Российская Федерация
Министерство образования и науки
НОУ ВПО Ставропольский институт им. В.Д. Чурсина
Юридический факультет
Кафедра уголовного процесса и криминалистики
Лекция
по дисциплине «Уголовный процесс»
по теме №14: «Допрос свидетеля и потерпевшего
Допрос подозреваемого. Очная ставка»
Лекция по дисциплине «Уголовный процесс» по теме №14 «Допрос свидетеля и потерпевшего. Допрос подозреваемого. Очная ставка» для студентов 3 курса очной формы обучения высшего профессионального образования НОУ ВПО «Ставропольский институт им. В.Д. Чурсина» по специальности 030501 – «Юриспруденция» подготовлена преподавателем кафедры уголовного процесса и криминалистики НОУ ВПО «Ставропольский институт им. В.Д. Чурсина» Гапоненко Н.А..
Лекция по дисциплине «Уголовный процесс» по теме №14 «Допрос свидетеля и потерпевшего. Допрос подозреваемого. Очная ставка»для студентов 3 курса очной формы обучения высшего профессионального образования НОУ ВПО «Ставропольский институт им. В.Д. Чурсина» по специальности 030501 – «Юриспруденция» обсуждена и одобрена на заседании кафедры уголовного процесса и криминалистики НОУ ВПО «Ставропольский институт им. В.Д. Чурсина» 23 ноября 2004 г., протокол № 3.
ПЛАН ЛЕКЦИИ
Введение
1. Допрос свидетеля и потерпевшего в уголовном процессе
2. Допрос обвиняемого в уголовном судопроизводстве
3. Особенности допроса несовершеннолетних свидетелей, потерпевших, обвиняемых в уголовном процессе
4. Очная ставка: виды, порядок проведения и процессуальное оформление
Заключение
Список рекомендуемой литературы:
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Проспект, 2004.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: ЮРАЙТ, 2003.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. – М., 2004.
4. Божьев В.П. Уголовный процесс: Учебник. 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Спарк, 2003. – С. 103-209.
5. Брусницын Л. Допрос под псевдонимом. // Законность. – 2003. – № 8.– С. 37-41.
6. Гончаров Д.Ю. Ответственность за отказ от дачи показаний // Журнал российского права. – 2002. – № 6. – С. 106-110.
7. Курочкин Д. Адвокат при допросе свидетеля // Законность. – 2003.– № 6. – С. 31-33.
8. Миньковский Г.М. Допрос в уголовном судопроизводстве. – М.: 1975. – 215 с.
9. Образцов В.А., Богомолова С.Н. Допрос потерпевшего и свидетеля на предварительном следствии. – М.: ОМЕГА-Л, 2003. – 306 с.
10. Петуховский А. Свидетельский иммунитет: проблемы развития процессуального института // Российская юстиция. – 2003. – № 9. – С. 49-53.
11. Порубов Н.И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве.– Минск, 1973. – 406 с.
12. Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. – М.: НОРМА, 2004. – С. 234-240.
13. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. Лупинской П.А. – М.: Юристъ, 2003. – С. 117-203.
14. Уголовный процесс: Учебник / Под ред. К.Ф. Гуценко. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Зерцало, 1999. – С. 86-98.
Введение
В досудебных стадиях российского уголовного судопроизводства допрос и доказательства, полученные в ходе его проведения: показания свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых имеют особое значение: допрос является наиболее распространенным следственным действием. По данным проведенных исследований около 66% протокольных материалов уголовных дел составляют протоколы допроса. На производство допроса следователи тратят примерно 25% своего рабочего времени. При этом рабочее время, затрачиваемое на производство других следственных действий (обысков, осмотров, следственных экспериментов и т.д.) очень мало: около 4%. Это объясняется высокой информационной емкостью каждого отдельно взятого допроса, его гносеологической ценностью.
Допрос является не только эффективным и самым распространенным, но и во всех случаях предварительного расследования необходимым следственным действием. Можно не делать обысков, не проводить следственный эксперимент или проверку показаний на месте, но без допросов не может обойтись ни одно уголовное дело.
Проведение допроса позволяет получить важные доказательства: показания свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых. Благодаря производству данного следственного действия можно выбирать дальнейшее направление расследования, а на основании показаний, полученных в ходе его производства, лица, ведущие предварительное расследование могут принимать различные решения, связанные с расследованием преступления.
Сведения, полученные в ходе допроса могут быть использованы для проверки версий, для принятия решений о производстве других следственных действий, а также для принятия решения о привлечении лица в качестве обвиняемого, если доказательства в совокупности указывают на совершение преступления данным лицом.
1. Допрос свидетелей и потерпевших в уголовном процессе
Допрос свидетеля и потерпевшего – одно из наиболее распространенных следственных действий. Он является способом получения, закрепления и проверки такого вида доказательств как показаний названных лиц.
Общность природы показаний свидетеля и потерпевшего обуславливается единством процессуальных правил производства их допроса. Также необходимо учитывать, что показания свидетеля и потерпевшего – это показания, полученные от лиц, не привлеченных к уголовной ответственности, и это определяет специфику свойственного им процессуального положения.
Тем не менее, свидетель и потерпевший – это разные участники уголовного процесса, преследующие различные цели. Это необходимо принимать во внимание и при производстве такого следственного действия как допрос.
Перед тем как перейти к рассмотрению особенностей допроса свидетеля и потерпевшего, необходимо выяснить, кто может ими являться, а также их процессуальное положение.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 УПК РФ, свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний.
Закон определяет круг лиц, которые не могут допрашиваться в качестве свидетелей.
Свидетельский иммунитет можно определить как совокупность нормативно закрепленных правил, освобождающих некоторые категории свидетелей и потерпевших от предусмотренной законом обязанности давать показания по уголовному делу, а также освобождающих любого допрашиваемого от обязанности свидетельствовать против самого себя[1].
Таким образом, свидетельский иммунитет имеет два аспекта: определение в законе лиц, имеющих право не давать показания, и запрет допрашивать определенных лиц в качестве свидетелей.
Одним из аспектов является определение круга лиц, которых закон запрещает допрашивать в качестве свидетелей. Это лица, указанные в ч. 3 ст. 56 УПК РФ, а именно:
1. судья, присяжный заседатель – об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу;
2. адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого – об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием;
3. адвокат – об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи;
4. священнослужитель – об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди;
5. член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их согласия – об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий.
К лицам, имеющим право не давать показания, могут быть отнесены: супруг и близкие родственники, а также любое лицо – в части сведений, изобличающих его самого в совершении преступления.
В настоящее время УПК РФ приведен в соответствие со ст. 51 Конституции РФ. В частности, п. 1 ч. 4 ст. 56 УПК РФ устанавливает, что лицо вправе отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников.
Круг близких родственников определен в п. 4 ст. 5 УПК РФ. К ним относятся: супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.
Помимо понятия «близкие родственники» закон дает определение близких лиц (п. 3 ст. 5 УПК РФ) и родственников (п. 37 ст. 5 УПК РФ).
К родственникам относятся все иные лица, за исключением близких родственников, состоящие в родстве. Например, свидетелю Марову Е.К., который приходится обвиняемому Куликову Д.С. троюродным братом было разрешено в соответствии со ст. 51 КРФ отказаться от дачи показаний против него.
К близким лицам относятся иные за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений.
Из самого содержания определения близких лиц можно заключить, что они иногда более дороги для свидетеля, потерпевшего, нежели те лица, которые являются близкими «по крови». Изобличение близких людей может причинить свидетелю, потерпевшему весьма сильные нравственные страдания, ибо такой поступок будет совершен против убеждений лица.
Например, при допросе свидетеля А.С. Кравченко она изъявила желание отказаться свидетельствовать против подозреваемого Д.М. Михайлова, т.к. она в течение 8 лет живет с ним в гражданском браке и имеет общего ребенка. Следователь отказал ей в этом, разъяснив, что лица, состоящие в гражданском браке не являются официально супругами а, соответственно, и близкими родственниками. Поэтому свидетель А.С. Кравченко не вправе отказаться от дачи показаний в отношении подозреваемого Д.М. Михайлова.
Процессуальное положение свидетеля выражается в установленных законом правах, обязанностях и ответственности. Они подчинены цели получения от свидетеля соответствующих действительности показаний и выступают в качестве гарантий его интересов, связанных им показаний, за правдивость которых он несет ответственность.