Введение
Идея издания большого сочинения, заключающего в себя подробное, всестороннее художественно-научное описание Российской империи и народов ее населяющих, появилась у Вольфа давно. Но, ввиду огромного риска значительных затрат и трудности поиска подходящих для осуществления самой идеи подходящих писателей, ученых, художников, он долго не решался приступить к реализации задуманного.
Ядром или ячейкой «Живописной России» явилось задуманное еще в начале издательской деятельности, в 1856 году, иллюстрированное описание Польши, под редакцией известного польского писателя Крашевского, но по политическим причинам не осуществленное.
Помимо журналов, Вольф издавал выпусками, по подписке, большие иллюстрированные и научные издания. В таком им выпускались: «Божественная комедия» Данте, с иллюстрациями Доре, «Библия», с иллюстрациями Доре, «Толковый словарь» Даля и др. Такого рода изданием была и «Живописная Россия – Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении» под редакцией П.П. Семенова, вице-председателя Императорского Русского Географического Общества, сенатора, впоследствии члена Государственного совета. К участию в этом издании были приглашены лучшие научные и литературные силы, и на страницах «Живописной России» появились оригинальные, специально написанные для этого издания, очерки Д. Аверкиева, проф. С.И. Барановского, П.Д. Боборыкина, С.А. Венгерова, А.С. Гацисского, проф. И.Е. Забелина, проф. Д.И. Иловайского, проф. А. Исаева, Н.Н. Каразина, Е.П. Карановича, А.К. Киркора, проф. А.И. Кирпичникова, проф. Н.И. Костомарова, князя Н. Кострова, князя А.А. Кропоткина, П.А Кулиша, С.В. Максимова, Е.Л. Маркова, К.С. Мережковского, В.О. Михневича, Д.Л. Мордовцева, проф. И.В. Мушкетова, В.И. Немировича-Данченко, П.М. Ольхина, М.Л. Песковского, проф. П.Н. Полевого, Г.Н. Потанина, д-ра Г.И. Радде, В.В. Радлова, проф. Д.Я. Самоквасова, К.А. Скальского, Д.И. Стахеева, В.В. Чуйко, С.Н. Шубинского, Н.М. Ядринцева и многих других.
В денной работе будет изложена история создания «Живописной России», это издание, на мой взгляд, заслуживает особого внимания, так как до сегодняшнего дня (а прошел уже 121 год со дня выхода первой книги «Живописной России») нет более полного и объемного труда, посвященного описанию России. Несмотря на то, что многие сведения, изложенные в «Живописной России», устарели, а облик городов сильно изменился, эти книги и сегодня содержат в себе массу интересного и актуального материала.
I. История создания
Разработка и подготовка издания
Государство, как огромный, полный жизни, единый организм, имеет и свои внешние черты, и свое внутреннее содержание – свою душу.
Картины природы страны, типы ее обитателей, их одежда, жилища – все это составляет первое; нравы народа, его быт, верования, его предания, былины и песни -- выражают собой второе.
Изобразить живым словом, живым рисунком то и другое, представить Россию на всем ее пространстве «…от финских хладных скал, до пламенной Колхиды», со всеми ее богатствами и красотами ее природы, со всеми задатками ее силы и могущества, и вообще, доставить каждому русскому, искренне любящему свое Отечество, полную возможность ознакомиться с Россией во всем разнообразии проявлений ее внутренней и внешней жизни – вот задачи, которые были намечены при издании «Живописной России».
Основная цель «Живописной России» заключалась, таким образом, в том чтобы, насколько это возможно, выразить в немногих словах, в том, чтобы живым словом и рисунком, в одном огромном целом, дать яркое изображение разнообразнейших картин природы нашего необъятного Отечества, а равно и типов, населяющих его разноплеменных народностей; описать их нравы, одежды, жилища, очертить их быт, промышленность, торговлю и вообще все экономическое положение, познакомить с их верованиями, преданиями, былинами, песнями и другими произведениями духовной жизни.
Для того чтобы изучить и описать такую обширную и разнообразную по своему составу страну, как Россия, описать ее всесторонне, -- для этого не хватило бы сил одного или даже нескольких самых опытных писателей. Вот почему к совместному участию в задуманном издании «Живописной России» пришлось привлечь целые десятки знатоков отдельных местностей, все лучшие литературные, ученые и художественные силы, пришлось отыскивать знатоков той или иной местности, той или иной стороны народной русской жизни, возбудить в них желание внести свою лепту в громадное дело, указать им на то, что от них требуется и затем уже дать им самый широкий простор в работе, доверяясь их знанию и опытности. Мало того – для изучения некоторых местностей России, приходилось даже отправлять на место людей, которые всесторонне и беспристрастно изучали местные условия и проверяли на месте повсюду разбросанных и подчас сомнительных сведения.
Но и этого было не достаточно. Пришлось еще пересмотреть все иллюстрированные издания, все исторические, статистические, экономические и этнографические статьи, путешествия русских людей и иностранцев, собрать со всех концов России фотографические и акварельные альбомы и коллекции, находившиеся в правительственных учреждениях и во владении частных лиц.
Для выполнения этих первых, предварительных работ был приглашен издателем известный публицист, сотрудник «Голоса» и составитель «Истории всемирной литературы», В.Р. Зотов, который и составил по личным указаниям М.О. Вольфа, первый план издания. Эти предварительные работы заняли около двух лет, причем на помощь В.Р. Зотову было выделено несколько молодых сотрудников.
Когда значительная часть всего литературного материала для «Живописной России» была уже собрана, а для художественного материала потребовалось отдельное помещение, -- предстояло еще сделать строгий выбор из всего этого материала, соответствующий достоинству самого труда, а затем привести все части его в некоторое равновесие, поставив их в тесную связь друг с другом. «Живописной России» был нужен редактор, которому такая сложная работа была бы по силам. Эту тяжелую работу принял на себя сенатор П.П. Семенов, вице- председатель Императорского Русского Географического Общества, директор статистического департамента Министерства внутренних дел, впоследствии член Государственного совета, известный своими трудами. Можно смело сказать, что в то время никто в России не мог бы лучше его оказать содействие в осуществлении идеи «Живописной России» и ее воплощению в виде обширного, правильно сгруппированного труда.
Приступая к составлению программы издания, редактор вполне согласился с издателем, что не следует допускать в «Живописной России» никаких перепечаток или статей беллетристического содержания, и что нужно вносить в состав только то, что имеет значение серьезного, самостоятельного вклада в ту сокровищницу сведений о России, издание которой имелось ввиду с самого возникновения мысли о «Живописной России».
Все это требовало, в свою очередь, долгих и сложных переговоров со знатоками дела и предварительных работ небывалых размеров, вызывая материальные затраты, которые не всегда под силу даже самым крупным из иностранных издателей.
После просмотра всего собранного «сырого» материала, П.П. Семеновым была составлена подробнейшая программа издания, исключительно для сотрудников. Но, хотя в этой программе (отпечатанной отдельной брошюрой и разосланной всем русским писателям и ученым, занимающихся изучением России) предусмотрено было все, даже приблизительный размер каждой статьи, наименованы рисунки и прочее, издатель в своем обращении к сотрудникам ясно заявил, что программа не должна стеснять авторов, знающих избранный ими для очерка предмет; она должна представить лишь канву и важна для общих соображений будущих сотрудников. Это свидетельство о серьезном и добросовестном отношении к делу встретило общее одобрение среди писателей. На приглашение к участию в «Живописной Росси» откликнулись лучшие литературные и научные силы. На состоявшемся первом редакционном заседании у издателя М.О. Вольфа, собрались, во главе с П.П. Семеновым, почти все будущие сотрудники из числа намеченных редактором и проживающих в Петербурге. Кроме того, в качестве почетных гостей присутствовали: И.А. Гончаров, Н.С. Лесков, Я.П. Полонский, Д.В. Григорович и др., советы и указания которых тем более имели ценность, что цель издания состояла в том, чтобы дать не сухой научный материал, а «…ряд верных, художественных, понятных каждому картин жизни нашего отечества настоящей и прошлой»1.
На этом редакционном заседании программа, выработанная П.П. Семеновым была одобрена, одобрен был также и намеченный список сотрудников, в котором рядом с известными литературными и научными деятелями фигурировали талантливые молодые авторы. Было также решено разослать программу всем, кто мог бы оказать содействие при издании первого такого обширного сочинения, не имевшего в России аналога. Материал, состоящий из картин, рисунков, фотографий и т.п. с изображением городов, живописных или чем-либо замечательных местностей, достопримечательных зданий и памятников, местных народных типов, сцен, костюмов, обычаев и т.д., редакция просила предоставить в ее распоряжение на некоторое время, для того чтобы она могла выбрать то, что нужно для издания. Обращение это, однако, не имело значительного успеха: присланные материалы лишь незначительно дополнили уже собранный материал.
Как раз к празднованию двадцатипятилетнего юбилея издательской деятельности М.О. Вольфа, 1 октября 1878 года (ст. стиль), было выпущено первое иллюстрированное объявление о «Живописной России», украшенное оригинальными рисунками Н.Н. Каразина, И.С. Попова, Г. Седова и др. В этом объявлении, после объяснения цели издания, следовали следующие характерные слова: «С пером и карандашом в руке мы посетим города и села, дворцы столицы и беднейшие хижины забытых поселков, заглянем в бревенчатый, смолистый сруб избы великоросса, в белую хату украинца, в кошемную кибитку кочевника, в чум из тюленьих шкур бродячего северного инородца, поклонимся храмам и монастырям, остановимся перед памятниками седой древности, вспоминая о событиях давно минувших. Перенесемся с читателем глухие леса, перевалим за высокие горные кряжи, дохнем привольным, ароматным воздухом широких степей, влажным туманом рек и озер. И зиму, и лето, и осень, и весну встретим и проведем на русских дорогах и занесем на страницы нашего издания все, что увидим и услышим, -- занесем, не мудрствуя лукаво, но руководимые одной только правдой, все то, что дорого и свято каждого русского или, вернее, каждого обитателя нашего разноплеменного отечества».