В условиях пролетарской диктатуры и строительства социализма развитие очерка приобретает ряд существенных особенностей. Прежде всего богатство практической деятельности пролетариата, освоение новых участков действительности, перестройка отношений людей друг к другу, к труду обусловили расширение тематики очеркового творчества: Советский О. начал свое существование в первые годы восстановительного периода (очерки Л. Рейснер о гражданской войне, об Урале, Донбассе, о революционном движении на Западе, очерки М. Шагинян на производственные темы, очерки Дм. Фурманова). Живые зарисовки событий эпохи гражданской войны, путевые наблюдения — таково главное направление советского О. этого периода. Толчок в своем развитии получает О. в условиях перехода страны к социалистической реконструкции. Возникает проблемный О., посвященный вопросам восстановления производства, новому быту, собиранию кадров рабочих и т. п. Как и вся советская литература, О. многообразен в зависимости от классовой идеологии писателя-очеркиста. Так например мелкобуржуазная группа писателей «Леф» выдвинула ряд очеркистов, давших образцы очеркового творчества, в которых господствовало объективистское изображение, демонстрация вещей, хозяйственных процессов или утверждалось голое делячество. Индустриальные натюрморты давал Б. Кушнер. Практицизм, оперативность, передача организационно-деловой стороны процесса преобладали в очерках С. Третьякова. Эта установка очеркистов «Леф» на передачу фактов самих по себе сочеталась с игнорированием явлений классовой борьбы, с неуменьем показать человека, с приглушением своего авторского отношения к действительности. В дальнейшем развитии советского очерка узость творческой практики и теории очеркистов-лефовцев особенно становится ясной. Плеяда пролетарских очеркистов поставила темой творчества производство, строительство новых отношений в деревне. В очерках Вл. Ставского, Жиги и др. пролетарских очеркистов факты действительности подвергались обобщению, типизации, вскрывалось всемирно-историческое значение наблюденных примеров. Воздействие на читателя достигалось не только подбором красноречивых самих по себе явлений, но и партийностью освещения их. Значительную роль в развитии советского О. сыграла группа очеркистов «Комсомольской правды» — Б. Галин (кн. очерков «Переход»), Г. Киш («Исповедь молодого инженера»), З. Чаган («Сегодня»), Я. Ильин («Жители фабричного двора»). Заслуга этих очеркистов состоит в том, что в своем творчестве они поставили проблемы социалистической организации труда; обладая публицистич. темпераментом, они подняли на принципиальную высоту злободневные факты, хотя и не избежали излишней патетичности и некоторой стилизации их изображения.
В выполнении задачи воспитания масс «на живых конкретных примерах и образцах из всех областей жизни» (Ленин) советский О. играет выдающуюся роль именно потому, что, беря материалом изображения плодотворную практику переделки действительности, он заключает в себе большую познавательно-организующую силу. Не случайно поэтому, что с каждым годом О. все более и более завоевывает для себя место в газете, в журналистике. Начиная с 1928—1929 вокруг газет «Правда», «Комсомольская правда», в целом ряде журналов (напр. «Работница») организуются группы очеркистов. В 1929 по инициативе М. Горького основан журнал «Наши достижения», целиком состоящий из О., показывающих строительство, успехи науки, техники, изобретательство.
Связана с жанром очерка работа по истории заводов. Не случайно одна из первых книг, вышедших в серии истории заводов, — «Люди Сталинградского тракторного» — написана бывшими комсомольскими очеркистами Я. Ильиным и Б. Галиным.
В связи с тем, что лит-pa в условиях пролетарской диктатуры становится делом широких масс, О. играет в советской литературе особо значительную роль. Многие начинающие писатели используют жанр О. в первых своих литературных опытах. Так, призыв ударников в литературу дал большие результаты на очерковом фронте (очерки Тарасевича, Салова, Михайлова и др.). Очерки Жиги «Думы рабочих», «Новые рабочие» развернулись из рабкоровских заметок. Глубокое знание рабочего быта, внимание к изменениям, происходящим в быту и в психике рабочего, делают, по словам М. Горького, очерки Жиги «живой книжкой».
При всех своих положительных качествах советский О. еще не свободен от недостатков. Сковывает очерковое творчество еще сравнительно низкий культурный уровень многих очеркистов. Особые свойства очеркового жанра, широкая возможность включения в О. разнообразных явлений по смежности, широкий простор, который представляет О. для сравнений и ассоциаций, не использованы по-настоящему. Советский О. зачастую излишне локален, ограничен непосредственно наблюдаемыми событиями, поверхностен, автор не всегда справляется с задачей обогатить изображаемое сопоставлениями. Не всегда удовлетворителен яз. советских О., подчас наблюдается подчиненность очеркиста яз. протоколов и резолюций, в результате чего изображаемое живое явление обесцвечивается. Но советская литература имеет и образцы очеркового творчества (очерки таких писателей, как М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский, М. С. Шагинян и др.).
Развитие советского О., его разнообразие вызвали разные оценки и споры о месте О. в художественной лит-pe. Дискуссия по этому вопросу широко развернулась в 1928—1929 между «Лефом» и марксистской критикой. Возражая против недооценки очерка, против отношения к нему как к «низшему» художественному жанру, имеющему только агитационно-пропагандистское значение, — точка зрения, в которой сказались предрассудки барства буржуазных теоретиков-эстетов, — «Леф» своевременно выступил за культуру О. Но лефовцы неверно истолковывали О., противопоставляя его всем другим жанрам художественной литературы, считая «литературу факта» господствующим типом советской литературы. Проведенное в плане подготовки к всесоюзному съезду писателей совещание очеркистов (июнь 1934) показало огромное значение О. на современном этапе соц. строительства. Очерк завоевал себе почетное место не только в центральной прессе, но и в газетах и изданиях краев, областей, районов.
Являясь одним из жанров советской литературы О., как и вся советская лит-pa в целом, своими особыми средствами — показом характерных явлений, типических изменений психики людей — решает задачу создания стиля социалистического реализма.
Список литературы
«Литература факта», Сборник материалов работников «Лефа», изд. «Федерация», М., 1929
Эльсберг Ж., Проблемы очерка, «Октябрь», 1931, II (История развития очерковой литературы)
Корабельников Г., За писателя — пролетарского революционера, «Октябрь», 1931, III (Выступление на Всероссийском производственном совещании очеркистов РАПП)
Галин Б., За действенность очерка, «На литературном посту», 1931, IV
Ставский В., Об очерке и очеркистах, «На литературном посту», 1931, IV
Об итогах производственного совещания очеркистов, «На литературном посту», 1931, X (Резолюция секретариата РАПП)
Никольский А., За боевой большевистский очерк, «Ленинград», 1931, XII
Потапов Н., Рабочий очерк в литературе, «Журналист», 1931, XXIII
Перцов В., Писатель на производстве. Опыт постановки вопроса, изд. «Федерация», М., 1931
Лузгин Мих., За боевой художественный очерк, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., 1931 (обработанные стенограммы докладов и выступлений автора на рапповских пленумах и производственном совещании писателей-очеркистов
ср. отзыв Плиско Н., «Марксистско-ленинское искусствознание», 1932, III)
Бобрышев В., Об очерке (Проблема очерка), «Наши достижения», 1932, VIII
Мазурин Б., Очеркист прошлого столетия, «На литературном посту», 1932, № 13—14
Михайлова А., Перестроились ли наши писатели?, «Перелом», 1932, IV
Перцов В., Человек в техническом очерке, «Октябрь», 1932, IX.