Смекни!
smekni.com

Летосчисление (стр. 5 из 5)

Поэтому для определения порядкового номера года в 19-летнем цикле (золотого числа года) по эре "от рождества Христова" надо к остатку от деления номера года па 19 добавить еще единицу, в то время как по эре Диоклетиана золотое число года определяется просто как остаток от деления номера года на 19.

Приняв 532 г. (248 г. эры Диоклетиана) за первый год 19-летнего лунного цикла, Дионисий Малый начал с него свой пасхальный канон, так как канон Кирилла Александрийского закапчивается 247 годом эры Диоклетиана. А так как начало года по эре Диоклетиана -- 1 тота -- соответствует 29 августа по юлианскому календарю, то 1 тота 248 г. эры Диоклетиана = 29 августа 531 г. от Р. X.

Таким образом мы получили то равенство Дионисия Малого, приведенное в начале статьи, о котором Н. И. Идельсон писал, что "выяснение его исторической реальности или ошибочности есть особая и весьма трудная задача хронологии и истории".

В странах Западной Европы эра Дионисия Малого стала утверждаться с VI в., когда она была принята в Риме. Затем с помощью церкви эта эра стала завоевывать одну страну за другой, а к XIX в. захватила все "христианские" страны.

В России счет лет по эре, предложенной Дионисием Малым, был введен указом Петра I, которым предписывалось вместо 1 января 7208 г. "or сотворения мира" считать 1 января 1700 г. "от рождества господа бога и спаса нашего Иисуса Христа".

В наше время, как пишет Е. И. Каменцева , эра Дионисия Малого стала как бы абсолютной шкалой для фиксирования исторических событий во времени. Все прошлые даты переведены на нее и на юлианский календарь.

Заключение

1. Наше летосчисление -- эра "от рождества Христова" -- предложено Дионисием Малым через 525 лет после этого мифического события для упрощения расчетов дней празднования христианской пасхи по юлианскому календарю, т. е. предложено по религиозным, а не историческим мотивам.

2. Из трех факторов, которыми руководствовался Дионисий Малый при определении года начала нашего летосчисления -- сведений об Иисусе Христе, приведенных в Евангелиях; данных истории о людях и событиях, описываемых в Евангелиях; постановлений Вселенских соборов о времени празднования пасхи и рождества и установившихся в христианском мире традиций,-- для него самым главным был третий фактор.

Этим объясняется долговечность пасхальных таблиц Дионисия Малого, которыми более 1000 лет (с 525 г. по 1582 г.-- год введения католической церквью нового стиля) пользовались как западная (католическая), так и восточная (православная) церкви, и которыми православная церковь пользуется и в настоящее время. Этим же объясняется принятие обеими церквами года начала нашего летосчисления за год рождения Христа, несмотря на то, что этот год не соответствует ни сведениям, приведенным в Евангелиях, ни данным истории. Следовательно, ставшие уже традиционными упреки Дионисию Малому в том, что при определении года рождения Иисуса Христа он ошибся на несколько лет, объясняются непониманием цели его расчетов и направлены не по адресу. Ошибочны не расчеты Дионисия Малого (ведь за прошедшие 1500 лет -- срок вполне достаточный -- никто из е о критиков не взялся исправить эти ошибки), а противоречивые, далекие от исторической правды тексты Евангелий и принятые исключительно по религиозным мотивам постановления Вселенских соборов о праздновании пасхи и рождества.

3. Привлечение табель-календаря и таблицы фаз Луны к решению вопроса о происхождении нашего летосчисления помогло восстановить ход рассуждений Дионисия Малого и понять цели его расчетов.

Можно надеяться, что табель-календарь и таблица фаз Луны помогут решить и другие исторические, хронологические и календарные задачи.

Список литературы :

1. Штейнгейль В. И. Опыт полного исследования начал и правил хронологического, и месяцесловного счисления старого и нового стиля.-- СПб., 1819, 539 с.
2. Лалош М. Сравнительный календарь древних и новых народов. СПб., 1869, 320 с.
3. Кинкелин Г. Вычисление христианской пасхи.-- В кн.: Математический сборник.-- М., 1870, т. 5, вып. 1--4, с. 73--92.
4. Степанов В. В. Новый стиль и православная пасхалия.-- М., 1007, '29 с.
5. Идельсон Н. И. История календаря.--Л., 1925, 160 с.
6. Никольский В. К. Происхождение нашего летосчиселния.-- М.:
ОГИЗ, 1938, 64 с.
7. Воропаева К. Л. О пacxe.-- M.: Политиздат, 1959, 48 с.
8. Каменцева Е. И. Хронология.-- М.: Высшая школа, 1967, 187 с.
9. Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового завета.-- М.: Издание Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов, 1968, 1372 с.
10. Крывелев И. А. Что знает история об Иисусе Христе? -- М.: Сов. Россля, 1969, 300 с.
11. Эфросман А. М. Табель-календарь и таблица фаз Луны с 6000 г. до н. э. по 6000 г. н. э.-- В кн.: Настольный календарь 1972.-- М.: Политиздат, 1971, с. 140--141.
12. Белов А. В. Рождество Христово.-- М.: Политиздат, 1974, 80 с.
13. Бикерман Э. Хронология древнего мира.-- М.: Наука, 1975, 336 с.
14. Майстров Л. Е. Забытый труд по астрономии декабриста В. И. Штейнгейля.-- ИАИ, 1978, вып. XIV, с. 83--98.
15. Климишин И. А. Календарь и хронология. - М.: Наука, 1981, 191 с.