При несогласии родителей, лишенных родительских прав либо ограниченных в правах на воспитание ребенка, на обмен жилого помещения опекун (попечитель) может в интересах ребенка требовать заключения отдельного договора найма (постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 марта 2000 г. №3 "О некоторых вопросах применения судами жилищного законодательства") [16].
При помещении детей на воспитание в детские учреждения, к родственникам, опекунам или попечителям за ними должны закрепляться жилые помещения по месту их жительства и, следовательно, сохраняться право на жилое помещение на весь период пребывания в детских учреждениях, если в жилом помещении, из которого выбыли дети, остались проживать другие члены семьи.
Такая норма была четко прописана в прежнем Жилищном кодексе (ст.70). Действующий ЖК не содержит такой специальной нормы, и в ст.84 лишь определено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании пребывания в детских учреждениях, у родственников, опекунов (попечителей) предоставляются вне очереди жилые помещения социального пользования, если за ними не сохранилось жилое помещение или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение, из которого выбыли [3].
Министерство образования полагает, что необходимо урегулировать порядок закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Данное жилье не должно изыматься местными исполнительными и распорядительными органами, а органам опеки и попечительства должно быть предоставлено право сдавать по договору поднайма жилое помещение, закрепленное за несовершеннолетними, выбывшими в детские интернатные учреждения, к опекуну, попечителю, в учреждения образования.
Особо важными являются вопросы защиты прав детей при регулировании отношений по выселению граждан из жилых помещений.
В ЖК 1983 года наряду с иными категориями граждан, которые могли быть выселены из служебного жилого помещения и общежития только с предоставлением другого жилого помещения, были отнесены и одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми. Новый Жилищный кодекс льгот для такой категории граждан, проживающих в общежитиях и служебных жилых помещениях, не содержит. Следовательно, при увольнении с работы они могут быть выселены и без предоставления другого жилого помещения [30, c. 78].
В проекте новой редакции Жилищного кодекса заложены некоторые новые положения в части защиты прав детей при решении вопросов о выселении из жилых помещений. Так, предусмотрено, что не допускается выселение из общежития (независимо от оснований его предоставления) без предоставления другого жилого помещения учащихся и студентов, которые являются детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Предусмотрено также, что при выселении нанимателя и членов его семьи, уклоняющихся от внесения платы за пользование жилым помещением, техническое обслуживание дома и коммунальные услуги с предоставлением жилого помещения типовых потребительских качеств по общей площади менее занимаемого (ст.71 ЖК) во внимание должны приниматься интересы детей, направленных в детские интернатные учреждения, под опеку (попечительство), при других формах устройства на воспитание, если за ними сохраняется жилое помещение [30, c. 85].
Для усиления гарантий жилищных прав несовершеннолетних детей необходимо рассмотреть вопрос о введении нормы, предусматривающей учет интересов детей и в ряде других случаев выселения из жилых помещений, как-то:
— выселение из жилых домов, грозящих обвалом (ст.38 ЖК);
— выселение без предоставления гражданам жилого помещения в случаях систематического разрушения или порчи жилых помещений либо использования их не по назначению, систематического нарушения правил пользования жилыми помещениями (ст.39 ЖК);
— выселение в связи со сносом или переоборудованием жилого помещения (ст.69 ЖК);
— выселение в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией жилого дома (ст.68 ЖК) [28, c. 23].
Заслуживает внимания и вопрос о возможности передачи жилых помещений социального пользования, в которых проживают граждане из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во владение и пользование по обычному бессрочному договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда.
Предложения о такой передаче социального жилья после истечения 10 лет с момента его предоставления поддержаны Минжилкомхозом и Минобразования и направлены в соответствующие инстанции для включения в проект новой редакции Жилищного кодекса.
Следует обратить внимание и на вопрос защиты прав детей при приватизации гражданами занимаемых ими на условиях договора найма жилых помещений в домах государственного жилищного фонда. При оформлении приватизации жилого помещения жилищные квоты несовершеннолетних членов семьи нанимателя, проживающих совместно с ним, суммируются с квотой родителей, а при их отсутствии — с квотой одного из совершеннолетних членов семьи.
Поэтому несовершеннолетние члены семьи нанимателя, родившиеся до 1 июля 1992 г., квота которых зачтена при приватизации, также являются участниками приватизации и имеют право на долю в жилом помещении. Отчуждение такого жилого помещения без согласия органов опеки и попечительства является основанием для признания сделки недействительной.
2.2 Пользование жилыми помещениями в домах ЖСК
Специфика регулирования жилищных правоотношений в жилищно-строительных кооперативах обуславливает особенности пользования жилыми помещениями в домах ЖСК, права членов семьи члена ЖСК, в том числе детей. У членов семьи члена ЖСК и у его наследников могут возникать с кооперативом особые правоотношения по вопросам вступления в ЖСК, закрепления квартиры или комнаты и др. Все эти правоотношения обусловлены наличием членства в кооперативе и производны от него.
Согласно ст.110 Жилищного кодекса Республики Беларусь члены семьи члена ЖСК имеют право пользования жилым помещением наравне с членом кооператива, если при их вселении не было иного письменного соглашения. Если члены семьи члена ЖСК перестали быть членами его семьи, но продолжают проживать в этом же жилом помещении, они сохраняют все права и обязанности, если иное не установлено законодательством и заключенным с ними письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением [3].
В соответствии с действующим законодательством несовершеннолетние наследники умершего члена ЖСК, проживавшие совместно с ним в квартире, не могут быть выселены из занимаемого жилого помещения. До достижения наследником совершеннолетия его обязанности, связанные с пользованием кооперативной квартирой, выполняются родителем, усыновителем, опекуном либо попечителем.
Указанное правило должно распространяться не только на наследников, но и в тех случаях, когда в жилом помещении остаются проживать несовершеннолетние члены семьи члена ЖСК, не являющиеся его наследниками ни по закону, ни по завещанию (например, внуки, родители которых живы, но проживают отдельно).
В юридической литературе отмечаются и случаи, связанные с восполнением суммы паенакопления, которую кооператив должен выплатить наследникам, не проживающим с наследодателем в одной кооперативной квартире. По действующим правилам удовлетворение кооперативом требования о выплате паенакопления возможно лишь после взноса соответствующей суммы лицами, в пользование которых поступает квартира. Можно, конечно, считать, что обязанность внесения этой суммы лежит либо на родителе, либо на усыновителе, опекуне или попечителе несовершеннолетнего, за которым сохраняется право пользования квартирой. А как быть в случае, если законные представители или попечители не имеют материальной возможности выполнить эту обязанность? Неблагоприятные последствия такого положения не могут возлагаться ни на указанных несовершеннолетних граждан, ни на кооператив, ни на тех лиц, которые вправе истребовать полагающуюся им к выплате сумму паенакопления. Выход из такой ситуации, возможно, может быть найден либо в обмене квартиры, либо в возможности получения упомянутыми несовершеннолетними гражданами жилого помещения в доме государственного жилищного фонда [21, c. 69].
По закону опека устанавливается над малолетними в возрасте до 14 лет. Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Попечители при необходимости дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Опекуны и попечители назначаются в порядке, установленном законодательством, и выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия [30, c. 89].
В то же время опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе по обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его в аренду (внаем), безвозмездное пользование или в залог; сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного. Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.