BS* = t∙Y* - G – TR
Где BS* - это избыток бюджета в условиях полной занятости
Y* - доход при полной занятости
Разница между фактическим бюджетным избытком и бюджетным избытком при полной занятости предоставляет собой налог. Разница указывает на присутствие экономического спада. Если производство ниже уровня полной занятости, бюджетный избыток при полной занятости будет превышать фактический избыток (возможно также, что при объемах производства ниже уровня полной занятости будет иметь место дефицит бюджета).
2.5. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
Многие экономисты изучали вопрос, каков мог бы быть результат объединения эффектов увеличения налогов и увеличения государственных расходов. Первый и, как кажется, наиболее очевидный ответ состоит в том, что равный по величине прирост и государственных закупок и налогов не должен оказать какого-либо влияния на уровень доходов. Однако этот вывод является ошибочным. Почему?
Предположим, что объем государственных закупок увеличивается от нуля до 100 и на такую же величину возрастают налоги. Инвестиции равны 250, а показатель MPC составляет 0,75. Прирост правительственных расходов почти сразу вызывает увеличение совокупного спроса на 100 единиц. И одновременно прирост налогов сокращает величину располагаемого дохода на 100 единиц. Однако – и этот пункт является здесь ключевым – сокращение располагаемого дохода на 100 единиц уменьшает совокупный спрос только на 75 (0,75∙ 100), т.е. на величину равную произведению MRC и суммы сокращения располагаемого дохода. Таким образом, спрос на товары при первоначальном равновесном уровне доходов вырос на 100 единиц (из-за увеличения государственных закупок) и одновременно снизился на 75 (из-за увеличения налогов).Итак, при исходном уровне доходов равном 1000, совокупный спрос показывает чистый прирост в 25 единиц. Следовательно, выпуск продукции увеличился. И этот прирост равновесного выпуска продукции равен величине мультипликатора 4, помноженной на сумму прироста спроса при исходном уровне выпуска продукции в 1000 единиц.
На рис.1 показано, как влияние со стороны возросших государственных расходов и сократившегося уровня потребления, взятых вместе, перемещает кривую АД вверх, в положение АД1
Рис.1 Совместное влияние увеличения государственных расходов и роста налогов.
Государственные расходы возрастают с нуля до 100, и одновременно на 100 единиц увеличиваются налоги. Кривая АД перемещается вверх на 25 пунктов. Новая кривая совокупного спроса АД1 пересекает биссектрису системы координат в точке Е1. Это означает, что равновесный уровень доходов теперь выше, чем он мог бы быть при полном отсутствии государственных расходов и налогообложения. Новый равновесный уровень доходов равен 1100(1000 +4∙25). Наши рассуждения предполагают, что величина прироста равновесного уровня доходов может быть вычислима с помощью стандартной формулы мультипликатора: мультипликатор – прирост расходов при исходном, первоначальном уровне доходов.
Данный пример является хорошей иллюстрацией особого варианта фискальной политики: фискального расширения сбалансированного бюджета, когда и налоги и правительственные расходы увеличиваются на одинаковую величину. В этом случае мы получаем знаменитый эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета.
Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост правительственных расходов, сопровождаемый равными по величине приростом налогов – имеет своим результатом увеличение выпуска продукции.
Причина того, почему объем выпуска продукции увеличивается (вместо того, чтобы оставаться неизменным), состоит в том, что прирост государственных расходов приводит к незамедлительному увеличению совокупного спроса на величину этого прироста, в то время как прирост налогов, как только что могли видеть в приведенном примере, сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину. Эти два эффекта взятые вместе, действительно приводят к увеличению совокупного спроса и, следовательно, являются причиной роста выпуска продукции.
При неизменном данном уровне инвестицией результат действия мультипликатора сбалансированного бюджета будет еще более специфичен. Как и предполагалось в приведенном выше примере, величина мультипликатора сбалансированного бюджета в этом случае будет в точности равна 1. А это означает, что объем выпуска продукции будет увеличиваться ровно на величину прироста правительственных расходов.
Глава 3. Российский бюджет, проблема дефицита.
Бюджетная политика в России постоянно находится в центре общественного внимания, что обусловлено как местом, занимаемым ею среди основных инструментов экономической политики, так и весьма острой критикой, которой она регулярно подвергается со стороны различных органов власти, общественных сил, политических движений, независимых экспертов, международных организаций, средств массовой информации. Это и неудивительно, поскольку именно в бюджетной политике, как, пожалуй, ни в какой другой, наиболее ярко проявляются и наиболее жестко сталкиваются интересы различных общественных групп.
Основной особенностью нынешнего этапа развития страны является непрерывное беспрецедентное ухудшение всех без исключения сфер экономики. Причина такого положения в том, что начиная с 1992 года и по настоящее время в России отсутствует полномасштабная стратегия экономического развития. Хотя нынешний период в экономике России принято считать вполне благополучным, если вести отсчет от показателей декабря 1998 года. Однако анализ одной из наиболее серьезных проблем – государственного долга – показывает, что в перспективе, причем не очень отдаленной, весьма вероятен новый глубокий финансовый кризис. Важной составляющей бюджетного дефицита является госдолг.
Следует отметить, что история долговой пирамиды начинается с самого первого года реформ – с 1992-го, когда расходы федерального бюджета составляли 3,3 трлн. рублей, а доходы 2,3 трлн. рублей, то есть дефицит бюджета был равен 1 трлн. рублей, или 5% от валового внутреннего продукта. Для формирования сбалансированного бюджета было необходимо либо уменьшить расходы, либо увеличить налоговую ставку. Вместо этого и в 1993 году был сформирован бюджет, где дефицит бюджета составил уже 10,4% от ВВП. Именно в этом году было положено начало строительству долговой пирамиды, которая в августе 1998 года привела к дефолту.
На первое сентября 1999 года внутренний госдолг равен 347,7 млрд., из которых 105 млрд., подлежат реструктуризации. В итоге необходимо погашать 242,7 млрд. рублей только по внутреннему госдолгу, при этом расходы федерального бюджета на 2000 год превышают его доходы на 57,9 млрд. рублей.
Если Запад захочет решить долговую проблему России, он должен непосредственно вступить в экономико-политический диалог с Россией, создав для этой цели отдельный инструмент. Скорее всего, это будут законодательные или конституционные изменения, связанные с бездефицитностью бюджетов всех уровней, полным запретом внешних заимствований для всех государственных или парагосударственных институтов, введением в действие жестких бюджетных процедур, ужесточением банковского контроля.
Соглашение о реструктуризации внешнего долга обеспечит определенные внешние – и минимальные – условия развития российской экономики. Не менее важным будут усилия, направленные на решение внутренних проблем.
Ключевой из них представляется проблема сбалансированности бюджета. В настоящее время доходы расширенного правительства (в терминологии МВФ расширенное правительство включает в себя федеральный, региональные бюджеты и внебюджетные фонды, в первую очередь государственный пенсионный фонд) находятся на уровне чуть ниже 30% ВВП, в то время как расходы слегка превышают этот уровень.
Хотя некоторые российские экономисты настаивают на значительном снижении доли бюджета расширенного правительства в ВВП, на мой взгляд, это нереально. Основную часть расходов расширенного правительства составляют социальные статьи: государственные пенсии, образование, здравоохранение. Хотя все эти области нуждаются в реформировании, реформы не приведут в ближайшие году к сокращению этих расходов. Сокращение неэффективных трансфертов будет компенсироваться увеличением целевой помощи менее обеспеченным слоям.
Также маловероятно в ближайшие годы сокращение расходов на оборону. Резервы – субсидии жилищно-коммунальному хозяйству и муниципальному транспорту. Масштабы субсидий – порядка 4% ВВП, из которых половина может быть сэкономлена. Это, пожалуй, единственный крупный резерв сокращения бюджетных расходов.