В мае 1974 г. президентом был избран Жискар Д’Эстен, правительством проводились антикризисные мероприятия. По мысли Ж. Д'Эстена, Франция должна была оставаться «либеральной страной» и осуществлять «перемены при сохранении порядка» с целью создания «передового либерального общества» В соответствии с пожеланиями крупнейших монополий правительство объявило о дальнейшей «либерализации» экономики, т. е. сокращении сферы государственного планирования. Одновременно оно провело ряд реформ, которых давно требовали трудящиеся.
Тем не менее, со второй половины 70-х гг. стало очевидным отставание некоторых отраслей французской экономики от зарубежных конкурентов. Особенно тревожным было положение в угольной, сталелитейной, судостроительной и автомобильной промышленности. Часть нерентабельных предприятий была закрыта, объем производства сократился. Сокращение темпов промышленного развития и закрытие ряда предприятий привели к усиленному росту безработицы. Если в 50–60-е гг. число полностью безработных во Франции не превышало 200 тыс. в год, то в 1977 г. оно достигло 1 млн., а в 1980 г. – 2 млн. человек.
Одной из главных целей внешней политики правительства Ж. Д'Эстена было дальнейшее улучшение отношений с США и западноевропейскими странами. Оставаясь членом Североатлантического пакта и по-прежнему отказываясь вернуться в его военную организацию, Франция стала укреплять экономические, политические и военные связи с США. Было облегчено проникновение иностранных капиталов во французскую экономику. В 1975 г. доля иностранных инвестиций составила 14% от общего объема капиталовложений. Транснациональные корпорации с преобладанием американского капитала внедрялись в важнейшие отрасли французской промышленности – информатику, энергетику, автомобилестроение. Французские войска начали принимать участие в маневрах НАТО.
В 80-е гг. экономическое развитие Франции характеризовалось замедленными темпами роста, массовой безработицей, резкими сменами основных направлений государственного регулирования. Структурный кризис мирового хозяйства, переход к новому типу воспроизводства оказали сильное влияние на промышленное производство (после этого кризиса французская промышленность восстановила свой уровень производства только в 1986 г.).
В 1981 г. президентом Франции был избран социалист Ф. Миттеран, что оказало большое влияние на экономическую политику и, прежде всего, проявилось в отношении к государственному сектору. В 1981 г. правительство социалистов провело национализацию 9 крупнейших промышленных компаний и 36 банков. Государственный сектор стал сосредотачивать 28% производства и 16% занятых. Национализация способствовала модернизации и финансовому оздоровлению данных компаний, позволила избежать перехода некоторых фирм под контроль иностранного капитала.
Застой в экономике продолжался в течение ряда лет. За три года деятельности правительства левых сил (с 1981 по 1984 г.) цены выросли почти на 35% (табл. 7.2.), а промышленное и сельскохозяйственное производство увеличивалось лишь на 1–1,5% в год. Рост безработицы замедлился, но не прекратился. Валюта оставалась неустойчивой. В течение 1981–1984 гг. франк девальвировали четыре раза. В 1982 г. правительство левых сил отказалось от проведения новых социальных реформ и перешло к политике жесткой экономии. Правительство блокировало доходы и цены, затем повысило налоги на товары массового потребления, в том числе на бензин, табак, вино.
Пришедший впоследствии к власти блок правых и центристских партий во главе с Жаком Шираком в 1986 г. принял программу денационализации 65 крупнейших промышленных, банковских и страховых компаний. Активизировались рыночные механизмы в экономике, притом, что в стране все еще сохранился крупный государственный сектор экономики, и продолжала действовать система индикативного государственного планирования. Существовало также государственное регулирование социального страхования и социального обеспечения. Это был французский вариант консервативной политики – монетаризма, «политики равенства шансов».
Со второй половины 80-х гг. в экономической политике правительства в качестве приоритетных выдвинулись вопросы, связанные с созданием единого рынка ЕС. К ним относятся структурные преобразования, проведение системы налогообложения и социального обеспечения в соответствии с уровнем Сообщества. Структурные особенности хозяйства влияют на позицию Франции в вопросах интеграции. Обычно она выступает за регулирование тех отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки.
В области внешней политики правительство продолжало линию на укрепление связей Франции с США и странами Западной Европы, особенно с ФРГ. Французские войска регулярно участвовали в военных маневрах НАТО и совместных франко-западногерманских маневрах. По инициативе Франции с ФРГ были сняты ограничения на производство обычных вооружений. Вопреки обещаниям совместной программы, Франция увеличивала свои военные расходы, продолжала совершенствовать ракетно-ядерное оружие. В условиях роста международной напряженности и усиления конфронтации СССР и США в первой половине 80-х гг. ухудшились и франко-советские отношения.
В 1988 г. новое правительство М. Рокара продолжало курс на «жесткую экономию». Оно отказалось от начатой правительством Ширака распродажи национализированных предприятий, но и не расширяло национализированный сектор экономики. Был восстановлен налог на крупные состояния, доходы от которого предназначались для финансирования пособий лицам, лишенным средств к существованию. Одновременно правительство сократило налоги на прибыль.
В 1990 г. Франция участвовала в войне в Персидском Заливе, это стало началом глубокого экономического кризиса 1990-1993 гг., самого продолжительного после Второй мировой войны, а по глубине уступающего лишь кризису 1974-1975 гг. По стране прокатилась волна банкротств и массовых увольнений трудящихся. В промышленности и торговле произошло снижение цен. Компании пострадали от снижения доходов, что обернулось для них острой нехваткой собственных средств и ростом задолженности. Циклическое падение промышленного производства составило 7,1%.
В 1992-1993 гг. влияние внешнего спроса в качестве фактора, улучшающего конъюнктуру, падало и в 1994-1995 гг. было отрицательным. С 1993 г. увеличился объем экспорта в страны, не входящие в Европейский Союз (ЕС). В конце 1993 г. стала улучшаться экономическая ситуация у западноевропейских торговых партнеров, что позволило французским экспортерам отвоевать часть европейского рынка. И хотя французская промышленность с опозданием отреагировала на изменение условий конкуренции после девальвации фунта стерлингов, лиры и песеты в 1992 г., французские товары сохранили конкурентоспособность на европейских рынках благодаря высокому качеству и хорошему послепродажному обслуживанию. Также, хотя объем промышленного производства превышал кризисный уровень, уже завершилась волна банкротств. Тем не менее, хозяйство избавлялось от последствий кризиса крайне медленно. Кратковременный, но сильный толчок к выходу экономики из кризиса дало увеличение экспорта в страны континентальной Европы (табл. 4.2.). На протяжении года оживление стимулировалось слабым повышением личного потребления и государственных заказов. В стране было характерно скачкообразное расширение внутреннего и внешнего спроса, выводящее экономику страны из кризиса и последующей депрессии, но не создающее еще устойчивую тенденцию роста.
Сокращение занятости, давление на зарплату, рост налогов, дороговизна потребительского кредита привели к уменьшению сбережений, а затем и личного потребления населения. Государственный бюджет и кредитная политика носила антикризисный характер. Однако эффективность правительственных мероприятий по улучшению финансового положения компаний, а также уменьшению дефицита государственного бюджета была невысокой.
Главной заботой правительства было состояние государственных финансов, а важнейшей среднесрочной задачей – уменьшение дефицита госбюджета и долга. Антиинфляционная кредитно-денежная и валютная политика была направлена на сдерживание роста зарплаты и доходов трудящихся, поддержание стабильного курса франка, обслуживание и погашение государственного долга. Был введен ряд налоговых льгот и мер по стимулированию долгосрочных сбережений частных лиц. Но, несмотря на это, темпы роста цен во Франции оставались одними из самых низких среди развитых капиталистических стран.
Одной из острейших социально-экономических проблем остается безработица (12,8%). Численность безработных увеличилась до начала 1994 г., затем стабилизировалась и в 1995 г. составила 3,4 млн. человек. В общей сложности, с 1990 по 1995 г. число не имеющих работы более одного года увеличилось на 62,7% и составило 38,6% резервной армии труда.
Правительство продолжало мероприятия по повышению занятости. Парламент принял ряд законов о поощрительных выплатах частным предпринимателям за найм молодежи на работу и за возвращение сокращенного персонала.
Тем не менее, в конце осени 1996 г. правительство объявило о планах по глубокому сокращению бюджета 1997 г. Это явилось очередной попыткой уменьшить национальный дефицит, что позволило бы ввести к 1999 г. единую европейскую валюту (среди других критериев, соглашение Европейского Союза требовал, чтобы уровень дефицита бюджета не превышал 3% к 1997 г.). Меры, включившие сокращение нескольких тысяч служащих общественного сектора и реорганизацию национальной транспортной системы, были очень непопулярны, и рабочие по всей стране ответили, организуя большие забастовки.