Однако люди испокон веков, не имея никакого понятия о фонемах, говорили и понимали друг друга. Да и сейчас говорят, не подозревая о существовании этих понятий. И все-таки, фонемы – это действительно абстрактные образования.
Придется принять, что есть, по меньшей мере, два вида абстракции – абстракция интеллектуальная и чувственная. В первом случае образуются понятия о вещах и явлениях действительности, во втором перестраивается восприятие некоторых вещей и явлений действительности. При этом один человек видит или слышит такие признаки воспринимаемых явлений, которые другой человек не видит и не слышит. Так, художник способен более тонко, чем другие подметить пропорции воспринимаемых вещей, а человек, знающий иностранный язык, улавливает в звуках речи на этом языке неслышимые другому фонемы. В обоих случаях – это результат перестройки воспринимающей способности мозга. Образование в ней специально направленного устройства. Фонема как абстракция не произносима, т.к. всякий раз произносятся ее вариации, меняющиеся от их места в слове и от интонации. Но фонема слышима в том самом необходимом виде, который требуется звуковой структурой данного языка. Если бы таких требований не было, партнер коммуникации не различил бы в сенсорной продукции говорящего иерархических ступеней языка и не понял бы его. А понять – это значит получить понятие о той части действительности, о которой идет речь. То есть, для того, чтобы от чувственной абстракции добраться до понятий как области интеллекта, надо преодолеть иерархическое пространство языка. Это от начала до конца смысловой путь семантики.
У человека интеллект и язык усиливают друг друга. Это комплементарные звенья одного механизма. Без интеллекта нет языка, но и без языка нет интеллекта. Выше было отмечено, что интеллект есть и у животных и язык усиливает его тем больше, чем определеннее толкает на поиск ориентировки после принятого сигнала. Но у животных интеллект не усиливает языка. Язык остается все с тем же одним алфавитом сигналов, с каким образовался, потому, что животное, приобретая в индивидуальном опыте новые условно-рефлекторные связи, не способно с наличным алфавитом передать свой опыт другим.
Овладение человеком в процессе коммуникации синтетическим опытом поколений, метаязыковая обработка знаков и соответственное образование системы уровней приводит к перманентному усовершенствованию интеллекта. Такой интеллект предъявляет повышенные требования. Все, о чем можно говорить, должно быть образовано так, чтобы интеллект мог включить этот материал в систему понятий. Именно это требование интеллекта и приводит к тому, что перестраивается исходно чувственный опыт, восприятие – человек находит способ говорить о воспринимаемых вещах и явлениях то, что невидимо и неслышимо.
Влияние интеллекта на язык грандиозно. Создан искусственный язык – это письменная речь. Получилось так, что у одного и того же языка две речи – устная и письменная. В наше время создаются специальные научные языки и делаются опыты для создания языка, позволяющего организовать диалог человека с информационной машиной.