Смекни!
smekni.com

О композиционно-тематическом развертывании церковной проповеди (стр. 3 из 4)

В ситуативно-сакральном блоке (это само по себе нестандартное сочетание тем), с которого начинается первая часть, проповедник приводит текст молитвы полностью, а затем говорит о глубоком духовном смысле этой молитвы. Далее автор сначала приводит цитату из молитвы (так вводится событийно-сакральная тема), а затем анализирует (духовная тема) обращение к Богу и все прошения по очереди. Проповедь соответственно представляет собой последовательное чередование композиционных блоков, в каждом из которых реализуется и предметная (событийно-сакральная), и духовная темы. Поучение, которым завершается первая часть проповеди, относится не к последнему анализируемому прошению, а ко всему предшествующему тексту в целом: «Итак, дорогие братья и сестры, помня и храня сокровенные в молитве преподобного Ефрема благие уроки, последуя им, мы обязательно привлечем к себе благодать Божию и соделаемся милыми Отцу своему Небесному, удостоимся зреть Горний Иерусалим и блаженствовать со всеми Небесными Силами и душами праведных. А поэтому всегда, и особенно в дни Великого поста, почаще будем взывать: Господи и Владыко живота моего… Аминь» [СМ]. Текст первой части замыкается молитвой, образуя тем самым кольцевую композицию.

В начале второй части, при реализации ситуативной темы, проповедник отсылает аудиторию к первому субтексту (реализация событийно-сакральной предметной темы): «В предыдущей беседе мы с вами, дорогие братья и сестры, останавливались на молитве преподобного Ефрема Сирина…» [СМ]. Затем автор отмечает духовный смысл этой молитвы (реализация духовной темы): «…что эта глубоко содержательная молитва исполнена покаянного и смиренного чувства и что каждое слово ее находит отклик в нашей душе и помогает нам познать свои страсти, пороки и возжелать добродетели, без которой никто не может приблизиться к Богу». Далее отсылочным образом реализуется событийно-сакральная тема: «В прошлый раз мы разобрали первые четыре прошения, в которых преподобный Ефрем Сирин просит Господа, чтобы он не дал ему духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия. И ныне мы продолжим нашу беседу» [Там же]. Композиционно-тематическое членение второй части подобно первой: происходит чередование предметной и духовной тем. Анализ восьмого (и последнего) прошения, в котором «преподобный Ефрем Сирин просит даровать ему дух любви», завершается поучительным блоком, относящимся именно к нему: «Возлюбите Бога, братия и сестры, за его к нам милосердие; любите и Матерь Его Святую за ее ходатайство о нас, грешных; любите и всех святых за их молитвы о нас, недостойных; любите отцов и матерей, вас родивших; любите и всех ближних ваших, даже и врагов ваших, и молитесь за них Богу, твердо памятуя, что в заповеди о любви к Богу и ближним состоит весь закон и пророки (Мф. 7, 12). Люби всех, и с Богом будешь, и Бог в тебе будет. А посему да не перестанем молить Господа, чтобы он даровал нам дух любви» [Там же]. Поучительный блок, относящийся ко второй части текста и ко всей проповеди в целом, содержит и предметную (а), и духовную (б) тему: «Дорогие мои, время быстро бежит, пробегают месяцы и годы, приближая нас к тому исходу, к тому концу, когда навечно решена будет наша участь. Добрая жизнь оправдает нас, худая, нерадивая — осудит. (а) Поэтому будем с умилением просить Господа: Господи и Владыко живота моего, дух… целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (б) Аминь».

Второй вариант композиционно-тематического развертывания проповеди — это сокращенная базовая схема, которая состоит в следующем: после раскрытия ситуативной автор сразу переходит к развитию духовной темы, опуская текстовое развитие событийно-сакральной темы. При этом последняя присутствует при реализации духовной темы в свернутом виде, эксплицируется через набор единичных номинаций (рис. 3).

Так нередко происходит в текстах проповедей митр. Антония Сурожского, например в проповеди, произнесенной 6 января 1974 г. на праздник Воскресения святых отцов [Митр. Антоний, 2002] 6 . Проповедь начинается с реализации ситуативно-сакральной темы: «В преддверии Рождества Христова… как трогательно и вдумчиво Церковь вспоминает всех тех, которые свою плоть, свою жизнь дали, чтобы родился Спаситель. Сегодня праздник предков Господних» [ВС]. Далее автор, не рассказывая об истории праздника, не повествуя о святых праотцах, сразу переходит к истолкованию духовного смысла праздника. Переход к духовной теме происходит на логических основаниях, формально он реализуется через смену тематических полей.

«Тело» текста включает в себя лексемы, отражающие событийно-сакральную тему (предков Господних, все те, все прошлое человечества, люди, который, всех тех, кто был плотью и кровью, это родословие Христа, все прошлое этой родословной) и расположенные в сильных позициях текста (в начале и конце каждой микротемы). Они не образуют функционально-текстового поля, а подсоединяются к основному полю, образованному лексикой духовной темы (Христос, праведное и грешное человечество, святость, грех, человеческая немощь, потемненность сердца, восстание плоти, бушевание истории и жизни, свет, правда, святость, мечта и др.). Композиционно-тематический блок, отражающий развитие духовной темы, включает также советы автора слушателям, как достичь гармонии, идеала: «…Вспомним всех тех, которые были нашими предками, вдумаемся в это родословие Христа; вглядимся в эти имена»; также в этом блоке автором задается цель, которой должен следовать каждый человек: «…каждый из нас призван подвигом жизни, творением и борьбой, через победы и поражения, идя к Богоотданности, идя к святости, то есть посвященности всего себя Богу, не только себя спасти, оправдать не только свое временное существование на земле, но оправдать жизнь тысячелетий, живущих в нашей плоти и в нашей душе» [ВС]. Таким образом, экспликация духовной темы сопряжена с открытым выражением модальности.

Здесь и в заключительной части проповеди эксплицируется то же соотношение событийно-сакральной и духовной тем, что и в основной части: в сильной позиции начала блока номинативно представлена событийно-сакральная тема (все прошлое этой родословной), основной же массив лексики связан с реализацией духовной темы (жизнь, труд, подвиг, устремленность к Богу, тоска по Нему, борьба за Него, за Его победу в нас). Назидательная цель в заключении не эксплицируется, поскольку эксплицирована ранее, она выражается как свершившийся факт: автор выражает восхищение самой возможностью следовать Богу и возносит благодарственную молитву за дарованный человечеству шанс осмыслить и оправдать все прошлое нашего рода и его принести Богу как дар, что усиливает для слушателя воздействующий эффект.

Наши наблюдения показывают, что наличие/отсутствие собственно текстовой реализации (в виде обособленного текстового фрагмента-повествования или фрагмента-описания) событийно-сакральной темы зависит от уровня приобщенности аудитории к религии, а также от типа церкви, где произносится проповедь (монастырь, приходская церковь). Аудитория проповедника традиционно делится гомилетами на неопытную в делах веры, которой «потребно млеко», и на опытную, которой можно давать «твердую пищу». Таким образом, если перед приходским священником находится маловоцерковленная аудитория, то событийно-сакральный блок, с разной степенью подробности повествующий о значимых священных событиях, будет не просто наличествовать, но занимать значительную по объему часть проповеди. Если же перед священником находятся постоянные прихожане и он знает о высоком духовном уровне большинства из них, то возможно свертывание событийно-сакрального блока до сравнительно короткого по набору составляющих его единиц номинативного ряда. Аналогично если проповедь произносится во время службы в монастыре перед братией и постоянными прихожанами, то вероятность свертывания событийно-сакрального композиционного блока в номинативный ряд в составе духовного блока достаточно велика. На воскресных же службах зачастую присутствуют люди невоцерковленные, экскурсанты, и тогда событийно-сакральный блок с целью просветительской, катехизаторской развертывается священником в самостоятельный пространный субтекст.

Акцент на прагматическом аспекте композиционного членения проповеди позволяет сделать следующие замечания. Ситуативная тема важна как организующая ситуацию общения: повод к духовному общению увязывается с сегодняшним днем проповедника и его паствы на основе религиозного (иногда, много реже, светского) календаря. Предметная событийно-сакральная тема создает у слушателей развернутое эмоционально окрашенное представление о событии, вводит их в сакральную сферу с помощью создания чувственного образа сакрального явления. Повествуя о сакральных событиях, автор приближает духовный мир к слушателям, заинтересовывает, вводит их в сферу высокой духовности через ворота непосредственного восприятия (известна сила воздействия повествования на базе его наглядности и активности передаваемых действий). С помощью событийно-сакральной темы наглядным образом (на образцах) задается идеальная модель поведения, основанная на щадящей или строгой этике [см.: Кант, 1987, 575]. В проповедях для рядового верующего представлены нормы щадящей этики (действие, вызывающее одобрение, состоит в воздержании от определенных действий), в проповедях монастырских, для братии, представлены нормы строгой, новозаветной этики (греховности противостоит святость, сверх-должное деяние) [см.: Верещагин, Костомаров, 2005, 869—870].

Духовная тема представляет собой анализ сакрального события, истолкование его духовного смысла. Цель автора — вывести слушателей на уровень рационально-духовных обобщений, противопоставить сакральный и профанный (грешный) мир, указать причины (грехи), мешающие слушателям достичь спасения, приблизиться к Богу, и, главное, указать пути преодоления греховности. В заключительной части проповеди, где духовная и предметная темы сливаются, цель автора — призвать слушателей к исправлению, побудить к действию по изменению своего духовного мира, по достижению духовного идеала, т. е. спасения. В этой назидательной части, в отличие от предыдущих композиционных блоков, эксплицируется основная цель целого текста, так что проповедь предстает жанром открыто назидательным.