Как говорилось ранее, брак воспринимался как соглашение, в этом смысле брак не зависел от вероисповедания, но как таинство был невозможен между христианами и нехристианами. Поэтому различие в вероисповедании являлось препятствием к вступлению в брак. Для православных и католических вероисповеданий невозможными считались браки с нехристианами. Для лиц евангелического исповедания позволялся брак с евреями и магометанами, но не с язычниками. Браки католиков с лютеранами, которые допускались гражданским законодателем, нуждались в диспенсации папы или его представителя в России – митрополита. Браки православных со старообрядцами и сектантами по закону 17 апреля 1905 года были уравнены с браками между православными и инославными лицами.
В некоторых случаях препятствием к вступлению в брак являлось наступление осуждения на безбрачие. Такое последствие могли повлечь за собой: расторжение брака из-за измены одного из супругов, вступление во второй брак при существовании первого, безвестное отсутствие более 5 лет. В последнем случае осуждение производилось только после появления безвестно отсутствовавшего, если он не предоставлял достаточных оправданий. Законом 24 мая 1904 года было отменено осуждение на безбрачие лиц, виновных нарушении супружеской верности, но, при повторной измене, после развода у виновного не было возможности вступить в новый брак. Но изданное вслед за данным законом разъяснительное определение Св. Синода лишило новый закон почти всякого практического значения. Священник был не вправе венчать разведенных после измены и виновных в ней в течение двух лет, безусловно, а после этого срока ещё в течение пяти лет только при удостоверенном со стороны священника раскаянии виновного.
Ещё одним препятствием к браку в дореволюционной России было родство и свойство в близких степенях. Кровное родство есть отношение, которое устанавливается между лицами, происходящими одно от другого или от одного общего родственника.[1] Свойство есть отношение, которое создается между одним супругом и родственниками другого или между родственниками других супругов.[2] Основание запрещения брака между родственниками состояло в существовании полового отвращения, заложенное природой в виде инстинкта. Следовательно, закон признавал лишь физиологический факт. Но в истории было довольно много случаев заключения брака между родственниками. Ксеркс был женат на свое сестре Аттоссе, Кильмон вступил в брак с своей единокровной сестрой Эльминикой,[3] брак между родственниками допускали египтяне, персы. В этом случае, если бы основание запрещения заключения брака между родственниками основывалось на историческом опыте, то в течение времени круг запрещённых браков увеличивался бы, но этот круг становится всё меньше и меньше. Более современные народы с каждым поколением сужают круг запрещённых браков. Но этот круг был шире при натуральном хозяйстве, когда под одной крышей жило множество кровных родственников. С этой стороны, основание запрещения заключения браков, основанных на кровном родстве, было самым правильным, потому что объяснение запрещения в этом случае сводилось к стремлению исключить половое влечение в кругу лиц, которые были вынуждены жить под одной крышей и вести общее хозяйство. В русском законодательстве того времени можно было встретить такое положение, что во всех христианских исповедях запрещается вступать в браки в степенях родства, возбраненных правилами той церкви, к которой принадлежат сочетающиеся лица. Указ Св. Синода 19 января 1810 года полностью разрешил все вопросы. Этим указом были запрещены браки между лицами, которые состояли в первых четырёх степенях кровного родства и двухродного свойства. Но кровное родство, как физиологический факт, не зависело от легальности его происхождения, поэтому незаконное родство должно было иметь равную силу с законным. Законы до последнего не признавали юридической связи между родителями и их детьми, рожденными вне брака. Однако следует признать, что не только с канонической точки зрения, но и с юридической, запрещение браков в законном родстве до четвертой степени включительно должно было быть распространено и на незаконное родство, так как этого требует общий смысл законов.
На ряду с кровным родством признавалась духовное родство, которое было как отношение между лицами, создающееся от купели крещения. Указом Св. Синода 31 октября 1875 года духовное родство служило препятствие к вступлению в брак только между восприемником (кум) и матерью воспринятого (крещённого) в первом случае и между восприемницей (кумой) и отцом воспринятого (крещённого) во втором случае.
И наконец, вместе с кровным и духовным родством существовало гражданское родство, которое устанавливалось фактом усыновления. Но гражданские законы обходили вопросы о допустимости брака между усыновителем и усыновлённой. Всё же практика сводилась к тому, что препятствия к вступлению в брак в гражданском родстве не было.
Все перечисленные условия несли за собой недействительность брака, но вместе с ними и как противоположность им существовали причины, которые также могли послужить препятствиями к вступлению в брак.
Во-первых, таким условием было согласие родителей на брак их детей. По закону было запрещено вступать в брак без согласия родителей или заменявших их опекунов и попечителей. Брак, заключённый без согласия сохранял свою силу, но по жалобе родителей провинившиеся дети могли быть подвергнуты тюремному заключению на срок от 4 до 8 месяцев, плюс к этому они могли лишиться права наследования по закону. Предоставление священнику письменного согласия родителей не требовалось. Необходимость разрешения не ограничивалась никаким возрастом.
Во-вторых, таким условием, которое имело такое же значение что и первое, было разрешение начальства на вступление в брак. Лицам, состоявшим на военной и гражданской службе, запрещалось вступать в брак без разрешения на то их начальства, которое удостоверялось письменным согласием. Особые правила о разрешении начальства были установлены в 1876 году для лиц военного ведомства и вновь пересмотрены в 1901 году.[4] Закон запрещал офицерам жениться ранее 23 лет, так как они не имели достаточного содержания и их брак мог привести к материальному положению, которое не соответствовало их офицерскому достоинству. В возрасте от 23 до 28 лет допускался брак только при условии, если офицер мог представить обеспечение в виде недвижимости или вклада; и только после 28 лет, когда предполагалось, что офицер достиг на службе положения, материально его обеспечивающего, тогда он мог жениться без условий.
В-третьих, таким условием было родство и свойство. Заключение браков, совершенных вопреки установленным правилам, на степенях, от 5 до 7 включительно, составляло препятствие, которое устранялось с разрешения епархиального архиепископа.
1.3 Порядок регистрации брака
В период Российской Империи регистрация брака называлась совершением брака. В Своде Законов Российских было отделение о совершении брака; том 10, часть первая, книга первая «О правах и обязанностях семейных», раздел первый «О союзе брачном», глава первая «О браке между лицами Православного исповедания», отделение второе «О совершении брака».
В Российской Империи брак между лицами христианских вероисповеданий должен был происходить в форме церковного венчания, в противном случае брак мог быть недействительным.
Православные лица, которые желали вступить в брак, должныбылиуведомить об этом священника своего прихода. Ему предоставлялись все данные о том, что препятствий к вступлению в брак не имеется. Согласно указу Св. Синода 27 ноября 1989 года, если у священника не возникало сомнения в том, что вступающие в брак достигли брачного возраста, то не было основания требовать представления метрических свидетельств жениха и невесты. Священнику должен был быть представлен паспорт или полицейское свидетельство для удостоверения личности жениха и невесты или для удостоверения священника в отсутствии брачных уз, связывающих жениха или невесту. От лиц, состоящих на гражданской или военной службе, священник был обязан потребовать письменное разрешения со стороны начальства на вступление в брак. Удостоверившись в отсутствии препятствий, священникделал троекратное оглашение в ближайшие воскресныеи другие праздничные дни для того, чтобы каждый, кто знал о существовании препятствий, мог своевременно об этом заявить. Дальнейшей предупредительной мерой был так называемый «обыск». Но с течением времени он стал сводиться к удостоверению отсутствия препятствий к браку со стороны свидетелей, которое заносится в обыскную книгу за подписью вступающих в брак и свидетелей. Все приготовления завершались венчанием в церкви, при котором должны были присутствовать брачующиеся лично и не менее двух свидетелей. Венчание православных лиц вне церкви допускалось лишь в тех местах, где по сложившимся обстоятельствам венчание в церкви невозможно, например, в Сибири, где на огромном пространстве трудно было найти храм. Совершенный брак записывался в приходскую метрическую книгу, из которой выдавалась выпись. В том случае, если возникали сомнения о метрических актах, или если брак в них не был записан, то событие могло быть доказано. Доказательствами могли быть обыскная книга, исповедные росписи, гражданские документы, если из них было видно, что именуемые супругами признавались таковыми в присутственных местах и бесспорно пользовались правами, зависящими от законного супружества, наконец, следствие. Последнее должно включать в себя показания: причта, который венчал брак, бывших при браке свидетелей и вообще знающих о достоверности события брака. В числе доказательств, перечисляемых законом в дополнение метрической записи, опущено одно, имеющее важное значение,— это отметка в паспорте о совершении венчания.[5] Браки между лицами всех христианских вероисповеданий должны были совершаться духовенством той церкви, принадлежали жених и невеста. Брак, совершаемый между православным лицом и лицом другого христианского исповедания, должен был совершаться только в православной церкви и мог быть, затем повторен по обряду церкви другого супруга. Обряд бракосочетания у лютеран должен был предпочтительно совершаться в церкви, но мог быть совершен и в частном доме. Относительно нехристиан было постановлено, что каждому племени и народу, не исключая и язычников, дозволялось вступать в брак по правилам их закона или по принятым обычаям, без участия в том гражданского начальства или христианского духовенства.