Смекни!
smekni.com

Задачи и этапы проведения следственного допроса, формы фиксации результатов проведения допроса (стр. 2 из 5)

Цель допроса состоит в получении полных и объективно отражающих действительность показаний. Эти показания служат источником доказательств, а содержащиеся в них фактические данные - доказательствами [4].

Как любое сложное процессуальное действие, допрос подразделяется на ряд стадий, в ходе которых последовательно решаются промежуточные задачи и достигается конечная цель. Весьма подробно процессуальная характеристика стадий допроса описана в многочисленных учебниках криминалистики. Однако характеристика допроса как процесса психологического взаимодействия двух сторон - следователя и допрашиваемого - требует пояснений, так как не вполне совпадает с процессуальной.

Существует несколько этапов допроса:

а) подготовительный этап. Он предшествует непосредственной встрече следователя и допрашиваемого. Главными его задачами выступают:

- получение максимального объема информации о допрашиваемом, формирование цели допроса;

- установление наличия и качества имеющихся доказательств;

- основной целью — психологическая и тактическая подготовленность следователя к проведению допроса.

Цель допроса определяет генеральную линию поведения следователя, особенности применения им тех или иных приемов и методов допроса. В зависимости от вида допроса целей может быть несколько и последовательность их достижения потребует изменения его тактики, используемых средств и методов.

Наличие максимально полной информации о допрашиваемом крайне важно для установления психологического контакта с ним, что нередко является основным фактором, определяющим результаты допроса. К такой информации можно отнести: особенности личности, привычки, интересы, увлечения, пороки, жизненные цели, ценности, убеждения, профессиональные умения и навыки и т.д. Эти сведения можно почерпнуть из протоколов допросов и объяснений других лиц, других материалов уголовного дела, данных оперативных служб, служебных характеристик, публикаций в прессе и т.д.

Психологическая подготовленность следователя к допросу имеет важнейшее значение для его успешного проведения, так как любой допрос, а в особенности в ситуации конфликта, требует огромного психического напряжения, психологической гибкости, готовности быстро менять тактику и находить выход из сложных ситуаций. Это достигается умением хорошо владеть устной речью, невербальными средствами коммуникации, специальными психологическими приемами воздействия на допрашиваемого, способами психологической защиты[5].

б) стадия установления психологического контакта имеет огромное значение для последующего хода допроса.

Определений психологического контакта следователя с допрашиваемым при допросе в криминалистической литературе имеется множество, однако нам представляется наиболее удачным следующее: «Психологический контакт - это система взаимодействия людей в процессе их общения, основанного на доверии; информационный процесс, при котором люди могут и желают воспринимать информацию, исходящую друг от друга».

Установление психологического контакта - это создание связи: личностной, информационной, поведенческой, психофизиологической между участниками общения. Размышляя об отношении следователя и допрашиваемого, В.Л. Васильев[6] отмечает: «Многим допрос представляется как борьба следователя с допрашиваемым. Это, по меньшей мере, неверно. Такой взгляд совершенно очевидно отражает архаичные установки, корни которых содержатся в карательной политике нашего государства эпохи 30-40-х годов». Не выдерживает критики и мнение о допросе как о процессе воздействия следователя на допрашиваемого. По своей сути допрос является одним из процессуальных видов информационного взаимодействия, межличностного общения и обмена информацией двух главных действующих лиц - допрашивающего и допрашиваемого.

в) подстройка к позе. Следует сначала принять ту же позу, что у партнера - отразить позу партнера. Это называется подстройкой, отражением, присоединением, настройкой, отзеркаливанием. Главное в том, что нужно сделать какую-то часть поведения допрашивающего похожей на аналогичную часть поведения допрашиваемого. Отражение позы может быть прямым (в точности, как в зеркале) и перекрестным (если у партнера левая нога закинута на правую, то можно сделать так же). Подстройка к позе - это первый навык активного, форсированного создания подсознательного доверия. Подстройка к дыханию - копирование дыхания партнера. Здесь возможны варианты: подстройка к дыханию тоже бывает прямой и непрямой. Первая - дышать так же, как дышит партнер, в том же темпе. Вторая - согласование с ритмом дыхания партнера какой-то другой части своего поведения; например, можете качать рукой в такт дыханию партнера или говорить в такт, т.е. на его выдохе. Прямая подстройка более эффективна при создании связи с партнером. Подстройка к движениям. Человек обычно не сидит как истукан - он жестикулирует, меняет позу, кивает или качает головой, мигает, и все это может быть предметом для подстройки. Подстройка к движениям более сложна потому что и поза, и дыхание - это нечто относительно неизменное и постоянное, это можно рассмотреть и приступить к копированию постепенно. Движение - относительно быстрый процесс, в этой связи от допрашивающего требуется наблюдательность и определенная маскировка, естественность, чтобы партнер не смог осознать ваши действия. Это могут быть любые движения: макродвижения (походка, жесты, движения головы, ног) и микродвижения (мимика, мигание, мелкие жесты, подрагивание).

Качественное выполнение указанных приемов не только позволит установить хороший психологический контакт с допрашиваемым, но и может быть использовано для работы с более глубинными слоями личности (установками, убеждениями, ценностными ориентациями).

Немалую помощь в эффективном взаимодействии с допрашиваемым на данной стадии могут оказать и такие рекомендации Д. Карнеги: «Искренне интересуйтесь другими людьми», «Говорите о том, что интересует собеседника», «Помните, что имя человека — самое приятное и важное для него слово», «Помогайте собеседнику обрести чувство собственной значительности и делайте это искренне» и др[7].

Основная стадия допроса. Если остальные описываемые стадии допроса в той или иной мере характерны для допросов всех категорий лиц, то данная стадия имеет существенные особенности, определяемые двумя основными группами участников: 1) свидетеля и потерпевшего; 2) подозреваемого и обвиняемого.

Эти особенности обусловлены различием процессуального положения, целями и задачами допроса, применяемыми в ходе допроса приемами и методами, в том числе и психологическими, процессуальным положением лиц. Разделение допросов на допрос в условиях бесконфликтной ситуации (свидетелей и потерпевших) и допрос в условиях конфликтной ситуации (подозреваемых и обвиняемых) представляется необоснованным , так как обе формы могут быть присущи допросам всех рассматриваемых категорий лиц.

Получив показания допрашиваемого и убедившись, что сделано все для достижения поставленных целей, следователь приступает к фиксации результатов допроса в протоколе. Здесь решается мыслительная задача в какой мере полученная информация соответствует предмету допроса и в какой последовательности следует фиксировать эти данные.

Основное средство фиксации показаний, получаемых в ходе допроса – протокол. В соответствии со ст. 190 УПК РФ[8] показания допрашиваемого записываются от первого лица и по возможности дословно. Вопросы и ответы на них фиксируются в той последовательности; которая имела место в ходе допроса. В протокол записываются все вопросы, в том числе и те, которые были отведены или на которые допрашиваемый отказался отвечать; с указанием мотивов отвода или отказа. Первоначальные утверждения допрашиваемого, от которых он отказался еще до того как следователь успел записать их, не фиксируются. Как правило, не фиксируются жаргонные и ненормативные выражения, если в ходе допроса допрашиваемому предъявлялись вещественные доказательства и документы, оглашались протоколы других следственных действий; воспроизводились материалы аудио - или видеозаписи и киносъемки следственных действий, об этом делается соответствующая запись в протоколе допроса. Если при допросе применялись фотографирование, звукозапись; видеозапись, киносъемка; в протоколе фиксируются: факт применения технических средств и условия их применения; если видеозапись или киносъемка были приостановлены – причина и продолжительность остановки; заявления допрашиваемого по поводу применения технических средств. При допросе чаще всего используется звукозапись. Звукозапись показаний допрашиваемого создает «эффект присутствия» на допросе, т.е. позволяет получить представление обо всем ходе допроса; о том, как он проводился; как формулировал вопросы следователь, в какой форме давались ответы и т.д. Она обеспечивает полноту и точность фиксации; исключает возможные ошибки при записи показаний. Более эффективна фиксация допроса с помощью видеозаписи; особенно если надлежащая оценка показаний возможна лишь с учетом обстановки этого следственного действия, состояния или каких-нибудь физических либо психических качеств допрашиваемого. Видеозапись целесообразно применять не всегда, а лишь в особо сложных случаях, например: когда следователь предполагает в дальнейшем проанализировать поведение допрашиваемого с целью выработать более эффективную тактику следственного действия; при допросе на месте происшествия; при допросах лиц, страдающих физическими или психическими недостатками; при допросах малолетних потерпевших и свидетелей; для запечатления показаний обвиняемых, признавших свою вину; с целью воспроизвести их соучастникам преступления, не желающим давать правдивые показания; когда проведение очной ставки нецелесообразно по тактическим соображениям. Допрашиваемым в ходе допроса могут быть изготовлены схемы, чертежи. Они приобщаются к протоколу, о чем делается соответствующая запись. По окончании допроса протокол предъявляется допрашиваемому для прочтения либо по его просьбе оглашается следователем. Ходатайство допрашиваемого о дополнении или уточнении протокола подлежит обязательному удовлетворению. В конце протокола делается запись по установленной традиционной форме примерно такого содержания: «дополнений не имею, протокол записан с моих слов правильно, прочитан мною лично» (или «прочитан мне вслух») далее следует подпись допрашиваемого, а затем следователя. Допрашиваемый подписывает также каждую страницу протокола. В протоколе указываются все лица участвовавшие в допросе. Каждый из них должен подписать протокол, а также все сделанные к нему дополнения и уточнения[9].