Рисунок 2
Поставки автомобилей российского производства.
Источник – база данных журнала ‘‘Авто Ревю’‘: www.autorev.ru
Сахалинская область стала одним из самых автомобилизированных субъектов Российской Федерации благодаря соседству с Японией, где автомобили одни из самых дешевых в мире, а также потому что многие имеют таможенные льготы на ввоз автомобиля иностранного производства (например, моряки, занимающиеся промыслом рыбопродуктов). Ситуация такова, что во Владивостоке, Находке, на Сахалине вполне можно вводить левостороннее движение, так как подавляющее большинство легковых автомобилей там японские, с правым рулем (Япония, как и Англия, придерживается правил левостороннего движения, а подержанные автомобили, которые завозятся к нам, были подготовлены Японией для внутреннего рынка. На экспорт Япония поставляет автомобили с правым рулем). В свободную экономическую зону ‘‘Янтарь’‘ (Калининградская область) автомобили ввозятся по льготным таможенным пошлинам. К тому же там работает предприятие ‘‘АвтоТОР’‘ по отверточной сборке иностранных автомобилей совместно с ‘‘КИА’‘ (Корея) и ‘‘БМВ’‘ (Германия).
С ростом столичной ренты в последние годы ядром российского легкового автомобильного рынка стала Москва, на которую приходится 10 часть Валового Внутреннего Продукта и 80% финансового оборота страны, 30% иностранных инвестиций в экономику России.
В 1997 году российский автопром вышел в лидеры, дав максимальный среди других отраслей промышленности рост производства: 12.6% по сравнению с 1996 годом. Выпущено 982 тысячи легковых автомобилей (рост – 13,2%). Увеличили объемы производства ‘‘АвтоВАЗ’‘ и ‘‘АвтоГАЗ’‘, начал постепенно выходить из кризиса ‘‘Москвич’‘. Спад лишь у ‘‘ИжМашАвто’‘ (на 39,4%), который выпустил в 1997 году всего 5.5 тысяч легковых автомобилей – убыточного ‘‘Москвича’‘ 21412 сменяет на конвейере еще не слишком известная ‘‘Орбита’‘. Но ведь можно посмотреть на все эти цифры немного с другой стороны: по сравнению с 1990 годом производство легковых автомобилей упало на 25% и находится где–то на уровне середины семидесятых годов. При пристальном рассмотрении сложившейся в 1997 году ситуации в легковой автомобильной промышленности вырисовывается не очень благоприятная картина:
АО ‘‘Москвич’‘ под пристальным вниманием московского правительства начал выходить из кризиса. Столичная мэрия финансировала из своего бюджета на реанимацию АО ‘‘Москвич’‘ почти 300 миллионов деноминированных рублей. По мировым понятиям это почти ничто. Предприятие переходит на выпуск дорогих автомобилей, переделанных из всем известного дешевого ‘‘Москвича’‘ 2141 ‘‘Алеко’‘. По давно проверенным жизнью расчетам, рентабельность производства находится в зависимости от объемов выпуска автомобилей. Чтобы предприятие имело выгоду, оно должно производить ежегодно дешевых автомобилей малого класса не меньше 300 тысяч или среднего класса – от 150–170 тысяч, а дорогих представительских авто – 80–100 тысяч штук в год и более. Ну а эксклюзивных автомобилей можно выпускать и единицы, не упустив выгоды. По всей видимости, руководство АО ‘‘Москвич’‘ решило не тратить сил на налаживание массового производства недорогих машин, а производить автомобили большие и шикарные в небольшом количестве. Теоретически такой путь возможен. Но не на практике.
Горьковский автозавод, пожалуй, самое мобильное предприятие отрасли. Несмотря на то, что сложности положения автопрома в полной мере относились и к Горьковскому автозаводу, в наш противоречивый рынок он вписался лучше других, выпустив самый популярный коммерческий грузовик и большое число его модификаций, нарастив, угадывая конъюнктуру спроса, выпуск бывшей номенклатурной ‘‘Волги’‘ и постоянно поддерживая интерес к этому автомобилю непрерывными усовершенствованиями. Имидж благополучного предприятия, в отличие от образа обанкротившегося ‘‘Москвича’‘, помогает нижегородцам в поисках партнеров.
На ‘‘ЕлАЗе’‘ за весь 1997 год собрали всего около 200 внедорожников ‘‘Шевроле Блейзер’‘.
Собранные на ‘‘АвтоТОРе’‘ ‘‘Киа’‘, несмотря на рост производства, по–прежнему малозаметны среди других марок автомобилей. Сборка ‘‘БМВ’‘, по всей видимости, ориентирована в первую очередь на чиновников: эти покупатели самые стабильные, но вряд ли способны приобрести более двух сотен машин в год.
Лучше всех дела обстояли у ‘‘Автофрамоса’‘: помимо ‘‘Рено Меган’‘, в Москве стали выпускать и недорогой турецкий ‘‘Рено 19’‘. Почти 80% машин старейшей европейской марки, проданных в России в 1997 году, здесь же и произведены.
К началу 1998 года в России сложилась ситуация не в пользу отечественных автопроизводителей. Ввоз автомобилей иностранного производства рос с ужасающей быстротой. Низкое качество сборки отечественных автомобилей, их высокая стоимость (к примеру ‘‘БМВ’‘ 318 с впрысковым (инжекторным) двигателем, с пробегом более 150 тысяч километров 1986 года выпуска в 1997 году стоила дешевле, чем ‘‘ВАЗ’‘ 2106 того же года выпуска, причем ресурс двигателя импортного автомобиля был около 500 тысяч километров, а ресурс двигателя отечественного автомобиля – порядка 150 тысяч километров, да и оснащение иномарок было на порядок выше отечественных моделей – некоторые подержанные иномарки поставлялись к нам с автомагнитолой, электростеклоподъемниками, литыми дисками, тонированными стеклами и другими дополнительными опциями – стандартное оснащение большинства импортных машин) привели к тому, что купить подержанную иномарку (с пробегом 100 тысяч километров или более) было выгодней, чем новый отечественный автомобиль.
В начале 1998 года в целом в производстве легковых автомобилей произошло наращивание объемов – сказалась бурная автомобилизация населения России. Среднемесячный результат первой половины 1998 года приблизился к среднемесячному результату 1990 года. Рост производства в начале 1998 года по сравнению с аналогичным периодом 1997 года составил 8.4%. Рост произошел несмотря на сокращение производства почти всеми заводами и был в основном обеспечен крупнейшим российским производителем легковых автомобилей – ‘‘АвтоВАЗом’‘, хотя он переживал в то время не лучшие времена. Наибольшие темпы роста по сравнению с 1997 годом показывал постепенно выходивший из кризиса ‘‘Москвич’‘ – сказалось тесное сотрудничество с французским ‘‘Рено’‘. Важным фактом являлся наметившийся рост производства легковых автомобилей после нескольких месяцев спада на Горьковском автозаводе. В несколько раз нарастил производство ‘‘ИжМашАвто’‘. Однако уровня 1997 года удмуртское предприятие в 1998 году достигнуть не смогло.</DIV>
<TBODY>Огромный удельный вес Волжского автозавода в суммарном производстве легковых автомобилей и в автомобилестроении в целом оказал негативное влияние на производственные результаты в данной подотрасли машиностроения во второй половине 1998 года. Даже рост производства на Горьковском автозаводе не способен был изменить наметившуюся тенденцию. Последний раз падение производства в автомобилестроении в штучном выражении продукции было зафиксировано по итогам 1994 года по сравнению с 1993 годом. Тогда падение составило более 40%. Причиной резкого сокращения производства в начале 1998 года оказался кризис перепроизводства на Волжском автозаводе. Продукция Волжского автозавода составляет более 60% продукции отечественного автомобилестроения, что ставит в зависимость результаты всей отрасли от состояния производства на данном заводе.
Снижение производства на Волжском автозаводе в результате оказало негативное влияние не только на автомобилестроение, но и на все машиностроение в целом. Так как половина стоимости автомобиля создается на предприятиях – смежниках (поставщиках), то снижение производства затронуло и их – сократилось количество заказов на комплектующие, а с этим и сокращение оборотных средств. Руководство Волжского автозавода изменило план производства в 1998 году на 125 тысяч автомобилей в сторону уменьшения, что в среднемесячном выражении означало чуть более 15 тысяч автомобилей. Производство легковых автомобилей в 1998 году на Волжском автозаводе снизилось почти до уровня среднемесячного производства 1994 года – самого кризисного года в отечественном автомобилестроении.
После известных августовских событий, когда обвал рубля и рост доллара поставил в невыгодное положение покупку иномарки возник ажиотажный спрос на отечественные автомобили. Однако обеспечить резко возросшую потребность в автомобилях отечественного производства автозаводы были не в состоянии – замерла банковская деятельность, поставщики комплектующих резко подняли цены, возросли цены на энергоносители. Все это привело к резкому падению долларовой цены автомобиля и к увеличению накладных расходов (вазовская ‘‘десятка’‘ до кризиса стоила около 11 тысяч долларов, а после кризиса цена ее составила чуть более 5000 долларов – падение больше, чем в два раза).
В итоге в конце 1998 года сложилась такая ситуация, что автозаводы вынуждены были идти на резкое снижение долларовой цены автомобиля, а соответственно к увеличению их конкурентоспособности с подержанными иномарками. Однако рублевая цена выросла. Значительное удорожание сырья, материалов и оборудования не позволяло предприятиям удерживать низкие рублевые цены на свою продукцию, многие из них столкнулись с проблемой сбыта готовых машин. Поэтому предприятия легковой автомобильной промышленности проводили активный маркетинг на рынках стран СНГ и дальнего зарубежья. В целом за 1998 вырисовалась следующая картина: