Смекни!
smekni.com

Задержание подозреваемого (стр. 2 из 5)

Свидание с защитником предоставляется подозреваемому после составления протокола задержания, но до допроса, если в этом есть необходимость. Конфиденциальность свидания означает, что оно предоставляется наедине, в условиях, позволяющих вести визуальное наблюдение при невозможности прослушивания. Продолжительность свидания определяется по желанию подозреваемого и защитника, но если свидание продолжается более 2 часов, оно может быть прекращено при условии, что следователь (дознаватель) предварительно, хотя бы во время свидания, уведомил подозреваемого и защитника об ограниченности времени свидания.

Также о задержании происходит уведомление родственников. Необходимо уведомить кого - либо из близких родственников подозреваемого, к которым относятся: супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки. При отсутствии таковых уведомляется кто - либо из других его родственников, к которым относятся все иные лица, состоящие с ним в родстве (п.4, 37 ст.5 УПК РФ). Уведомляется только один из родственников - названный подозреваемым либо тот, кого следователь (дознаватель) сочтет нужным уведомить (ч.1 ст.96 УПК РФ).

О задержании военнослужащего уведомляется командование воинской части (ч.2 ст.96 УПК РФ).

О задержании иностранца уведомляется соответствующее посольство или консульство. Следователь (дознаватель) уведомляет вышестоящую инстанцию, затем Генеральная прокуратура России связывается с Министерством иностранных дел России, после чего производится уведомление по дипломатическим каналам соответствующего посольства или консульства (ч.3 ст.96 УПК РФ).

О задержании несовершеннолетнего его родители или иные законные представители уведомляются обязательно.

Уведомление производится и прокурора, как и родственников в срок до 12 часов с момента задержания.

4 Пробелы норм уголовно – процессуального законодательства, связанные с задержанием

Задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений, часто сопряжено со значительными трудностями. Это объясняется недостаточной правовой регламентацией и научной исследованностью этого правового института. Уголовно - процессуальный кодекс РФ в части подозрения не отвечает в должной мере конституционному требованию обеспечения прав и законных интересов личности, оказавшейся под подозрением. Нет достаточно четкого представления о сущности подозрения в уголовном процессе. Неопределенность термина «по подозрению», закрепленного в ст.91 УПК РФ, не дает возможность органу уголовного преследования на этапе подозрения предельно четко обозначить круг обстоятельств, при которых действительный свидетель будет отграничен от фактического подозреваемого. Нет единого мнения по вопросу о том, что следует понимать под «иными данными», предусмотренными ч.2 ст.91 УПК РФ как самостоятельным основанием для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

Указанные обстоятельства не способствуют единообразному и правильному применению этой меры процессуального принуждения, что нередко порождает ошибки в следственной практике, влекущие нарушения прав и законных интересов личности.

Подозрение - это предположение о субъекте преступления, неполная осведомленность о каких-либо фактах, обстоятельствах, то есть вероятное, предположительное объяснение их. Строя версии о субъекте преступления, следователь (дознаватель) основывается на своих размышлениях о круге лиц, могущих совершить преступление. Сопоставляя данные о преступлении, известные по делу, с данными о подозреваемом лице, следователь приходит к выводу о необходимости задержать его. Однако возникшее в сознании следователя (дознавателя) подозрение не делает данное лицо подозреваемым в процессуальном смысле. Это происходит потому, что мнение следователя процессуально не закреплено. Официальное объявление о подозрении может играть роль юридического факта, который запускает в действие весь механизм реализации прав подозреваемого.

Закрепленное в действующем законодательстве множество процессуальных форм фиксации признания лица подозреваемым (протокол, постановление) не обеспечивает надлежащих гарантий права на защиту и его статус. Основание для признания лица в качестве подозреваемого - наличие обоснованного подозрения, но отнюдь не применение к лицу мер процессуального принуждения, возбуждения в отношении конкретного лица уголовного дела, которые являются лишь одними из оснований для появления фигуры подозреваемого. «В настоящее время определение статуса лица по уголовному делу через меру принуждения выглядит явным анахронизмом, - подчеркивает А.А. Давлетов, - поскольку противоречит не только идее правового государства, но и многим положениям УПК, а также элементарной логике предварительного расследования».[1]

Юридическим основанием для признания лица подозреваемым должно быть именно постановление о его признании таковым. Только после вынесения соответствующего постановления лицо может быть водворено в ИВС или следственный изолятор на срок до 48 часов или к нему согласно УИК РФ может быть применена мера пресечения - заключение под стражу, домашний арест.

Сближение России с другими странами мира обуславливает необходимость более внимательного изучения международных стандартов в области прав человека, анализа особенностей обеспечения прав участников расследования. Сравнительное исследование двух основных систем зарубежного права - континентальной и англо - американской - приводит к выводу о том, что уголовному процессу большинства стран известен термин «подозрение». Его употребление связано с необходимостью допроса лица по поводу причастности к преступлению и ограничением свободы передвижения, то есть с его задержанием или арестом.

Этимологически термин «подозрение» тесно связан с термином «подозреваемый» и означает предположение, основанное на сомнении в правильности, законности чьих - нибудь поступков.[2] Подозрение в общеупотребительном значении слова может возникнуть у любого человека по поводу правильности каких - либо действий других лиц, независимо от того, окажутся ли эти действия противоправными или нет. В.И.Даль, разъясняя значение слова «подозрение» как «догадок на кого, сомнения, недоверия, обвинения», делает акцент на правовую сферу его применения: «На него падает подозрение в стычке с ворами. Оставить, кого по суду в подозрении, не обвинив и не оправдав, постановить, что есть повод считать его виновным».[3]

При раскрытии и расследовании преступлений объективно возникают ситуации, когда органы дознания и предварительного следствия располагают фактическими данными (информацией), свидетельствующими о причастности конкретного лица к расследуемому преступлению, но оснований для предъявления ему обвинения еще нет. Это означает возникновение по делу подозрения, которое, в свою очередь, является дальнейшей основой появления в деле подозреваемого. По мере накопления фактических данных предположений становится меньше, а по качеству они приобретают большую определенность - модель преступления. Подозрение здесь не имеет юридического значения. Некоторые авторы именуют заподозренное лицо «психологическим подозреваемым», «субъективным подозреваемым», «условно подозреваемым»,[4] выделяя тем самым понятие, отличное от подозреваемого как участника уголовно - процессуальной деятельности. Иногда этап количественного накопления информации до появления в рамках уголовно - процессуальной деятельности подозреваемого приводит к ее существенному качественному изменению. При этом происходит переход от малой вероятности к достоверности знаний о преступлении и преступнике, то есть полученные фактические данные приобретают значение процессуальных доказательств.

Подозрение должно рассматриваться в различных аспектах:

а) как составная часть функции уголовного преследования;

б) как утверждение (вывод) органов предварительного расследования о причастности лица к совершению преступления, основанное на неполных знаниях о расследуемом противоправном деянии и лице, его совершившим;

в) как общее условие применения задержания, влекущее при наличии правовых оснований и других условий, прямо указанных в законе, появление подозреваемого.

Подозрение, как общее условие для применения задержания, должно представлять собой совокупность фактических данных о причастности лица к совершению преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Оно имеет также ориентирующий характер в виде сведений, дающих основания для производства следственных (процессуальных) действий, проведения оперативно - розыскных мероприятий. Этот институт обладает специфическим характером, отличающим его от обвинения, он является необязательным этапом привлечения к уголовной ответственности. Подозрение предшествует появлению обвинения и носит по отношению к нему вспомогательный характер.

Процедура предъявления подозрения во многом схожа с порядком предъявления обвинения и должна состоять из трех этапов:

1) ознакомление подозреваемого с постановлением о привлечении в качестве подозреваемого;

2) разъяснение сущности подозрения и его оснований;

3) разъяснение прав и обязанностей подозреваемого.

После ознакомления задержанного с постановлением о признании его подозреваемым его необходимо незамедлительно допросить в качестве подозреваемого.

Правовые нормы, регламентирующие задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, образуют самостоятельный процессуально - правовой институт, который получил определенное обоснование в теории.[5]

В статье 10 УПК РФ закреплено: «Никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных настоящим Кодексом». И.М.Гуткин отмечал, что: «:в неотложных случаях уголовно -процессуальное задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления, допускается не иначе, как на основаниях и в порядке, предусмотренном в законе».[6]