А дождь все шел и шел и казалось что ему не будет конца. Данька отчаянно скучал причем он точно знал что был единственным во всем цирке в том числе и среди цирковых детей кому приходилось проводить время сидя без дела в вагончике. Во-первых он был самым младшим из детей поехавших на гастроли поэтому помочь к примеру в уборке его еще не просили. Во-вторых Данькины родители и не только мама но и папа были горячими противниками как участия сына в цирковой жизни так и его попыток стать либо фокусником либо дрессировщиком и начать самостоятельную карьеру. Поэтому в это свое последнее лето перед школой Данька в основном изнывал от скуки за исключением тех довольно часто повторяющихся моментов когда решал пожонглировать тарелками из маминого сервиза за что был наказан или когда пытаясь выдрессировать попавшуюся в ловушку мышь выпустил её прямо на только что вошедшую в вагончик маму после чего час был вынужден слушать нотации папы и его друга фокусника Ананаса Аккордеоновича. Чтобы не огорчать родителей Данька всегда соглашался вести себя хорошо хотя он-то знал что баловство не такая плохая штука.
Во-первых, баловаться никогда не скучно а во-вторых на тебя сразу же обращают внимание а если вести себя всегда хорошо то как казалось Даньке про него забыли бы вовсе.
Тут Данька вспомнил что когда папа вел с ним серьезный разговор после неудачной жонглерской тренировки (скобки? тире?) заметим что совсем неудачной Данька её не считал все же одну даже полторы тарелки из четырех можно было еще использовать(скобки? тире?) то пообещал научить сына жонглировать яблоками "после дождичка в четверг". А вдруг сегодня и есть четверг? – с надеждой подумал будущий великий цирковой артист и надев резиновые сапоги и плащ с капюшоном и непромокаемые штаны пошел разыскивать кого-нибудь из знающих какой сегодня день недели взрослых.
Вопрос был задан в первую очередь главному с Данькиной точки зрения человеку в цирковой иерархии дрессировщику дяде Лёве. Главным он был потому что мог выдрессировать не только какую-то там мышь или неопасного в общем-то зверя медведя но даже зубастого льва способного в один момент откусить артисту голову. А в возможности наколдовать новую голову даже при помощи имеющегося у фокусника Анастаса Родионовича волшебного цилиндра Данька в принципе уже сомневался хотя все же чуточку в колдовство верил. Дядя Лева а потом и другие артисты и даже встреченная на улице мама подтвердили что на дворе стоит четверг и Данька с нетерпением стал ждать папиного возвращения с репетиции стремясь не совершить каких-нибудь неправильных поступков которые могли бы повлиять на будущий урок жонглирования.
"Четверг! Да еще и дождь идет! (В/в)зволнованно шептал сам себе под нос Данька (./,) А вдруг "после" означает что дождь уже должен кончиться?" И словно в ответ на невысказанную мальчиком просьбу дождик кончился и на уже становящимся по-летнему ярко-синем небе показалось солнышко. Оставалось лишь дождаться папы!
Предвидим возможные голоса скептиков, предпочитающих традиционный подход к составлению контрольного текста. Но у нас есть достаточно простой ответ. Вспомните предложенные выше тексты из пособия А.Н. Качалкина. Мы не можем найти в нашей обширной коллекции ни одной фразы из сочинения, структура которой повторяла бы приведенные нами задания. Зато можем привести примеры из сочинений, где построение практически идентично нашему заданию:
1. В начале романа перед нами предстает типичный светский молодой человек. Его день Пушкин описал, не пропустив ни одной важной для создания портрета героя черточки, отметил скуку, которая сквозит во всех поступках героя, и, поставив ставший потом практически термином диагноз "хандра", открыл галерею "лишних" людей в русской литературе.
2. Во-первых, Фамусов советует Чацкому заняться делами именья, а во-вторых, рекомендует ему вернуться на службу, что заставит Фамусова, как он сам намекает в разговоре, вернуться к разговору о потенциальном сватовстве.
3. Котик ежедневно играла одни и те же пьесы, её мать читала одинаковые романы, и казалось, что так теперь будет проходить каждый вечер новой жизни Старцева. – модернизация фразы ("и, казалось, так теперь…" или "и Старцеву казалось: теперь") дает возможность разобраться в случае, который специально и не оговаривается в правилах.
Всего в нашем тексте не так и много правил, но именно они чаще всего используются и вызывают ошибки. В тексте много придаточных, а все словесники знают, как часто пропускается конец или начало придаточной части. Есть деепричастные обороты, в том числе и стоящие посла союза (пункт, всегда вызывающий ошибки у нетвердо владеющих правилом). Есть распространенные определения перед определяемым словом, которые многие неверно стремятся выделить. Есть двойные союзы, о сложности расстановки знаков препинания при которых мы специально говорим в отдельной работе. Есть конструкции с прямой речью, однородные сказуемые с повторяющимся союзом, часто используемые вводные слова. Все эти случаи применяются самим школьниками в сочинениях, поэтому их проработка и проверка оказывается необходима.
Кроме того, в задании нет случаев выделения "по смыслу" и "уточнений", как раз тех правил, изучение которых и необходимость применения в сложных художественных текстах ведет к дальнейшей путанице. Для преподавателей, которые захотят применить текст на уроках и контрольных, скажем, что во всех вводных и вставных конструкциях мы бы советовали использовать скобки, а не тире, так как это не создает проблем наложения знаков.
Данная статья начинает серию наших размышлений о том, что и на каком материале можно проверять у старшеклассников, как можно использовать классические тексты (ну не только же для расстановки в них знаков!), каковой вообще должна быть конечная цель изучения русского языка в школе и что мы должны для этого сделать. Заинтересовавшиеся могут ждать следующей серии статей.