Пишущий обычно видит начало однородных конструкций не с первого в ряду однородного члена или предложения, а именно с первого "и". Советуем искать однородные компоненты, добавляя союз "и" перед первым в ряду (вот тогда-то запятая будет не только перед первым "и", но и перед первым однородным членом!): На столе у них был [и] салат "Оливье", и "Сельдь под шубой", и заливная рыба, но были еще [и] суши разных видов, и блюда китайской кухни, и даже лягушачьи лапки. В самостоятельных работах школьников такие фразы встречаются довольно часто, причем иногда начинают их писать как конструкции с двумя однородными, а в процессе создания фразы однородные элементы увеличиваются: В романе "Война и мир" подобное поведение демонстрируют Борис и Берг… - так начинает свою фразу пишущий, но потом он вспоминает о других подходящих персонажах и продолжает: - и большая часть штабных адъютантов Кутузова. Начало фразы не предполагало запятой, так как перед нами два однородных члена с одиночным "и". Но продолжение переводит однородные члены в ряд попадающих в перечисление, "и" становится повторяющимся союзом, значит, запятую нужно ставить не одну – не только перед новым компонентом "и большая часть…", но и перед "и Берг", так как изменился не конец фразы, а вся фраза целиком. Следите за этим!!!
IV. По этому же правилу расставляют запятые в предложениях с рядом однородных придаточных, при соединении которых использован повторяющийся союз. Наличие запятой перед первым придаточным здесь не вызывает сомнения, хотя отсутствие запятой перед вторым (то есть перед первым "и") встречается часто: Друзья решили, что не поедут на Новый Год в жаркие страны, и что довольно странно отмечать зимний праздник без снега, и что лучше поехать покататься на лыжах и санках. В данном случае придется также отметить, что ошибки чаще возникают при создании собственного текста, когда начинает школьник создавать одну конструкцию, а в итоге создает другую. Я начну с того, что автор не сопоставляет себя со своим героем и что Пушкин постоянно подчеркивает "разность" Автора и Онегина – закончив фразу здесь, пишущий не ставит запятую перед "и"; но, продолжив её, например: - и что именно такое разделение Автора и героя было новаторским подходом – пишущий должен поставить целых две запятых – перед вторым и перед третьим придаточными предложениями.
Можно сформулировать такое обобщающее правило по трем предшествующим пунктам: если в предложении больше двух "и" и использованы они при перечислении (отдельных ли членов, придаточных или частей предложения), то запятой отделяется каждый следующий в ряду элемент от предыдущего. То есть каждая новая часть ССП отделена от стоящей перед ней, каждый новый однородный член от предшествующего ему. Запятых на одну меньше, чем соединенных повторяющимся союзом элементов (но может быть не равно количеству союзов, ведь где-то в ряду перечислений может быть и пропуск соединяющего союза!). Рассмотрим примеры: 1.На улице зажглись фонари, и пошел легкий снег, и обычный пейзаж быстро превратился в сказочный. 2. Он выглянул в окно и увидел, как на улице зажглись фонари, и пошел снег, и обычный пейзаж превратился в сказочный. 3. Даже самый обычный пейзаж легкий снег, и мерцание фонарей, и еще особенное праздничное настроение способны превратить в сказку. В наших примерах соединены по три перечисляющихся элемента, в первом примере они организованы как ССП, во втором они стали однородными придаточными, в третьем однородными подлежащими. При этом пунктуация осталась одинаковой – три элемента и две запятые (нет перед первым; но вот здесь накладывается правило знаков в СПП: во втором предложении "лишняя" запятая – перед первым придаточным – пришла к нам из другого правила).
V. Очень сложным моментом будет применение такого пункта правил: "если два однородных члена предложения с союзом "и" образуют тесно связанную по смыслу пару, соединенную союзом "и" с третьим однородным членом, запятая не ставится" [6] . Правило предполагает, что при тесной связи двух членов (как правило, сказуемых) они образуют пару с одиночным "и", к которой при помощи второго одиночного "и" присоединен новый элемент. Классическим будет пример: Маша пришла домой и переоделась и стала раскладывать купленные подарки по пакетикам. Первые два сказуемых описывают действия героини, не связанные с третьим, поэтому первые два глагола можно рассмотреть как пару, описывающую совместные действия, а сказуемое "стала раскладывать" считать присоединенным непосредственно к этой паре. Подобные примеры бывают и в сочинениях: Катерина устала от жизни в семье Кабанихи и не могла примириться с ней и решила бросить вызов всем нормам морали ненавистного ей общества. Первые два сказуемых описывают отношение героини к своей жизни, а третье сказуемое вводит новую тему, то есть присоединено к паре предшествующих сказуемых. Именно так объясняется отсутствие запятых в нашем примере. Многие в приведенном нами примере поставят запятые по разобранному выше правилу о перечислительных союзах, то есть: *Катерина устала, и не смогла, и решила…Такая расстановка знаков также не является ошибочной.
Следовательно, если в вашей фразе три однородных компонента (НО НЕ ТРИ ЧАСТИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ!) и два союза "и", то в зависимости от смысла фразы вы имеете право поставить либо две запятые (перед каждым "и"), либо ни одной. Постановка только одной запятой – грубейшая ошибка. Например: Пушкин предоставляет герою право выбора единственно верного в жизни пути и ставит его в предполагающую такой выбор ситуацию и гордится тем, что выбор Петруши совпадает с его собственным (первые два сказуемых говорят о работе по созданию текста произведения, а второе "и" при сказуемом "гордится" вводит новую тему – оценку автором своего героя). Катерина боится грозы и воспринимает любое знамение на свой счет и в панике признается в своем грехе при большом скоплении народа. По знанию ситуации ясно, что третье сказуемое здесь вводит новое действие герои, постановка двух запятых (то есть создание ситуации перечисления) здесь будет скорее всего ошибочной. Но при создании авторского текста (школьного сочинения) приоритетная позиция в расстановке знаков препинания принадлежит автору, следовательно, в обеих фразах может оказаться по две запятых (перед каждым "и"). Однозначно ошибочной будет постановка лишь одной запятой – перед вторым союзом.
Реже такая расстановка знаков бывает в сложноподчиненном предложении с однородными придаточными. В нашей коллекции есть такое предложение: Пушкин догадывался, что поэма "Медный всадник" содержит много крамольных высказываний(,) и далеко не всякий цензор пойдет на риск дать ей "зеленый свет"(,) и что публикация произведения во многом зависит не только от его художественных достоинств, но и от необразованности главного цензора. Наличие в приведенном примере двух запятых при возможности не поставить ни одной – главная хитрость примера.
Избежать трудности при расстановке знаков препинания в таких предложениях при самостоятельном создании текста очень легко. Надо лишь продолжить фразу, добавив еще один однородный член и еще один "и", тем самым вернувшись к основной (обобщающей) формулировке правила расстановки знаков при повторяющемся союзе.
Прежде чем перейти к заданию на этот пункт правила, позволим себе небольшое методическое отступление. Проверка грамотности может проводится двумя способами. Во-первых, на "слепых" текстах и диктантах, где пишущий обязан расставить знаки в уже готовом предложении, вспомнив нужный пункт правила. Во-вторых, при оценке самостоятельно созданных школьниками текстах, где они смогли применить известные и закрепленные ими правила. Второй тип проверки, как нам кажется, важнее, но оценка подлинного владения нормами русского языка в нем далека от идеала. Обычно высший балл ставится просто за отсутствие ошибок, тогда как правильнее было бы подвергать анализу еще и сложность созданного текста. Ведь гораздо легче не сделать ошибок в сочинении и изложении, составленном из фраз "Пушкин написал свой исторический роман в форме мемуаров частного человека", чем верно расставить знаки в сложных конструкциях с рядом придаточных, обособленных членов и вводных слов. Вероятно, задачей русистов должно стать создание шкалы оценки для текстов, показывающих разную степень владения нормами языка. Поэтому в качестве основного задания мы бы предложили школьникам самостоятельно составить фразы с использованием разобранных нами пунктов правил. Ведь содержание таких фраз менее важно, можно описать вид из окна, рассказать о своем любимом фильме, о последней из прочитанных книг. Даже сочинение "Как я провел лето" можно сделать интересно организованным с позиции русского синтаксиса. Мы очень рекомендуем такую форму работы, а для сторонников традиционного подхода предлагаем наши задания.
Задание. Расставьте знаки препинания в предложениях разной структуры с союзом "И". Объясните постановку знаков. Отметьте предложения, где возможна двоякая пунктуация.
Про Дусю и "Вискас".
Последние месяцы Дусе - кошке уже описанной нами ранее - стал надоедать её привычный рацион питания и она решила потребовать смены кошач…его корма. "Вискас" хотя и вкусный но несколько поднадоевший уже не мог удовлетворять всем её запросам и кошка стала думать о более изысканном питании. Дуся знала что рекламу консервов для кошек и собак показывают по телевизору и киска решила что никто не может лучше самого потребителя разобраться в рекламируемой продукции и что ей необходимо самостоятельно изучить новинки пищевой промышленности.