Смекни!
smekni.com

Первомайские лозунги в Советской России (1918 - 1943) (стр. 6 из 11)

Что же касается лозунгов 1929 года, посвященных внутренней политике, то в них предпочтение вновь отдается таким вопросам, как индустриализация, коллективизация и борьба против бюрократии. Рабочим советские власти обещают установить семичасовой рабочий день, но только при условии, что это не приведет к замедлению темпов индустриализации. Такие недостатки и факторы, замедляющие темпы индустриализации, как безделье и пьянство, подвергаются жесткой критике и подлежат искоренению путем соцсоревнований, рационализации производства, создания ударных бригад, а также путем критики со стороны профсоюзов, ужесточения трудовой дисциплины и при помощи других средств. Жизнь деревни также должна была измениться благодаря коллективизации, проведение которой почти полностью возлагалось на молодых коммунистов. Вслед за колхозами, теперь и совхозы - государственные сельхозпредприятия - рассматривались в качестве наиболее эффективного оружия в борьбе с кулаками. В первомайских лозунгах 1929 года развивается идея о более непосредственном участии рабочих в управлении государством и предприятиями. Это, очевидно, является ответом Партии на обвинения во все возрастающем разрыве между бюрократической машиной и рабочими Советского Союза. В лозунгах 1929 года впервые упоминается об антисемитизме, который, по-видимому, был все еще силен в Советском Союзе и который ставится в один ряд с деятельностью православных и католических священников, раввинов и членов все еще существующих религиозных сект. В этих лозунгах особенно отмечается необходимость единства Партии, которого ей по-прежнему не хватает, но при этом подчеркивается, что из ее рядов следует исключить "оппортунистов", "меньшевиков", "миротворцев" и особенно "троцкистов", обвиняемых в предательстве и открытом сотрудничестве с контрреволюционным лагерем.

В первомайских лозунгах 1930 года акценты расставляются уже совершенно по-другому. Бросается в глаза значительное сокращение числа лозунгов, касающихся вопросов внешней политики и всемирной революции. Упоминания о "Всемирной Октябрьской революции" и о Советском Союзе как "родине пролетариев всех стран" ушли в прошлое. Хотя Коминтерну по-прежнему отводилась роль не только лидера всемирного пролетарского движения и защитника всех угнетаемых колониальных народов, но боязнь раскола в его рядах нашла свое отражение в первомайских лозунгах 1930 года. Революционный шторм утих. Москва пристально следила за экономическим кризисом в западных капиталистических странах, который мог привести к активизации массовых выступлений, но пока она допускала возможность рабоче-крестьянской революции лишь в Китае и других странах Востока.

С другой стороны, советских рабочих вновь стремились убедить в том, что Советский Союз по-прежнему находится под угрозой нападения со стороны империалистических стран Запада. В лозунгах 1930 года Священный Синод впервые подвергается непосредственной критике как ярый противник советского режима и организатор борьбы против коммунизма. А социал-демократы, ранее считавшиеся противниками империализма, теперь также обвинялись в заговоре с Римом и в подготовке новых войн и атаки на Советский Союз. Единство и всевозможная поддержка Красной Армии со стороны промышленных предприятий, которым в этих лозунгах придавалось еще большее значение, должны были стать ответом советских рабочих и крестьян на "происки коварных капиталистов".

Лозунг "Даешь пятилетку за четыре года", содержал в себе как призыв прилагать больше усилий на промышленном фронте, так и призыв к своевременной "широкомасштабной борьбе с врагами-капиталистами". Идея пятилетки преобладала почти во всех лозунгах 1930 года, посвященных внутренней политике. Хотя в них рассматривались почти те же самые вопросы индустриализации, что и в лозунгах 1929 года, тем не менее, некоторые из них приобрели более отчетливый и более специфический характер. В них упоминались названия крупных строящихся заводов (которые впоследствии внесли огромный вклад в победу советской России над нацистской Германией). В лозунгах 1930 года также признается необходимость использования американской модели производства. Кроме того, соцсоревнования, необходимость проведения которых по-прежнему не вызывала сомнений, были неожиданно обвинены в чрезмерной публичности, что, по мнению авторов лозунгов, отнюдь не соответствовало их изначальной цели.

Лозунги 1930 года, рассматривающие проблемы сельского хозяйства, и, в первую очередь, проблемы коллективизации, практически ничем не отличались от лозунгов 1929 года, только в этом году их было гораздо больше. Лишь незначительные отличия, вызванные чересчур быстрыми темпами коллективизации, касались лозунгов, призывающих к превращению средних слоев крестьянского сословия в единый социальный класс. Среди других лозунгов 1930 года, касающихся внутренней политики, следует также отметить известные лозунги, критикующие недостатки советской системы, призывающие к борьбе с неграмотностью, антисемитизмом, пьянством и контрреволюционной деятельностью троцкистов и других партийных диссидентов. Самокритика была объявлена полезной и жизненно важной для безопасного функционирования советской системы. Как заявляет Ленин в одном из лозунгов, "так поступали все революционные партии, которые исчезли потому, что были слишком самоуверенны и боялись говорить о своей слабости, но мы не исчезнем, потому что мы не боимся говорить об этом, и мы научимся устранять недостатки".

В лозунгах 1931 года была вновь затронута тема величия Советского Союза на фоне распада капиталистического общества. Процветание Советского Союза противопоставлялось безработице, голоду и высокому уровню смертности в капиталистических странах. Лозунги призывали рабочих других стран следовать по пути советских рабочих. Обвинения в использовании принудительного труда в Советском Союзе назывались клеветой и выдумками, распространяемыми капиталистами и националистами.

Новые революционные волнения в мире, впрочем, нашли отражение лишь в двух лозунгах 1931 года. Китайская Красная Армия и китайские Советы были названы освободителями китайского народа от ига иностранных империалистов, а китайских генералов, землевладельцев и местной буржуазии. Авторы лозунгов также объявляли благодарность Испанской Коммунистической партии и испанским рабочим за героическую борьбу во имя свержения феодализма и капитализма.

Тем не менее, помимо слов поддержки и предложения принять курс, предложенный Лениным, лидеры российской Коммунистической партии больше не предлагали активной помощи рабочим других стран. Напротив, они искали поддержки со стороны рабочих других стран в случае возможной интервенции, тогда как империалистическая война, по их мнению, должна была превратиться в гражданскую войну между эксплуатируемыми и эксплуататорами. Таким образом, защита Советского Союза - "родины всех рабочих" теперь считалась первостепенной задачей каждого отдельного революционера, более важной, чем любые другие революционные выступления.

Всемирная революция теперь откладывалась на неопределенный срок. Она могла состояться лишь в том случае, если самые молодые члены Партии, пионеры, будут следовать заветам Ленина и идеалам Великой Октябрьской революции. Таким образом, в этом году угроза нападения на Советский Союз, казалось, начала приобретать реальные очертания. Задача по отражению возможного нападения возлагалась на Красную Армию, по-прежнему находящейся на страже интересов пролетариата и являющейся оплотом всемирной революции. С этой угрозой предполагалось бороться также путем индустриализации и интенсивной коллективизации. Страх перед угрозой возможного нападения служил для Москвы своего рода движущей силой. Как мы видим из лозунгов, с точки зрения технической оснащенности, Советский Союз отставал от развитых стран на пятьдесят лет, но советские власти обещали наверстать это отставание за десять лет.

Остальные лозунги 1931 года, посвященные внутренней политике, содержали те же ключевые слова, что и первомайские лозунги прошлых лет, что можно объяснить тем, что власти страны были слишком заняты либо подведением итогов третьего года первой пятилетки, либо восстановлением утраченного единства Партии, в которой наметился раскол из-за деятельности правых и левых "ревизионистов".

Первомайские лозунги 1932 года свидетельствуют о кризисе политического мышления и о полном отсутствии воображения, причем это касается как лозунгов, посвященных всемирной революции и международным вопросам, так и лозунгов, касающихся вопросов внутренней политики. За небольшим исключением, практически все лозунги этого года представляют собой уже известные клише прошлых лет, и в особенности прошлого 1931 года. Даже словарный состав лозунгов в большинстве случаев остался неизменным. Однако, редкие исключения характеризуются значительными изменениями. Так, напр., Красная Армия больше не называется оплотом "всемирной пролетарской революции", она призвана защищать лишь "рабочий класс всех стран мира". Каждый завод, совхоз или колхоз теперь открыто назывался неприступной крепостью, защищающей страну. В лозунгах 1932 года впервые были приведены слова Сталина, которые впоследствии стали традиционным первомайским лозунгом: "Нам не нужно ни одной полосы чужой земли. Но мы не отдадим никому ни пяди нашей земли". Таким образом, призрак войны уже тогда вынуждал Россию и ее проницательное правительство быть в состоянии не только полной технической, но и моральной готовности.

1 мая 1933 года Советский Союз вынужден был столкнуться с новой политической ситуацией - приход к власти Гитлера в январе этого года. По сравнению с двумя предыдущими годами, число лозунгов стало меньше и составило всего лишь 47 единиц. Вместе с тем, число лозунгов, касающихся вопросов внешней политики, значительно возросло. В 1933 году вновь появился лозунг, касающийся всемирной Социалистической революции. Рабочие всех стран призывались к революционной борьбе во имя Коммунизма против империалистов, капиталистов и фашистов. Успех первой пятилетки рассматривался теперь как стимул, который должен был побудить другие страны свергнуть капитализм и последовать примеру Советского Союза. Столкнувшись с "фашистской контрреволюцией", Москва, наконец, впервые поддержала и открыто высказала идею об объединении усилий коммунистов и социал-демократов в борьбе против капитализма. Но то, к чему мог привести подобный союз на практике, отчетливо показано в другом лозунге, призывающим рабочих покинуть лагерь поддерживающих буржуазию социал-демократов и вступить в ряды антифашистского Коминтерна.