Смекни!
smekni.com

Преступность среди несовершеннолетних (стр. 3 из 9)

Глава 2. Адаптационные проблемы бывших заключенных.

2.1. Социальные проблемы адаптации бывших заключенных.

Одним из основных направлений борьбы с рецидив­ной преступностью является оказание лицам освобожденным от наказания по­мощи в трудовом и бытовом устройстве. Это относится не только к постпенитенциарной адап­тации, но и ко всем лицам, отбывшим наказание, соеди­ненное с ограничением свободы. Следует отметить, что уровень рецидивной преступности здесь достаточно вы­сок, что обычно объясняется ошибками судов, применя­ющих указанные виды наказания, а также недостатками организации карательно-воспитательного процесса. Однако, как верно отмечал Б. С. Никифоров, «...даже пра­вильно назначенное и надлежащим образом исполненное наказание далеко не всегда приводит к исправлению и перевоспитанию преступника и предупреждению новых преступлений». Поведение отдельного лица после от­бытия наказания зависит не только и, пожалуй, не столь­ко от результатов карательно-воспитательного воздей­ствия, сколько от влияния на него факторов постпени­тенциарной адаптации. Одни из них способствуют за­креплению результатов исправительно-трудового воздействия, другие, наоборот, провоцируют новые преступления.

Наказания, связанные с лишением или ограничением свободы, исполнение и отбывание которых происходит с отрывом осужденного от привычной среды, - влекут за собой ослабление, а иногда и утрату социально полез­ных связей, существенное ограничение выполняемых социальных ролей. Изменяется и личность бывшего осужденного, причем далеко не всегда в лучшую сторону.

Исполнение наказания обусловливает необходимость адаптации осужденного к условиям жизни в ИТУ, что нередко связано с усвоением нравов далеко не лучшей среды. После освобождения и возвращения в прежнее социальное окружение адаптационная проблема возникает иногда даже у тех лиц, кто совершил преступление случайно, под воздействием неблагоприятных обстоя­тельств.

Характерными особенностями социальной адаптации освобожденных от отбывания наказания являются сле­дующие:

1) она протекает после освобождения от наказаний, связанных с лишением или ограничением свободы;

2) этот социально-психологический процесс начина­ется с момента освобождения осужденных от наказания и завершается достижением соответствия между ожиданиями-требованиями общества (отдельных социальных групп) и поведением ранее судимого лица;

3) задачей социальной адаптации лиц, освобожден­ных от наказания, является приобщение их к жизни без правоограничений, связанных с наказанием, в новой или изменившейся, прежней социальной среде, предполагающее их свободное и добровольное подчинение нор­мативным требованиям данной среды и уголовно-правовых норм;

4) социальная адаптация освобожденных от наказа­ния зависит также от адаптационных навыков и способ­ностей, присущих индивиду изначально и воспитанных в условиях исполнения наказания;

5) успех социальной адаптации освобожденных от отбывания наказания в значительной степени зависит от соотношения системы личностных установок освобожденного и требований, предъявляемых средой (тру­довым коллективом, ближайшим бытовым окружением, семьей);

6) социальная адаптация освобожденных от наказа­ния может быть обеспечена лишь при наличии положи­тельной взаимообусловленной социальной направленно­сти микросреды и личности судимого, совместимости со­циальных ожиданий среды и нравственных позиций, ценностных ориентации личности.

Протекание социальной адаптации зависит от мно­жества факторов. Одни из них благоприятствуют успеш­ному «вхождению» лица, освобожденного от наказания, в новую или изменившуюся среду, другие, наоборот, этому препятствуют.

Важнейшим фактором, от кото­рого зависит социальная адаптация, является соотноше­ние между диспозиционной структурой личности и социальными ожиданиями среды.

Концепция многоуровневой саморегуляции социаль­ного поведения получила развитие и эмпирическое обо­снование в работах В. А. Ядова и его сотрудников. Сущность концепции заключается в следующем. Соци­альная и нравственная направленность (по словам В. А. Ядова, ее диспозиционная структура) состоит из фикси­рованных установок различных уровней сознания и обобщения. Выбор вариантов поведения, осуществляе­мый под воздействием внешних обстоятельств (среды), в той или иной степени зависит от диспозиции субъекта, его преднастроенности поступать соответствующим об­разом. Причем, как правильно резюмирует А. Ф. Зелин­ский, реальным поведением индивида управляют не отдельные ориентации или установки, а вся диспозици­онная система в целом. Приведенное положение представляется очень важным, ибо здесь подчеркивают­ся взаимопроникновение осознаваемого и неосознавае­мого в процессе любой деятельности и необходимость учитывать это единство при анализе человеческого по­ведения, в том числе освобожденных от наказания в процессе их социальной адаптации.

Проблемы социальной адаптации лиц, освобожден­ных от наказания, исследовались многими авторами. Все они указывают на типичные трудности вхождения освобожденных от наказания в новую или изменившую­ся микросреду. Для многих из них, например, пробле­мой являются ситуация в семье, взаимоотношения с трудовым коллективом, ближайшим бытовым окружением.

Анализ сущности и содержания процесса социальной адаптации освобожденных от наказания, его социально-психологических закономерностей показывает, что данный процесс далеко не всегда протекает гладко и бесконфликтно. Освобожденному приходится преодолевать многочисленные препятствия как внутренние, субъективные, так и внешние, от него не зависящие. Они и составляют проблемы адаптации (или адаптационные проблемы). Рассматриваемые проблемы могут быть разделены на две категории.

Первая категория охватывает заботы, связанные с удовлетворением насущных потребностей в жилье, пище, одежде, заработке, т. е. с созданием внешних ус­ловий жизнедеятельности субъекта.

Другая группа проблем связана с вхождением ос­вобожденного в новую микросреду — семью, трудовой коллектив, ближайшее бытовое окружение. В первой, как правило, преобладают ситуации, определяемые объ­ективными, не зависящими от воли освобожденного об­стоятельствами (отсутствие жилья, трудности в трудоустройстве). Во второй — решающую роль играют личные качества лица и его поведение, т. е. фак­торы субъективного плана.

И те, и другие проблемы решаются освобожденными по-разному, исходя из сложившихся условий и личных возможностей. А они в определенной мере зависят от возраста, пола, образования, профессии и других соци­ально-демографических параметров личности.

Исходя из достаточно достоверного предположения о том, что повторное осуждение спустя непродолжитель­ное время после освобождения в большинстве случаев означает неудачу социальной адаптации, можно счи­тать показатель рецидива преступлений среди различ­ных возрастных категорий своеобразным индикатором адаптации (со знаком минус).

Одна из важнейших естествен­ных потребностей человека — потребность в жилище. Основными причинами, вызвавшими жилищные про­блемы у освобожденных, явились - утрата права на жилплощадь в связи с осуждением, нежелание возвращаться к семье, рас­пад семьи, отсутствие жилья до ареста.

Обстоятельствами, обусловливающими возникнове­ние адаптационных жилищных проблем у освобожден­ных от отбывания наказания, являются длительность периода с момента освобождения до получе­ния жилья; прибытие части освобожденных в местность, где отсутствует возможность бытового и трудового уст­ройства. Жилищные трудности у освобожденных вызва­ны объективными и субъективными причинами. Прежде всего, общий недостаток жилья в городах.

Необходимо было бы ужесточить контроль за фактическим передвижением освобожденных из ИТУ лиц, а в некоторых случаях следует рассмотреть возможность сопровождения освобожденных к месту их жительства. Для лиц, не имеющих жилья, было бы це­лесообразно, используя опыт первых лет Советской вла­сти, создавать в городах специальные общежития гос­тиничного типа.

Нельзя не сказать о профессиональной реадаптации, состоящей из множества компонентов (поиск работы или выбор профессии, проблема производственного адаптирования, степень удовлетворенности своим трудом как фактор закрепления на рабочем месте и т.д.). Большая часть респондентов — речь идет о побывавших в заключении — работала (58,8%), некоторые учились (10,6%). Почти 40% испытали при трудоустройстве серьезные препятствия (табл. 1). И хотя внушительное количество молодых людей (68,2%) владели той или иной профессией, в ряду причин, обусловивших отказ использовать их рабочие руки, чаще всего называлась судимость. К сожалению, общество в лице конкретных его представителей вместо того, чтобы позаботиться о тех, кому особенно сложно сориентироваться в непростой нынешней ситуации, подчеркивает их гражданскую ущербность, подвергает, быть может, еще более жестокому наказанию, способствует, по сути, рас­пространению тунеядства, являющегося почвой для рецидивной преступности.

Таблица 1

Причины отказа в приеме на работу бывших заключенных, %

Варианты приводимых мотивов Возраст, лет
17—18 18—19 19—20 20—22 22—25
Из-за отсутствия вакантных мест 10,0 15,8 4,8 10,5 4,1
Из-за низкой квалификации 20,0 31,0 28,0 5,3 4,1
Из-за судимости 31,0 27,0

Выбор определенного предприятия, организации для части опрошенных проходил под влиянием друзей (22,3%), родителей (5,9%) или по направлению бюро по трудоустройству (19,4%). То, что лишь 7,6% из них пришли на новое место работы, т.к. им нравилась будущая профессия, а 11,8% прямо указали на безвыходность своего положения, говорит, с одной стороны, об ограниченности возможностей выбора, с другой же, об отсутствии особой заинтересованности в труде.