Смекни!
smekni.com

Художественное время в сказках и былинах (стр. 2 из 2)

Главное событие былины — сборы в поход на врага, схватка. Победа и благополучное завершение. Развитие действия однолинейно, но неравномерно: то замедляется, то убыстряется.

Едет герой на врага и сразу же оказывается в сражении с ним:

Ай тут старой-от казак да Илья Муромец,

Он скорёшенько садился на добра коня,

Ай он вёз-то Соловья да во чисто поле,

А он срубил ему буйну голову.

(«Илья Муромец и Соловей-разбойник»)

Вышел богатырь из одного места и тут же оказался в другом:

Пошёл Садко от Ильменя от озера.

Как приходил Садко во свой во Новгород,

Позвали Садко на почестен пир...

(«Садко»)

Напротив, седлание коня, “богатырская поездочка”, стреляние из лука совершаются медленно:

Пошёл-то Добрыня на широк на двор

Седлать-уздать он своего коня доброго,

Накладывал уздечку золочёную,

Накладывал на коня-то он напотнички,

На напотнички — подпотнички,

На подпотнички — мягки войлочки,

На войлок клал седёлышко черкесское,

О двенадцати подпругах о шёлковых...

(«Добрыня и Василий Козимирович»)

Замедление действия достигается описанием местности:

Ай по той ли по дорожке прямоезжею

Да пехотою никто да не прохаживал,

На добром коне никто не проезживал.

Как у той ли у Грязи-то у Чёрной,

Да у той ли у берёзы у покляпыя,

Да у той ли у речки у Смородины,

У того креста у Леванидова

Сидит Соловей Одихмантьев сын.

(«Илья Муромец и Соловей-разбойник»)

Неровность течения времени в былине в значительной степени объясняет концентрацию действия вокруг богатыря и его силу. Богатырь — сила, он активен, он сражается, он властвует над событиями, он движет временем. Художественное время былины зависит от богатыря, от его активности в сюжете.

Неровность течения времени в былине — это неровность действия богатыря. Время движется богатырским подвигом. Богатырь как бы толкает время, движет его рывками, напряжением силы.

Таким образом, особенности художественного времени в сказках и былинах направлены на создание выразительной динамики развития действия.