Смекни!
smekni.com

Понятие когнитивного стиля и его роль в функционировании познавательной сферы личности при обучении иностранному языку (стр. 3 из 4)

В отечественной психологии стилевые исследования изначально были связаны с установкой объяснить личность и предсказать ее поведение посредством изучения индивидуально-своеобразных способов организации познавательной деятельности. Именно поэтому в отечественной науке наиболее распространен подход к изучению когнитивных стилей в структуре индивидуального стиля познавательной деятельности (Е.С. Алешина, О.С. Дейнека, М.А. Холодная, Д.В. Сочивко и др.).

М.А. Холодная определяет когнитивный стиль как процессуальную характеристику интеллектуальной деятельности. «Когнитивные стили - это тонкие инструменты, с помощью которых строится индивидуальная “картина мира”. В зависимости от степени зрелости лежащих в их основе когнитивных механизмов, те или иные когнитивные стили будут способствовать либо объединению, субъективации этой картины мира, либо ее обогащению, объективации. Таким образом, когнитивные стили выступают в качестве своего рода посредника между “когнитивным миром” субъекта и “миром реальности”, обеспечивая, в конечном счете, такое уникальное человеческое качество, как “индивидуальность творческого ума”» [4. C. 67].

Согласно М.А. Холодной, когнитивные стили являются частной формой индивидуальных «познавательных стилей», которые - как более широкое по объему понятие - характеризуют индивидуальносвоеобразные способы изучения реальности [4. C. 294]. Она выделяет четыре группы познавательных стилей и соответствующие им уровни стилевого поведения: стили кодирования информации, стили переработки информации (когнитивные стили), стили мышления и эпистемологические стили.

Мера выраженности в индивидуальной репрезентативной системе того либо другого способа представления информации - в зависимости от доминирования определенного типа модальности - характеризует присущий данному человеку стиль кодирования информации:словесно-речевой,визуальный,предметно

практический, сенсорно-эмоциональный. При этом каждый стиль кодирования информации оказывает влияние на формирование когнитивных стилей. Так, например, словесно-речевой стиль кодирования информации лежит в основании таких когнитивных стилей, как узкий / широкий диапазон эквивалентности; узкая / широкая категоризация; аналитический / тематический стиль; когнитивная простота / сложность; конкретная / абстрактная концептуализация; толерантность к нереалистическому опыту и т. д.

Когнитивные стили (стили переработки информации) М.А. Холодная определяет как индивидуальносвоеобразные способы восприятия, анализа, структурирования и категоризации своего окружения.

Под стилями постановки и решения проблем (стили мышления, интеллектуальные стили) понимают индивидуально-своеобразные способы выявления и формулирования проблемной ситуации, а также способы поиска средств ее разрешения. В зависимости от меры самостоятельности и творческого подхода человека к решению какой-либо проблемы М.А. Холодная выделяет адаптивный, эвристический, исследовательский, инновационный и смыслопорождающий стили мышления [4. C. 311].

Эпистемологические стили - это индивидуальносвоеобразные формы познавательного отношения к окружающему миру и самому себе как субъекту познавательной деятельности. К эпистемологическим стилям М.А. Холодная относит рациональный (с ориентацией на поиск сходства, обобщений и закономерностей); эмпирический (с ориентацией на наблюдение и анализ непосредственных впечатлений); конструктивно-технический (с ориентацией на экспериментирование и моделирование); рефлексивно-метафорический (с ориентацией на изучение оснований происходящего, а также с опорой на интуицию), хаотический (с ориентацией на реализацию сверхзначимой субъективной цели-идеала, сопровождающуюся проявлениями дезорганизации интеллектуальной деятельности в связи с чрезмерно узкой и интенсивной концентрацией внимания).

Таким образом, познавательные стили проявляются в виде выраженности тех или иных форм представления информации, сформированности механизмов непроизвольного интеллектуального контроля, меры ин- дивидуализированности способов постановки и решения проблем, а также степени интеграции когнитивного и аффективного опыта.

Другое направление в исследовании когнитивных стилей связано с понятием индивидуального стиля деятельности. В исследованиях пермской психологической школы (Климов, 1969; Мерлин, 1986, 1990) стиль рассматривается в контексте теории деятельности на основе типологического подхода к анализу свойств нервной системы, разрабатываемого в школе Б. М. Теп- лова - В. Д. Небылицына. Индивидуальный стиль деятельности понимается авторами как обусловленная типологическими особенностями нервной системы устойчивая система способов оптимального осуществления деятельности. Многочисленные эксперименты показали, что природным основанием исследованных стилевых характеристик деятельности являются свойства нервной системы инертность - подвижность, соотнесенные с ориентировочно-исполнительными и контрольными фазами действий [17].

По мнению Е.А. Климова, проявление стиля деятельности многообразно - «под индивидуальным стилем следовало бы понимать всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности» [10. С. 47]. В исследовании Е. А. Климова выделяются две основные составляющие индивидуального стиля деятельности - «ядро» и «пристройка» к нему. Ядром стиля деятельности были названы такие особенности, способы деятельности, которые непроизвольно и без заметных субъективных усилий провоцируются в данной субъективной обстановке на основе имеющегося у человека комплекса типологических свойств нервной системы. В качестве пристройки отмечены особенности деятельности, которые вырабатываются в течение некоторых более или менее продолжительных поисков рациональных приемов работы, адаптации к объективным требованиям деятельности. Таким образом, по мнению автора, индивидуальный стиль деятельности - явление формируемое и корректируемое.

Согласно единой концепции стиля человека А.В. Либина когнитивный стиль является одной из составляющих индивидуального стиля как интегральной, формально-динамической характеристики личности. А.В. Либин представляет структуру личности в виде формально-динамической модели, включающей в себя четыре базовых интегральных параметра, не являющихся автономными образованиями, а находящимися в общем поле взаимодействия, характеризующемся паттерном индивидуальных проявлений: темперамент, стиль, способности (включая интеллект) и характер. Ученый отмечает, что функционирование стиля обеспечивается действием механизмов, опосредующих взаимосвязь параметров разных психологических образований: темперамента - интеллекта, характера - способностей, способностей - темперамента, темперамента - характера. Автор выстраивает стилевые уровни иерархически: от преимущественно биологически детерминированных к социально обусловленным, определяя промежуточное положение индивидуального стиля между различными психологическими образованиями [11. С. 182].

Таким образом, понятие индивидуального стиля деятельности в отечественной науке подчеркнуло принципиально иной, чем в зарубежной психологии, аспект в понимании когнитивных стилей: активность индивида в самостоятельном формировании способов осуществления деятельности во взаимодействии с биологически заданными факторами индивидуальных различий.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что когнитивные стили относятся к числу базовых характеристик индивидуальности. С одной стороны, они являются сложным взаимодействием биологических и социокультурных (средовых) факторов. Стилевые параметры коррелируют со множеством разных психологических характеристик индивидуальности, таких как особенности сенсомоторики, и психофизиологическими характеристиками человека, в том числе с темпераментом [2. C. 310]. С другой стороны, когнитивный стиль связан со всеми уровнями индивидуальных свойств, влияет на индивидуальный стиль деятельности и сам, в свою очередь, от него зависит [6. С. 105]. Он детерминирует индивидуальные формы репрезентации объекта в познавательной сфере и стратегии когнитивной деятельности. Когнитивные стили обладают индивидуальной вариативностью, имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности и не сводятся к знаниям, умениям и навыкам человека [18. Т. 1. С. 1541]. Они характеризуют специфику склада ума конкретного человека и отличительные особенности его интеллектуального поведения, причем каждый когнитивный стиль отвечает за определенный аспект процесса принятия решений. Таким образом, когнитивные стили - в полном соответствии с исходной идеологией стилевого подхода - отвечают за построение реалистической (объективированной) ментальной «картины события» и регуляцию аффективных состояний с точки зрения их влияния на процесс познавательного отражения. При этом, как отмечает М.А. Холодная, «различия в когнитивных стилях - это, по сути, различия в особенностях действия механизмов построения репрезентации происходящего, которые, как можно полагать, обусловлены различиями в особенностях состава и строения когнитивных психических структур, предопределяющих, в свою очередь, своеобразие когнитивного пространства индивидуального интеллекта» [4. C. 55].