Развитие европейского права отражает позитивные процессы, ведущие в перспективе к единству всей Европы. Наглядным л убедительным примером явилось принятие России в 1996 г. в Совет Европы. Это очень авторитетная межгосударственная организация, целью которой является «достижение большего единства между ее членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу» (ст. 1 Устава Совета Европы). Свои цели Совет Европы призван достигать посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод.
Учрежденный еще 5 мая 1949 г. всего 10 участниками, Совет Европы насчитывает ныне в своем составе вместе с Россией 40 европейских государств. Это — Австрия, Албания, Андорра, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Голландия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония. Еще ряд стран — Азербайджан, Армения, Белоруссия, Босния и Герцеговина — имеют в Совете Европы статус специально приглашенного государства. Как видно, Совет Европы является сегодня по-настоящему общеевропейской организацией.
Если исходить не столько из Устава Совета Европы, сколько из его реальной деятельности, то можно сказать, что эта организация получила всеобщее признание прежде всего благодаря своей активности в севере прав и основных свобод человека. Главным достижением является принятая Советом Европы еще в 1950 г. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая в обиходе часто называется Европейской конвенцией о правах человека. Конвенция вступила в силу 3 сентября 1953 г., число ее участников постоянно растет, так как к ней присоединяются все новые государства — члены Совета Европы.
Европейскую конвенцию трудно описать только в категориях традиционного международного права, хотя она отражает многие черты своего исторического предшественника — Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Европейская конвенция нс только закрепила основные права и свободы человека в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека, но и пошла в этом направлении значительно дальше. Путем дополнительных протоколов перечень основных прав и свобод был заметно расширен. А самое важное состояло в том, что Европейская конвенция предусмотрела международный механизм, который предназначен для защиты прав и свобод человека. До этого международное право не знало ничего подобного.
Участники Европейской конвенции учредили Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека — два института, составивших организационную основу международного механизма. И Комиссия, и Суд были наделены правом рассмотрения жалоб как государств, так и индивидуумов. Согласно Конвенции, «любая Высокая Договаривающаяся Сторона может передать в Комиссию через Генерального секретаря Совета Европы вопрос о любом предполагаемом нарушении положений Конвенции другой Высокой Договаривающейся Стороной» (ст. 24). Далее устанавливалось, что Комиссия может получать петиции, направленные в адрес Генерального секретаря Совета Европы от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения одной из сторон их прав, изложенных в настоящей Конвенции, при условии, что договаривающаяся сторона, на которую подана жалоба, заявила, что она признает компетенцию Комиссии получать такие петиции. Те из договаривающихся сторон, которые сделали такое заявление, обязуются никоим образом не препятствовать осуществлению этого права (ст. 25).
Механизм обеспечения Европейской конвенции постепенно укреплялся и становился все более действенным. Страны — участницы Конвенции распространили полномочия Комиссии по правам человека па Суд. В последние годы был принят ряд дополнительных актов, расширивших компетенцию последнего. Среди них следует выделить Протокол № II к Конвенции (1994), согласно которому индивидуум, неправительственные организации и группы лиц получили право обращаться с петициями непосредственно в Суд. Роль Суда особенно возрастает в связи с тем, что Комиссия должна быть упразднена. Соответственно увеличивается нагрузка на Суд, структура которого приспосабливается к новым условиям. Протокол вступит в силу через год после того, как он будет ратифицирован всеми участниками Конвенции.
Участие России в Совете Европы даст нашей стране возможность широко использовать опыт, традиции и стандарты, выработанные коллективными усилиями стран-участниц, органами Совета Европы. Российские правовые реформы будут развиваться в значительной мере в рамках общеевропейского правового пространства. В свою очередь Россия призвана ряд важных параметров собственного права привести в соответствие с подходами и стандартами Совета Европы. В Заключении Парламентской ассамблеи Совета Европы (№ 193, 1966) по заявке России на вступление в Совет Европы сказано: «Парламентская ассамблея принимает к сведению, что Российская Федерация полностью разделяет ее видение и толкование принимаемых на себя обязательств». В их числе — обязательство продолжить проведение правовой реформы, с тем чтобы привести все национальное законодательство в соответствие с принципами и стандартами Совета Европы; подписать и ратифицировать ряд конвенций Совета Европы, включая Европейскую хартию местного самоуправления, хартию региональных языков, Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, Европейскую конвенцию о запрещении пыток или бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, а также многое другое.
Позитивное значение имело некоторое оживление деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОВСЕ), возникшей па базе Заключительного акта, подписанного в Хельсинки в 1975 г.
История развивается далеко не просто. И все же можно сказать, что будущее у общеевропейского права безусловно есть. Более того, такое будущее уже сегодня представляется многообещающим. Основания для такого вывода дают главные, определяющие тенденции развития интеграционных процессов не только в рамках Европейского союза, но и во всем мире. Эти тенденции говорят об усилении объединяющих начал, которые отражают расширение и углубление экономических, социальных, политических, культурных и прочих связей между странами и народами.
Интеграционные процессы развиваются, разумеется, не в абстрактном, а в реальном мире, не свободном от обстоятельств, их сдерживающих, лнередко и искажающих. Современная история знает немало случаев, когда, казалось, вопреки объективным тенденциям, обострялись межгосударственные и региональные противоречия, серьезно ослаблявшие интеграцию. Отсюда срывы, задержки, отступления и другие зигзаги, без которых, как известно, не обошлось развитие даже «показательного» участка интеграции — европейских сообществ и Европейского союза. Но если измерять время мерками истории, нельзя не признать, что все «минусы» представляют собой преходящие обстоятельства, отнюдь не способные решающим образом повлиять па общий ход интеграции и тем более отменить или даже приостановить действие определяющих ее объективных закономерностей.
Европейское право — это феномен, характерный не только для сегодняшнего дня, но и для будущего. Его развитие несет на себе отпечаток времени. Во-первых, геополитические реальности еще далеки от того, чтобы видеть в Европе целостный во всех отношениях организм. Во-вторых, предметом регулирования были и остаются в