В мифической истории мы начинаем видеть живых личностей и живые факты; картина истории становится обозримым и ощутимым целым.
Для мифа не только "исторична" история в обыкновенном смысле. Исторична всякая личность, всякое личное общение, всякая мельчайшая черта или событие в личности.
3) В-третьих, исторический процесс завершается еще одним
слоем.
История - самосознание, становящееся, зреющее и умирающее самосознание.
Творчески данное и активно выраженное самосознание - это слово.
Миф - "поэтичен" и без поэзии, точнее без слова - миф никогда не прикоснулся бы к глубине человеческой личности.
Вывод: "миф - есть в словах" данная личностная история. [5]
б) Основные категории мифа.
Мифы - архаическое повествование о деяниях богов и героев, за которыми стояли фантастические представления о мире, об управляющих им богах и духах. В первобытной мифологии обычно рассказывалось о картине мира, о происхождении его элементов. Генетически и структурно мифы тесно связаны с обрядами.
Отделение от ритуалов и десакрализация привели к превращению мифов в сказки. К древним мифам восходят и архаичные формы героического эпоса, в историческое время мифы широко используются как элементы поэтического языка в широком смысле.
Самой фундаментальной категорией мифов являются мифы этиологические и космологические, описывающие творение мира, происхождение людей и животных (часто в связи с тотимическими представлениями), особенности рельефа различных обычаев и обрядов и т.п. На архаической стадии творение часто изображалось как "добывание" культурным героем элементов природы и культуры, как их изготовление демиургом или порождением первопредком. Процесс творения мира часто представлялся как превращение хаоса в космос путем постепенного упорядочивания, которое сопровождалось борьбой богов или героев с демоническими силами. Формирование космоса обычно предполагало отделения неба от земли, выделение суши из первичного океана, появление трехчастной структуры (мифы небесный, земной, подземный) в центре которой часто помещалось мировое дерево.
Особую категорию составляют солидарные мифы - тесно связанные с аграрными обрядами, рассказы об исчезающих - возвращающихся богах и героях.
У более развитых народов древности существовали эсхатологические мифы, описывающие грядущую гибель космоса, за которой следует или не следует его возрождение.
В мифах наряду с космическими темами разрабатывались и такие
биографические мотивы, как рождение, происхождение, брак, смерть
мифических героев. Мифические сказания могут складываться и вокруг исторических лиц.
4. Миф и религия.
Миф - не специально религиозное создание.
Религия и мифология - обе живут самоутверждением личности. Всякая религия - та или иная попытка утвердить личность в
бытии вечном, связать ее с абсолютным. Религия хочет спасения личности и это, прежде всего, определенного рода жизнь. Но она - не мировоззрение. Религия - осуществленность мировоззрения вещественная субстанция морали.
Мифология же не должна быть религиозной. Миф может существовать без вопросов о грехопадении, спасении, оправдании, очищении.
Мифология диалектически - невозможна без религии, ибо она есть нечто иное, как отраженность чистого чувства и его объективного кореллято-художественного образа - в религиозной сфере.
Религиозная философия ближе всего стоит к превращению бога в сознательно выработанную иллюзию, поскольку она строит систему гипотез, для защиты потерявших всякий кредит старых мифов и религиозных преданий.
Место и роль мифа в религиозной философии скрывает проблема "демифилогизации". Она была выдвинута в 1941 г. протестантским теологом Р.Бульт Манном. Конфликт между христианским мифом и современной наукой "разрешается" им за счет различения в христианском учении "благой вести", и ее мифологического облачения, составляющего лишь внешнюю форму, приспособленную к мировоззрению той исторической эпохи, когда это "весть" впервые достигает людей. Поэтому миф не имеет собственной ценности; он сохраняет или теряет ценность в зависимости от решения верующего, для которого миф является только символом, открывающим путь к Богу.
Специфика совмещения мифа и философии в рамках религиозной философии, как и философия религии, нуждается в глубоком и тщательном исследовании.
5. Миф XX века.
Миф, т.е. специфически обобщенные отражения действительности выступающие в форме чувственных представлений и фантастических
одушевленных существ, всегда играл значительную роль в религии и
религиозной философии.
Для XX века большое значение приобретает политический миф, ведущий к санкранизации государства, "нации", расы", и т.д., что с наибольшей полнотой появилось в идеологии фашизма. Причем используемый миф оказывается то традиционно религиозным, как древнегерманская мифология; то сконструированным в рамках буржуазной философии; то демагогически абсолютизированной реальной общностью, как "нация", "народ" и др.
Некоторые особенности мифологического мышления могут сохраняться в массовом сознании наряду с элементами философского и научного знания, строгой научной логикой.
При некоторых условиях массовое сознание может служить почвой для распространения "социального" или "политического" мифа, но в целом мифология как ступень сознания исторически изжила себя. В развитом цивилизованном обществе мифология может сохраняться не только фрагментарно, спорадически на некоторых уровнях.
Различные формы общественного сознания и после окончательного выделения из мифологии продолжали пользоваться мифом как своим "языком", расширяя и по новому толкуя мифологические символы.
В частности, в XX веке наблюдается также сознательно обращение некоторых направлений литературы к мифологии (Дж.Джойс,
Т.Манн, Ж.Котто и др.), причем имеет место как переосмысление различных традиционных мифов, так и мифотворческтво - создание собственных поэтических символов.
. Библиография.
1. Философский энциклопедический словарь. Под ред. Л.Ф.Ильичева.: М.:"Советская энциклопедия",1983.
2. Философия. Под ред. Ю.С.Кохановского - М.:"Феникс",1995
3. Введение в философию Под ред. И.Т.Фролова в 2-х частях -
М.:Политиздат, 1989
4.Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. - Л.:Лениздат,1990
5. Современная буржуазная философия и религия. Под ред.
А.С.Богомолова. - М.:Политиздат, 1977
6. Варшавский А.С. В поисках предков: происхождение челове-
М.:Московский рабочий, 1982
7. Итс Р.Ф. Шепот земли и молчание неба. Этнографические этюды о традиционных народных верованиях. - М.:Политиздат, 1990
8. Кант М. Соч. в 6-ти т. - М.:Наука, 1966
9. Кубланов М.М. Возникновение христианства. - М.:Политиздат, 1974
10. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. - М.:"Правда", 1990
11. Левада Ю.А. Социальная природа религии. - М.:Политиздат, 1965
12. Соловьев В. Соч. в 2-х т. - М.:"Наука", 1988
13. Спиркин А.Г. Основы философии. - М.:Политиздат, 1988
14. Степалянц Н.Т. Лотос на ладонях. Заметки о духовной жизни индейцев. - М.:"Наука", 1971
15. Тахо-Годи А.А. Три письма А.Ф.Лосева "Вопросы философии" N 7, 1989
16. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: пер. с англ. - М.:Политиздат, 1989
17. Федосеев П.Н. Философия и научное познание. - М.:"Наука", 1983
18. Хлопин И.Н. А что было до потопа? Исторические корни древнейших мифов человечества. - Л.:Лениздат, 1990
19. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. - М.:Правда, 1989
20. Шпег Г.Г. Сочинения. - М.:"Наука", 1989
[1] А.Ф.Лосев: Из ранних произведений. - М.:Правда,1990.с.403
[2] А.Ф.Лосев: Из ранних произведений. - М.:Правда,1990.c.416
[3] А.Ф.Лосев: Из ранних произведений. - М.:Правда,1990.c.459
[4] А.Ф.Лосев: Из ранних произведений. - М.:Правда,1990.c.529
[5] А.Ф.Лосев: Из ранних произведений. - М.:Правда,1990.c.535