В области международных отношений Великобритания продолжала играть активную роль в агрессивном блоке НАТО и других военно-политических группировках. В 1954 г. Англия приняла активное участие в создании агрессивного блока СЕАТО, а в 1955 г. – в организации Багдадского пакта, последствии переименованного в СЕНТО. В октябре 1956 г. Великобритания вместе с Францией и Израилем совершила военное нападение на Египет, правительство которого национализировало компанию Суэцкого канала. Агрессия закончилась поражением интервентов, пытавшихся вернуть утраченные колониальные позиции и разгромить национально-освободительное движение на Арабском Востоке. Временное прекращение судоходства по Суэцкому каналу вызвало серьезные экономические трудности в стране. Резко обострилось внутриполитическое положение. В правящей партии развернулась борьба между сторонниками открытого колониализма и сторонниками более гибкого курса.
Не считаясь с уроками агрессии против Египта, английские империалисты предприняли в 1958 г. вооруженную интервенцию в Иорданию, также закончившуюся поражением колонизаторов. Отчасти в результате этого правящие круги Великобритании вскоре официально признали невозможность проведения независимой политики, как в сфере экономики, так и в военной и внешнеполитической областях, и уже в феврале 1958 г. было подписано соглашение между США и Англией о размещении на английской территории американского ракетного оружия.
Великобритания активно содействовала ремилитаризации Западной Германии и ее включению в НАТО. В мае 1955 г. СССР аннулировал англо-советский договор 1942 г., как утративший силу вследствие вступления Англии в военный союз с ФРГ.
Серьезным конкурентом Англии на мировом капиталистическом рынке выступило Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), созданное в 1957 г. В противовес ему Англия образовала в 1960 г. под своей эгидой Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Членами этого международного государственного монополистического союза, кроме Великобритании, стали Швеция, Норвегия, Дания, Швейцария, Португалия, Австрия. Хозяева английских монополий полагали, что созданием ЕАСТ они укрепят свои экономические позиции и добьются усиления конкурентоспособности товаров с маркой «сделано в Великобритании». Однако ЕАСТ оказалась неспособной эффективно бороться против «общего рынка».
Неоднократные попытки Англии присоединиться к Европейскому экономическому сообществу встречали противодействие Франции и других стран «шестерки». Президент Франции Шарль де Голль дважды накладывал вето на прием Великобритании в ЕЭС, аргументируя это слишком тесными связями англичан с американцами. Только в 1973 г. униженная Великобритания была «допущена» в Европу на весьма тяжелых для нее условиях и уже значительно отставая по мощи от ведущих стран ЕЭС – ФРГ и Франции.
Впоследствии Великобритания стала участницей ряда заключенных международных договоров и соглашений, призванных ослабить гонку вооружений, уменьшить опасность возникновения мировой термоядерной войны.
Во второй половине 60-х гг. усилился процесс слияния промышленных компаний и образования суперконцернов. Возросла и централизация капитала. Правительство Вильсона содействовало росту экономической мощи монополий, значительных масштабов достигло проникновения американских корпораций в экономику Великобритании: к концу 60-х гг. фирмы, находившиеся под контролем американского капитала, производили более четверти всей промышленной продукции страны. В автомобильной, электронной, химической, энергетической и некоторых других отраслях американский капитал овладел важными позициями.
В области внешней политики правительство Вильсона проводило курс на укрепление военно-политических блоков и поддержку американской агрессии во Вьетнаме, правительство усилило также и сотрудничество с ФРГ. Вместе с США и ФРГ оно поддержало агрессивные действия Израиля против арабских стран летом 1967 г.; Великобритания оказывала поддержку расистскому режиму Южной Родезии.
В начале 70-х гг. в экономике Великобритании наблюдался значительный подъем. Однако в 1974-75 гг. на нее обрушился тяжелый экономический кризис, вызванный политикой стран-членов ОПЕК. Этот кризис поразил все мировое капиталистическое хозяйство, но в Великобритании он проявился гораздо раньше, чем в других капиталистических странах, так как она тесно связана с мировыми рынками топлива и сырья. В период кризиса валовой внутренний продукт уменьшился на 5,6%, объем промышленного производства – на 10,6%. Курс акций упал на 63%, резко сократились капиталовложения, возросли инфляция, безработица. Особенно сильно от кризиса пострадали автомобилестроение, текстильная промышленность и строительство. Темпы роста промышленного производства в 70-е гг. были крайне низкими.
Резко возросла безработица, достигшая в 1972 г. 1 млн. человек. Правительство направило свои усилия на ограничение роста заработной платы и потребительских расходов. В результате этого финансовое положение несколько улучшилось: возросли золотые и валютные резервы, сократилась внешняя задолженность. Стремясь укрепить позиции фунта в условиях кризиса американского доллара, правительство ввело «плавающий» курс фунта стерлингов, что означало его фактическую девальвацию. Тем самым консерваторы фактически ликвидировали валютные преференции, которые привязывали страны содружества к Великобритании. Переход к «плавающему» курсу фунта, однако, не оградил население от роста цен и усиления инфляции. Это особенно проявилось, когда монополии подняли цены на топливо, используя в своих интересах обострение энергетического кризиса.
В 1970-1974 гг. новое правительство консерваторов стало постепенно проводить денационализацию путем передачи частным владельцам наиболее доходных секторов национализированных отраслей. Были ликвидированы некоторые министерства, созданные лейбористами, чтобы уменьшить сферу государственного вмешательства в дела промышленности. Дотации и субсидии правительство заменило налоговыми льготами, что было особенно выгодно крупным компаниям. В интересах монополий были снижены налог на корпорации, наивысшая ставка подоходного налога, был отменен дополнительный налог на сверхприбыль. Одновременно правительство урезало программу расходов на социальные нужды.
Однако лейбористское правительство 1974-1979 гг. вновь провело целый ряд социальных реформ: повысило пенсии, заморозило повышение квартирной платы. Первым практическим шагом в деятельности нового правительства Великобритании явилось удовлетворение основных требований бастовавших 270 тыс. британских горняков.
Главной целью экономической политики Вильсона стала борьба с инфляцией. За год было принято три бюджета: текущий – в марте, и дополнительные – в июле и ноябре. Были несколько повышены пенсии и пособия по безработице, одновременно были существенно подняты цены на продукцию национализированных отраслей британской промышленности, в особенности, на газ и электричество.
Лейбористскому правительству так и не удалось преодолеть тяжелые кризисные явления в экономике. Спад деловой активности вел к огромному росту безработицы. В январе 1976 г. в стране имелось свыше 1,4 миллиона безработных, 6,1% всего трудоспособного населения страны.
Однако, несмотря на все экономические трудности, которые переживала Великобритания, с 1965 по 1977 гг. ее внешнеторговый оборот увеличился почти вчетверо. С одной стороны, удвоился экспорт капитала, с другой – быстро росли вклады иностранных монополий в экономику Великобритании. Вывозилось около трети производимой в Великобритании продукции, причем большая часть стоимости экспорта приходится на изделия обрабатывающей промышленности: автомобили, самолеты, металлоизделия, электрооборудование, продукцию химической промышленности и текстиль. Менялась и география британской внешней торговли: падала роль стран Содружества, и росло значение капиталистических стран Европы. Эта тенденция сохранилась и в дальнейшем, т.к., вступив в «Общий рынок», Великобритания отказалась от системы преференций – взаимных таможенных льгот, существовавших между ней и другими странами Содружества с 1932 г. К 1977 г. были ликвидированы все таможенные тарифы между Великобританией и другими странами–членами ЕЭС, что привело к дальнейшему увеличению доли стран–членов этого объединения во внешней торговле Великобритании. Увеличение экспорта в эти годы считается одним из главных средств решения экономических проблем страны, подготовившим фундамент для экономического роста в 80-е гг.
Постепенно менялся и состав ввозимых товаров. Начиная с 1969 г., общая стоимость импорта готовых изделий и полуфабрикатов превышала стоимость закупаемых за границей сырья и продовольствия. Но, хотя Великобритания все еще оставалась крупнейшим в мире импортером продовольствия, за два десятилетия доля продуктов питания в импорте сократилась более чем вдвое и составила 15%. Страна продолжала ввозить топливо (в основном нефть), натуральный каучук, почти все цветные и редкие металлы, более половины железной руды. Однако в целом зависимость Великобритании от импорта сырья уменьшалась в связи с переориентацией отечественной промышленности на современные отрасли и в частности с дальнейшим развитием химии и использованием заменителей и местного сырья. Зависимость от ввоза топлива также уменьшалась по мере увеличения добычи нефти в Северном море.
Крупнейшим торговым партнером страны оставались США, на которые приходилось 15% всего британского импорта и экспорта. Однако в поисках новых рынков Великобритания расширяла торговлю и с социалистическими странами.
В 1975 г. Маргарет Тэтчер стала лидером партии консерваторов. В лейбористской партии, которая дважды в 1964-1970 и в 1974-1979 гг. возвращалась к власти, усилилось левое крыло, выступающее за дальнейшую национализацию, выход из ЕЭС и одностороннее ядерное разоружение. На парламентских выборах 1979 г. платформы партий оказались прямо противоположными по содержанию: одна выступала за сохранение государства благоденствия, вторая видела в нем источник кризиса. Избиратели отдали предпочтение консерваторам. Тэтчер стала премьер-министром и оставалась на этом посту 11 лет, больше чем кто-либо другой в ХХ веке. Многие эксперты считают, что причиной этому послужила идеологическая пропаганда консервативной партии. Консерваторы воззвали к «истинным ценностям британского общества», среди которых назвали трудолюбие и бережливость, самостоятельность и стремление к индивидуальному успеху, уважение законна, религии, устоев семьи, содействие сохранению и приумножению национального величия Британии. «Наша политика заключается в том, чтобы каждый, имеющий доход, стал собственником... Мы строим демократию собственников» – так Тэтчер сформулировала свою программу.