С коренными изменениями самой действительности, ее ведущих противоречий, ее социальной сущности коренным образом меняются и принципы ее художественного освоения. В социалистическом обществе, лишенном основных классовых антагонизмов, развивается искусство социалистического реализма. Это искусство, обладающее подлинной правдивостью и объективностью, приводит к всестороннему и углубленному революционно-реалистическому познанию действительности. Искусство социалистического реализма стремится через единичное и индивидуальное, через частные темы и эпизоды, личные судьбы отдельных героев раскрыть сущность и закономерность сложного социально-исторического процесса, его основные ведущие тенденции, диалектику исторической действительности, заключающуюся в борьбе новых социалистических начал со старыми, отживающими формами жизни. С. социалистического реализма противостоит бескрылому натурализму как С. обобщающий, синтетический, но не только натурализму. Вобрав в себя лучшие традиции реализма XIX в., реализма классиков, искусство социалистического реализма никогда не ограничивается только отражением суровой правды прошлого, правды настоящего: перспективность, умение заглянуть в будущее, в «завтрашний день» составляет одну из характерных черт С. современной литературы.
Но в противоположность «критическому реализму», звучавшему прежде всего как обвинительный акт против мира прошлого, доминирующим настроением социалистического реализма является пафос созидания, утверждения нового мира, освободившего человека от искажающей его власти капитализма. Являясь орудием класса, перестраивающего и преображающего мир, социалистический реализм впервые становится реализмом, утверждающим прежде всего положительные идеалы, образы положительных героев, борцов за народные интересы.
Советская литература, пронизанная большевистской страстностью, страстностью утверждения социалистической идеи, революционной героики, чужда всякому пессимизму. Ее мажорный тон, глубокий оптимизм Горький, величайший классик и основоположник литературы социалистического реализма, называет «исторической сознательностью».
Своеобразие С. социалистического реализма заключается также и в том, что он не только не противоречит, а включает понятие революционного романтизма, вырастающего на почве реальной действительности. «Революционный романтизм, — писал Горький, — это в сущности псевдоним социалистического реализма, назначение коего не только критически изобразить прошлое, но главным образом способствовать утверждению революционно достигнутого в настоящем и освещению высших целей социалистического будущего».
Искусство социалистического реализма, художественно осваивающего сложную социалистическую действительность, отнюдь не отличается художественным однообразием.
Многогранность художественной формы, многообразие жанров в современной советской литературе ни в коей мере не противоречат принципиальному единству стиля социалистического реализма, основного С. многонациональной литературы социалистического общества.
Список литературы
II. К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, изд. «Искусство», М. — Л., 1937 (стр. 586—589 — «О стиле» из «Заметок о новейшей прусской цензурной инструкции» К. Маркса, стр. 672—673 — «О значении литературного стиля» из письма К. Маркса Швейцеру)
Фолькельт И., Современные вопросы эстетики, пер. с нем., СПБ, 1899
Кранц, Опыт философии литературы (Декарт и французский классицизм), перев. М. Славинской, под ред. и с предисл. Ф. Батюшкова. СПБ, 1902 (прилож. к «Научному обозрению»)
Вёльфлин Г., Ренессанс и барокко, изд. «Грядущий день», СПБ, 1913
Его же, Основные понятия истории искусств (Проблема эволюции стиля в новом искусстве), изд. «Academia», М. — Л., 1930 (назв. подлинника: «Die kunstgeschichtliche Grundbegriffe»)
Его же, Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. Изогиз, (Л.), 1934
Бургардт О., Новые горизонты в области исследования поэтического стиля (Принципы Э. Эльстера), Киев, 1915
Жирмунский В., Задачи поэтики, «Начала», 1921, № 1
то же, в сб.: Задачи и методы изучения искусств, изд. «Academia», П., 1924
то же, в кн.: Жирмунский В., Вопросы теории литературы, изд. «Academia», Л., 1928
Кон И., Общая эстетика, Гос. изд., 1921
Риккерт Г., Философия жизни, изд. «Academia», П., 1922
Гаузенштейн В., Искусство и общество, изд. «Новая Москва», М., 1923
Вальцель О., Сущность поэтического произведения, в сб. «Проблемы литературной формы, изд. «Academia», Л., 1928 (из кн.: Walzel O., Das Wortkunstwert, L., 1926)
Гиацинтов В., О принципе стиля (По поводу сочин. Вёльфлина «Die kunstgeschichtliche Grundbegriffe»), «Труды Отделения искусствознания Ин-та археологии и искусствознания», II, М., 1928
Винкельман И., История искусства древности, Изогиз, Л., 1933
Тэн И., Философия искусства, Изогиз, М., 1933
Виноградов И., Борьба за стиль (Сборн. статей), Гос. изд. «Худ. литература», Л., 1937
Гегель, Сочинения, т. XII — Лекции по эстетике, кн. 1, Гос. соц.-эк. изд., М., 1938 (по указателю)
Petrich H., Drei Kapitel von romantischen Stil, Lpz., 1878
Pater W., Appreciations, L., 1889
то же, L., 1911 (pp. 5—38 — Essay on style)
Guyau, J.-M., L’art au point de vue sociologique, P., 1889
то же, 8 éd., P., 1909 (русск. пер.: Гюйо М., Искусство с точки зрения социологии, СПБ, 1891
то же, Гюйо М., Собр. соч., т. V — Искусство с социологической точки зрения, изд. «Знание», СПБ, 1901)
Lacombe P., De l’histoire considérée comme science. Introduction à l’histoire littéraire, P., 1898
Havard H., Histoire et philosophie des styles, 2 vls, P., 1900
Remy de Gourmont, Le Probleme du style, P., 1902 (есть и др. изд.)
Hamann R., Der Impressionismus im Leben und Kunst, Köln, 1907
то же, 2. Aufl., Marburg, 1923 (русск. пер.: Гаман Р., Импрессионизм в искусстве и жизни, Изогиз, М., 1935)
Его же, Aesthetik, Lpz., 1911
2. Aufl., Lpz. — B., 1919 (русск. пер.: Гаман Р., Эстетика, изд. «Проблемы эстетики», М., 1913)
Pissin R., Zur Methodik der psychologischen Stiluntersuchung, «Euphorion», 1907, Bd. XIV, H. I, S. 17—22
Worringer W., Abstraktion und Einfühlung, в кн.: Beitrag zu Stilpsychologie, München, 1908
Его же, Formproblem der Gotik, München, 1911
то же, München, 1930
Adler G., Der Stil in der Musik, Lpz., 1911
Wölfflin H., Das Problem des Stils in der bildenden Kunst, «Sitzungsberichte der Preussischen Akademie der Wissenschaften», B., 1912, XII, S. 572—578
Buffon, Discours sur le style, éd. Hachette, P., 1912 (много др. изд.)
Volkelt J., Der Begriff des Stils, «Zeitschrift für Ästhetik und allgemeine Kunstwissenschaft», 1913, Bd. 8, S. 209—246
Castle E., Zur Entwicklungsgeschichte des Wortbegriffes Stil, «Germanisch-Romanische Monatsschrift», 1914, Heft 3, S. 153—160
Panofsky E., Das Problem des Stils in der bildenden Kunst, «Zeitschrift für Aesthetik und allgemeine Kunstwissenschaft», 1915, Bd. 10, S. 460—467
Simmel G., Rembrandt, Lpz., 1916
Wallach R. W., Über Anwendung und Bedeutung des Wortstil, Würzburg, 1919
Nohe H., Stil und Weltanschauung, Jena, 1920
Coellen L., Der Stil in der bildenden Kunst, Darmstadt, 1921
Walzel O., Gehalt und Gestalt im Kunstwerk des Dichters, Potsdam, 1923
Noack H., Vom Wesen des Stils, II — Der Stilbegriff in den Kultur- und Kunstwissenschaften, «Die Akademie», Erlangen, 1925, Heft IV, S. 63— 115
Murry I., Middleton, The problem of style, Oxford, 1925
«Zeitschrift für Aesthetik und allgemeine Kunstwissenschaft», Bd. 19 — Bericht (des) 2. Kongress (es) für Aesthetik und allgemeine Kunstwissenschaft (Berlin, 16—18. X. 1924), Stuttgart, 1925
Sydow E., Die Kultur des deutschen Klassizismus, B., 1926
Kainz Fr., Vorarbeiten zu einer Philosophie des Stils, «Zeitschrift für Aesthetik und allgemeine Kunstwissenschaft», 1926, Bd. XX, H. 1, S. 21—63
Его же, Stil und Form, «Zeitschrift für Deutschkunde», 1927
H. 2, S. 114—126
Viëtor K., Vom Stil und Geist der deutschen Barockdichtung, «Germanisch-Romanische Monatsschrift», 1926, Bd. XIV, № 5—6, S. 154—184
Cohen Sophie, Prinzip oder Stil? (Wiederholung oder Neuschöpfung), «Germanisch-Romanische Monatsschrift», 1926, Bd. XIV, Heft 11—12, S. 398—418
Spitzer L. Stilstudien, Bd. 1 — Sprachstile, Bd. II — Stilsprachen, München, 1928
Schultze — Jande K., Zur Gegenstandbestimmung von Philologie und Literaturwissenschaft (Ein methodologischer Versuch). B., 1928 (S. 58—152 — «Zum Stilproblem»)
Aragon L., Traité du style, 3 éd., P., 1928: Gramm Y., Formbau und Stilgesetz (Das Problem des Gestaltens), Frankfurt a. M., 1931
Passarge W., Zum Stilproblem in der bildenden Kunst, «Zeitschrift für Aesthetik und allgemeine Kunstwissenschaft», 1932, Bd. 25, S. 164—174.