеллигентность.
Оборот не будет обособлен, если:
союз как имеет значение "в качестве" или оборот с союзом как характеризует предмет с какой-либо одной стороны: Буратино знал Джузеппе как единственного друга своего отца. Купленную папой Карло азбуку можно было рекомендовать как лучшее пособие для обучения грамоте всем детям.
сравнительному обороту предшествует отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, вроде, точь-в-точь, именно, просто, прямо и т.п.: Мальвина долго плакала, поэтому выглядела сейчас не как красавица, а совсем как обычная расстроенная девчушка.
основное значение оборота — приравнивание или отождествление: "Постарайся отнестись к нам как к друзьям и расскажи нам о себе все", - ласково предложили кот и лиса. (...посчитай нас своими друзьями). Карабас Барабас пытался разговаривать со Буратино как с равным (…считая его равным себе).
оборот имеет характер устойчивого сочетания: После падения с дерева Буратино стал белым как полотно. Кот Базилио был слепым, но знал все проходные дворы в городе как свои пять пальцев. "Не видать ему золотого ключика как своих ушей!" - закричал Буратино.
О степени "устойчивости" этих оборотов мы уже говорили. Можно привести и другие примеры из художественной литературы, когда обозначенные как устойчивые обороты распадаются, что ведет к постановке в них запятой: Белый, как мел, солдат тыкал в дверь дулом ружья (Л.Андреев), Имение я знаю, как свои пять пальцев (А.Островский)[8] .
Задание 2:
Про Золушку (продолжение).
Гости на балу как увидели незнакомку так и стали обсуждать кто это и как она попала на бал. Гости как всегда пришли не только поесть и потанцевать но и посплетничать о том как идут дела в королевской семье. Как не/и странно никто не знал как незнакомка попала на праздник ведь никто не видел её раньше. Не/и кто иная как мачеха Золушки предположила что это принцесса из другой страны. Не/и кто иной не/и предложил других версий.
Но Золушка как мы с вами знаем из текста сказки и из снятых по этому сюжету фильмов даже не подозревала как она взбудоражила всех присутствующих на балу. Сияя как бриллиант она смотрела на принца который носился как шальной по залам дворца добывая для девушки как мороженое так и лимонад. Вообще-то обычно Золушка ела совсем как птичка но сейчас она хотела попробовать всё. Как по-настоящему скромная красавица она не съедала порцию целиком. Принц же как настоящий хозяин старался принести ей все "вкусности" какие были на столах. Он как и подобает принцу стремился угодить гостье.
Правда как часто бывает с влюбленными принц забыл спросить как незнакомку зовут. Как только он решил признаться в любви раздался бой часов. Подскочив как ужаленная Золушка побежала к дверям. Стражники дворца как вкопанные стояли и наблюдали как бежит прекрасная девушка а потом они же заметили как с ноги слетела блестящая как хрусталь туфелька. Как мы с вами знаем башмачок действительно был хрустальный. Как он не/и разбился неясно но именно это помогло принцу найти свою возлюбленную.
Предложив как потенциальных невест своих толстых дочек мачеха и не думала как сильно их размер ноги отличается от величины хрустального башмачка. Как неи старалась Золушка помочь втиснуть ноги сестричек в туфельку не/и удалось. И тут она как настоящая волшебница вынула из кармана передника оставшуюся туфельку и надела их обе. Лишь только туфельки оказались на ножках своей владелицы как появилась фея и точь-в точь как в первый раз преобразила крестницу в принцессу.
Понятно как все закончилось. И хотя это не/и что иное как сказка все девушки в мире мечтают как в один прекрасный день с ними так же как и с Золушкой произойдет столь же волшебная история….
Задание 3
Обычно в своих работах мы не предлагаем подобных заданий, но в случае проработки этого правила считаем его полезным. Ниже приводятся фразы из сочинений слушателей подготовительных курсов при филологическом факультете МГУ, в которых мы предлагаем расставить знаки препинания. Это достаточно типичные случаи употребления сравнительных союзов[9] .
1. В романе М.Ю.Лермонтова как и во всей его лирике прослеживаются одни и те же темы и мотивы.
2.Некрасов как истинный патриот говорит о том как важна тема страдания народа для воспитания следующих поколений.
Главный герой рассматривает свою любовь не как "беспокойную потребность" а как "истинную бесконечную страсть которую математически можно выразить линией".
В романе Л.Н.Толстого "Война и мир" так же как и во многих других произведениях русской литературы одной из центральных тем будет тема свободы.
К образам лишних людей относятся такие герои русской литературы как Чацкий, Онегин, Павел Петрович Кирсанов и другие.
Природа в произведениях романтиков выступает как некое идеальное начало, мыслится как нечто совершенное к сближению с которым каждый должен стремиться.