Умышленная неграмотность
Существует распространенная точка зрения, что «падонки» - течение, основанное на отрицании существующих правил правописания. Все же, несмотря на большое количество эрративизмов, в языке «падонков» присутствует стремление к систематизации.
Например, вполне общепринятыми признаются аббревиатуры: «плз» (от англ. please), «псп» (производное от спасибо), «прет» (производное от привет), «щя» (производное от сейчас). Заимствованные слова, главным образом, из английского языка, прижились настолько, что склоняются и спрягаются по законам русского языка. (например: апгрейдить - апгрейдил <от англ. upgrade>). Многие из них используются в определенном контексте уже чаще, чем исконно русские.
Существуют сообщества , занимающиеся просветительством в новой грамматике . Например, одно из самых известных: сообщество «Пешу правелльно» (подробнее см. Практическую часть).
У «падонков» есть даже свой «манифест», т.н. «манифезд антиграматнасти». Позволим себе процитировать его полностью:
«МАНИФЕЗД АНТИГРАМАТНАСТИ Мы прынцыпиально протиф так называимай "граматнасти" в Сити. Мы щитаем что конкурз ЗАЛАТАЯ КЛЯ в сваей аснови пряма ВРИДИТ развитию русква изыка и рускай славеснасти, падвадя саздатилей уебсайтав к НАСИЛАВАНИЮ нашива раднова изыка с помащью спелчекирав и других филтрав убивающих все жывое, чиво есть в магучим нашым изыке.
Мы уверины что ни саздатили уебсайтав палучивших "аттлично", ни сами арганизатары конкурза НИ ЯВЛЯЮЦЦА ГРАМАТНЫМИ людми - проста у них харошие спилчекиры!
Па мери савиршенства кампютырных спилчекирав руский изык ишо болще патеряит сваих нипасредствиннасти и абаяния. Паэтому все художники рускава слова далжны бросить вызав убиванию нашива живова изыка биздушными автаматами! Галавный Принцып нашева великава движения ПОСТ-КИБЕР гаварит: "настаящие исскувство новава тысичулетия - это то что ни можыт делать кампютыр, а можыт делать тока чилавек!!!"
"Биз грамотичискай ашипки я русскай речи ни люблю!", писал наш лудший паэт Аликсандыр Сиргеич Пушкин, и эти слава мы бирем дивизом на наш флак В БАРЬБЕ С ЗАСИЛИЕМ БИЗДУШНАЙ КАМПЬЮТЫРНОЙ ПРАВИЛНАСТИ, каторую нам навязывают гацкие робаты-акуппанты!!!!
Ат имини WWW.FUCK.RU - Мэри Шелли, уражденая Уолстанкрафт-Годвин» (Ресурс Fuck . ru , 2004).
Падонки предложили:
- новый стиль орфографии
- новый способ самовыражения
- новое мировоззрение
1.2.4.4. Источники.
В чем заключается «новаторство» «падонков»? Орфографически грубо нарушенный стиль, фонетически более доступный. Вполне возможно, что источники – в детских книгах и мультфильмах.
Рассмотрим возможные «источники вдохновения» прародителей «падонков».
В
первую очередь, советские мультфильмы для детей. Сова из Винни-Пуха (м/ф "Винни-Пух и день забот" в русском переводе "Винни-Пух и все-все-все" Б. Заходера), написавшая на табличке у входа «Прашу падергат и ждать атвета» (см. рис.1), и далее «Прашу стучать если ни атвичают. Сава» (см. рис.2).Или, например, всемирно известный писатель Николай Носов и его «Незнайка на Луне» (Носов Н., 1965):
«- Незнайка! - закричал он испуганно. - Деньги исчезли!
- Куда же они могли деться? - спросил, вбегая, Незнайка.
- Не представляю себе! - развел Козлик руками. - Должно быть, нас обокрали.
Тут он заметил на одной из полочек шкафа клочок бумаги и два железнодорожных билета.
- Постой, тут записка есть, - сказал Козлик и принялся читать вслух. "Дорогие друзиа! - было нацарапано в этой записке неровными печатными буквами. - Мы вынуждены спасаца бегством. Вазмите белеты, садитес напоизд и валяйте бес промиддения в Сан-Комарик, где мы вас стретим. Ваши доброжилатили Мига и Жулио"».
В рассказе "Фантомас" детского писателя В. Драгунского из серии «Денискины рассказы» есть следующая цитата:
«А "Фантомас" - другое дело! Во-первых, тайна! Во-вторых, маска! В-третьих, приключения и драки! И в четвертых, просто интересно, и все! И конечно, все мальчишки, как эту картину посмотрели, все стали играть в Фантомасов. Тут главное - остроумные записки писать и подсовывать в самые неожиданные места. Получается очень здорово. Все, кто такую фантомасовскую записку получает, сразу начинают бояться и дрожать. И даже старухи, которые раньше у подъезда просиживали всю свою сознательную жизнь, сидят все больше дома. Спать ложатся просто с курами. Да оно и понятно. Сами подумайте: разве у такой старушки будет хорошее настроение, если она утром прочла у своего почтового ящика такую веселую записочку:
Бириги сваю плету! Она ща как подзарвется!
Тут уж у самой храброй старушки всякое настроение пропадет, и она сидит целый день на кухне, стережет свою плиту и пять раз в день Мосгаз по телефону вызывает. Это очень смешно. Тут прямо животики надорвешь, когда девчонка из Мосгаза целый день туда-сюда по двору шныряет и все кричит:
- Опять Фантомас разбушевался! У, чтоб вам пропасть!..
И тут все ребята пересмеиваются и подмигивают Друг другу, и неизвестно откуда с молниеносной быстротой появляются новые фантомасочные записочки, у каждого жильца своя. Например:
Ни выходи ночю на двор. Убю!
Или:
Все про тебя знаим. Боись сваей жены!
А то просто так:
Закажи свой партрет! В белых тапочках».
«И вот однажды спускаюсь я с лестницы и вижу на его почтовом ящике
рваненькую, кривую записку. Читаю:
Кол, а Кол!
фкалю ф тибя укол!
В этом листке были красным карандашом исправлены все ошибки, и в конце стиха стояла большая красная единица. И аккуратная, четкая приписка:
Кому бы ты ни писал, нельзя писать на таком грязном, облезлом обрывке бумаги. И еще: советую повнимательней заняться грамматикой.
Через два дня на двери нашего Кола висел чистый тетрадный листок. На листе коротко и энергично было написано:
Плевал я на громатику!» (Драгунский В.)
На наш взгляд, основателем «падонков» является Илья Зданевич (1894–1975), один из представителей русского авангарда, а также петербургское общество художников и писателей «Бескровное убийство» (представители: М. В. Ле-Дантю, О. Лешкова, Н. Лапшин, Н. Янкин, В. Ермолаева, Е. Турова, Янко Лаврин и др.). Зданевич, будучи редактором литературного и политического журнала «Северные записки», основател общество «Свобода искусству», - объединившее под общей идеей писателей, художников, актеров. Интересно, что В. Маяковский выступил против манифеста «Свободы искусству».
Общество с течением времени распалось и было воссоздано уже под названием «Искусство. Революция». (представители: В. Ермолаева, Е. Турова, Н. Лапшин, Л. Бруни, Н. Любавина, О. Брик).
Зданевич является также основателем ассоциации «41°» (Зданевич, Терентьев, Крученых). В этот период он издает три пьесы:: «асЕл напракАт» (1918), «Остраф пАсхи» (1919), «згА Якабы» (1920).
Интересен факт, что, переехав в 1921 году во Францию, Зданевич был избран секретарем Союза русских художников в Париже. С французскими «дадаистами» приверженцам его идей не удалось найти общий язык, судя по всему, главным фактором при этом был языковой барьер – трудность воспринимания языковой игры. В этот период был организован кружок «Через» (представители: В. Парнах, Г. Евангулов, Б. Поплавский, С. Шаршун, Б. Божнев и др.). Зданевич написал два романа: «Парижачьи» (1923), «Восхищение». Позднее, он возвращается к поэзии, написанной уже в традиционном стиле (сборник «Афат», 1940, «Письмо», 1948).
Янко Лаврин, стоит отметить, исследовал нравы и обычаи албанского народа и издал книгу «В стране вечной войны. Албанские эскизы» (СПб., 1916 г.). «Бескровное убийство» в качестве рецензии выпустило пародийную поэму: «Янко — круль албанскай» (СПб, 1916 г.) на «перевернутом» языке.
Позволим себе вырезки цитат из этой книги:
«граждани вот действа янко круль албанскай знаминитава албанскава паета брбр сталпа биржофки пасвиченае ольги ляшковай здесь ни знают албанскава изыка и бискровнае убийства дает действа па ниволи бис пиривода так как албанский изык с руским идет ат ывоннава... пачиму ни смучяйтись помнити шта вот изык албанскай…
..реф мелких чисоф
..разбойники
ривут за сценай
хорам
..вбигают
..первай разбойник
абвг дижзий клмно прсту фхцчш
щъь ы ыюя ижыца аб вгд жзик
..фтарой
лмн? оп рст? уф хцчшщ? ъ?ы?ь?
..первай
фтарой
аркестрам
..за нажи дируцца
врываюца разнимают
аркестрам
..янко
цапаит
карону
..разбойники
ривут пляшут
хорам
..янко
ни можыт атклeица
воит
..режут янку
янко умираит
..реф сумирчи моря
..канец"
(Зданевич И., 1916)
«Янко круль албанскай» написана на мнимом албанском языке, впрочем, с приоткрывающим его тайну заявлением, что «албанская язык идёт ат ывоннава», т.е. от языка самого Зданевича» (Маркова В.Ф., 1968).
1.2.4.5. Подобное течение в искусстве.
Во времена Зданевича, М. Ларионов пытался организовать новое течение в искусстве – «лучизм». Существовал даже своего рода манифест: «Лучизм – это учение об излучаемости. Излучение отраженного света (цветная пыль). Рефлективность. Лучизм реалистический, изображающий существующие формы. Отрицание форм в живописи как существующих помимо изображения в глазу. Условное изображение луча линией. Стирание границ между тем, что называется картинной плоскостью, и натурой. Учение о творчестве новых форм. Форма пространственная, форма, возникающая от пересечения лучей различных предметов, выделенная волей художника» (Ковтун Е, 1999, 11).
«Лучизм Ларионова…был неким третьим путем нонфигуративного искусства 1910-х годов, своеобразным компромиссом между экспрессивным абстракционизмом В. Кандинского и конструктивизмом К. Малевича» (Ковтун Е., 1999, 12).