Смекни!
smekni.com

Русский язык в Интернете. Тенденции развития (стр. 2 из 14)

Попытаемся рассмотреть истоки появления нового контркультурного сообщества в Интернете. Мы можем гордиться, что русский язык склонен изменяться, но нам должно быть стыдно за то, КАК он метаморфизируется. В моей работе я остановлюсь на языке, который зародился сначала в письменном виде – в Интернете, и только позднее появляющиеся в нем новые слова и выражения стали перениматься устной речью.

Первым официальным появлением Интернет-сленга в общественно-политической жизни страны и прессе стала дата 29 апреля 2005 года, когда в Москве около памятника им. Маркса состоялся протест против задержания в Минске сторонников политического движения «Яблоко» и журналиста NewsWeek. Протестанты были замечены с плакатами типа «Луку – в Бобруйск!», «Лукашенко, выпей йаду!» и др. Вероятнее всего было бы предположить, что неверно написанное слово «яд» являлось пародией на белорусский язык, где слова пишутся так, как произносятся. На самом деле ситуация была совсем другой.

Как отмечалось позднее в статье «У языка есть афтар» (А.Вернидуб, 2005, 1) : «Даже не все митингующие поняли эти лозунги. Потому что еще не все выучили новые правила русского языка, которые придумали в Интернете. Но скоро выучат. Пока ученые предпринимали робкие попытки вставить букву «у» в «брошюру» и «парашют», в Сети произошло гораздо более смелое сближение орфографии с фонетикой. «В Бобруйск, жывотное», «Аффтар жжот», «Ржунимагу», «Фтему», «Фтопку» - эти выражения уже знакомы не только молодым бездельникам, но и взрослым людям. Их теперь можно услышать на поэтическом вечере и прочитать на страницах респектабельной газеты, их употребляют от Комсомольска-на-Амуре до Парижа и даже борются с ними - однако аналогии с Эллочкой Людоедкой из «12 стульев» не помогают. Наоборот, благодаря пародиям этим вирусом скоро могут заразиться все, кто хотя бы раз в неделю садится за компьютер».

Если основным постулатом обновления языка раньше считалось словообразование или, к примеру, заимствование иностранных слов, то теперь сленг Интернета вносит свои поправки.

 

1.1.2. Статистические данные

Аудитория Рунета

Опираясь на исследования Miniwatts Marketing Group, можно сказать, что из 6,4 млрд. человек, живущих сегодня на планете, Интернетом пользуются почти 15%. Примерно половина из этих людей являются регулярными пользователями (А. Прохоров, 2006, 1) .

Для более детального анализа интернет-аудитории в России интересно обратиться к статистическим данным (фонд «Общественное мнение», 2005, 3) . Распределение пользователей Интернетаа по стране весьма неравномерно (рис. 1) - в Москве проживает 20% всех интернет-пользователей.

Р

ис. 1. Распределение числа пользователей Интернета по регионам (фонд «Общественное мнение», 2005, 3) .

Регулярная интернет-аудитория в Москве достигает 2,8 млн. чел., в Петербурге - 850 тыс., тогда как в каждом из остальных регионов Интернетом регулярно пользуется не более чем 220 тыс. человек.

Рис. 2. Интернет-проникновение в различных регионах на основании данных о недельной аудитории (фонд «Общественное мнение», 2005, 3) .

Тематические группы

Анализ посещаемости ресурсов Рунета по тематическим группам позволяет выявить степень популярности тех или иных тем. На рис. 3 представлена диаграмма, построенная на основании ежемесячных данных о посещении ресурсов в Rambler’s Top-100. ( Rambler , 2007, 1)

Как видно из диаграммы, тематические группы «Компьютеры и Интернет» и «Развлечения» многократно превышают все остальные категории.

В

целом доля России на мировом уровне пользования Интернетом составляет 11% от общего числа стран. Популярность мест пользования Интернетом выглядит следующим образом: 35% российских пользователей используют Интернет дома, 42% - на работе, 18% - по месту учебы, 11% - в Интернет-кафе, 16% - у друзей, 3% - в других местах. Доля пользователей в возрастных группах составляет: возрастная группа от 18 до 24 лет занимает 29% от общего числа пользователей, группа от 25 до 34 лет занимает 15%, 35-44 – 14% и группа 45-54 составляет 5%. Как мы видим по данным статистики, Интернет остается прерогативой молодежи. Доля пользователей в сети Интернет с разным образованием распределилась таким образом: 35% пользователей имеют высшее образование, среднее специальное – 37%, среднее общее и ниже среднего – 26% и 2% соответственно (Ю. Васильева, 2006, 1).

(фонд «Общественное мнение», 2005, 3) .

1.1.3. Психология Интернета

 

«Киберпространство - один из способов изменения состояния сознания. Как и в измененном состоянии сознания вообще, киберпространство и все, что в нем происходит, кажется реальным - часто даже более реальным, чем действительность». (Дж. Сулер , 2006 )

 

С появлением Интернета обществу открылись широкие рамки для общения и самовыражения.

Можно с уверенностью отметить, что психология поведения в интернете в наше время утверждается эпохой постмодерна. «Определенное соответствие базовых особенностей виртуальной реальности этосу разворачивающегося проекта постмодерна может быть раскрыто по следующим пунктам:

1) анонимность коммуникации в виртуальности (интернет никому не принадлежит и не контролируется, следовательно - не управляется) соответствует общему кризису рационализма сегодня, утверждению иррациональности социального бытия, утрате социальной реальностью своей определенности и устойчивости;

2) построенное по принципу гипертекста виртуальное пространство, возможность «игры» с ролями и построением множественного «Я» в интернете во многом напоминает реальность постмодерна как принципиально множественной, следовательно, требующей от человека постоянных переключений на различные социальные ситуации;

3) единственная реальность личности в виртуальности суть реальность самопрезентации, в это же время многие исследователи культуры постмодерна отмечают, что сегодня «Я» как регулирующая и смыслообразующая структура становится избыточным; социально необходима становится лишь инсценировка своей индивидуальности, в результате личность проявляет себя лишь через «фасад» Я, т.е. через самопрезентации;

4) виртуальное пространство предлагает человеку максимум возможностей для любого рода конструирования (как СМИ - в конструировании новостей, как средство коммуникации - в конструировании адресата сообщения, как сообщество - в конструировании норм взаимодействия и пр.) В реальности постмодернистское состояние неопределенности вызывает к жизни креативного субъекта; в силу потери социальных ориентиров возрастает необходимость конструирования социальных отношений и собственной идентичности» (Войскунский А.Е, 2006, 4).

Хотелось бы отметить, что исходной точкой возникновения и развития различных постулатов являются сообщества, возникающие в сети Интернет.

«Информация не бывает в чистом виде. Она всегда несет некий воспитательный эффект. А вот сейчас очень актуальна проблема - здесь надо говорить тонко, это, конечно же, не цензура, но это выработка этических принципов, на которых мы строим Сеть. И понятно, что такие этические принципы могут поддерживаться только определенными сообществами» (Радиостанция «Маяк», 2000) . И далее: «…строка из стихотворения Пабло Неруды: "Когда я увижу море в следующий раз, неизвестно увидит ли оно меня". Я бы не понял этой фразы никогда, если бы в этот момент я не стал бы уже жителем Интернета. Потому что Интернет - это, конечно же, море, в котором есть опасность утонуть. В каком смысле утонуть? Потерять себя. Забыть о том, с какими интересами ты пришел сюда. И увлечься чем-то, что тебе предложили в Сети» (Радиостанция «Маяк», 2000) .

Исследователи отмечают, что большая часть интернет-зависимых (91%) пользуется сервисами Интернет, связанными с общением. Интернет-зависимость становится возможной благодаря отличиям реального общения от виртуального. Главенствующим фактором, благодаря которому явление получило широкое распространение, является анонимность личности в Сети.

«Таким образом, Интернет является привлекательным в качестве средства ухода от реальности за счет возможности анонимных социальных интеракций. Особое значение здесь имеет чувство безопасности и сознание своей анонимности при осуществлении интеракций, включая пользование электронной почтой, чатами, ICQ. Во-вторых, это возможность для реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью. И последний пункт - это неограниченный доступ к информации - информационный вампиризм». (проект «Психология Интернета», 2005, 1).

Подведя итоги, отметим, что сетевое общение дает каждому коммуниканту три основных права:

- речевая свобода, самовыражение

- право выбора индивидуальной манеры общения

- анонимность / ненаказуемость.

В обществе выделяется коммуникативный лидер, который наиболее выделяется манерой общения и благодаря высокой экспрессивности речи вызывает волну подражания.

1.1. Основные течения

 

Люди с общими интересами создают в Интернете своего рода «сообщества». Исторически можно выделить несколько основных течений в сети Интернет: кащениты, «ТВН-щики», «тролли» и, самое массовое явление последнего десятилетия, - течение «падонков». Рассмотрим их более подробно в порядке их возникновения.