Посмотрите на голубое небо с проплывающими мимо облаками, а затем обратите свой взор в глубь безмятежного озера, куда словно упало, перевернувшись, это небо с облаками… Небо повторяется в воде, а вода — в небе. Неважно, на что мы посмотрим сначала — смысл увиденного от этого не изменится, как и в строчках стихотворения-палиндрома. Значит, возможно, палиндром был так близок Ладыгину, потому что он видел его в природе? Не удивительно, что в его живописных пейзажах часто повторяется один и тот же мотив: река или озеро с отражённым в нём небом.
В поэтическом наследии Ладыгина стихотворение «Марево» — единственное, где тема «Природа и творчество» раскрывается наиболее образно и ясно. Погружаясь в созерцание окружающего мира, полного красоты и гармонии, поэт покидает рамки обыденности, чтобы углубиться в свои мысли и последовать зову таланта. Таким образом, для Ладыгина природа служит проводником в некое новое измерение — творчество.
ОСЕННИЙ СОН
Несовалибилавосень
Лапой? Иопал
Листотсил
Её?
Недремучумердень,
Нет, самон — заря, разномастен.
Колерёлок,
Как
Ёж, тотже,
Золотисто — вот, ситолоз.
Теша, манилакалина, машет:
— Яалая!
Иладили, дакадилидали,
Инетещётени,
Носыро. Голубоеобулогоры. Сон.
Почему это так? Ответ на этот вопрос мы можем найти в стихотворениях и живописных полотнах Николая Ладыгина. Благодаря общению с детьми он сохранил по-детски непосредственный взгляд на жизнь, не разучился видеть прекрасное и удивительное в каждом явлении природы. В ней он нашёл то, чего порой недостаёт в жизни каждому из нас: содружество любви и красоты, всего того, что можно назвать одним словом — “гармония”. Именно её Ладыгин впервые увидел в природе и сохранил на всю жизнь ощущение чуда. Как сказал он в одном из своих обычных, не палиндромических, стихотворений, посвящённых осени:
Здесьтёмно-голубойзенит
Глядитсявтопкоеболото.
Осеннийветершелестит,
Срываясветокпозолоту.
Здесьвечерамивтишине
Листвыщемящеешуршанье,
Напоминающеемне
Давнозабытоесвиданье.
Стоятдубынешевелясь.
Унихсвоибываютштормы,
Ноздесьдолжнабытьтажесвязь
Любвиисовершеннойформы.
Яслышутонкуюсвирель
ВлесуиграющегоПана,
Икажется: навстречуель
Кнемубежитчерезполяну.
Список литературы
Антология русского палиндрома ХХ века: Составитель Владимир Рыбинский. Под редакцией Дмитрия Минского. М. : ГелиосАРВ, 2000.
Первый палиндромический словарь современного русского языка: 8000 слов. Составитель Елена Кацюба. М. : ЛИА Р. Элинина, 1999.