«Законность как атрибут системы жизнеобеспечения нормального функционирования учреждений государственной власти, управления и судебного контроля становится в таком случае силой для таких процессов, как эволюция демократических институтов и процессов в авторитаризм или диктатуру, или же подмены интересов стран корпоративными интересами правящей олигархии».[12]
Обеспечение охраны правопорядка, складывающегося в результате правового регулирования отношений демократического общества, - важное и необходимое условие формирования правового государства. Однако на существующие в обществе отношения воздействуют не только право, но и политика, мораль, обычаи и т.д. Поэтому большое значение имеет выяснение механизма образования правового порядка, его общественной роли и места в социальной урегулированности общественных отношений.
Правопорядок охватывает массу общественных отношений, которые регулируются и охраняются правом. Речь идет о правовых отношениях, которые возникают, изменяются и прекращаются при активном участии юридических норм и в соотношении с ними. Такого рода отношения одновременно являются объектом регулирования и правовой охраны. Правовая охрана распространяется не только на правопорядок в собственном смысле, но и на более широкий по своим масштабам порядок общественных отношений, т.е. на общественный порядок.
Общественный порядок выступает как наиболее общая система охраняемых правом социальных отношений, состоящих из структурных подразделений, элементов и подсистем. Правопорядок относится к общественному порядку как часть к целому. Он (правопорядок) имеет также свои подсистемы, составные части.
В любом демократическом обществе юридические нормы являются основным регулятором наиболее важных общественных отношений. В первую очередь они регулируют отношения, возникающие в процессе производства и распределения, охраняя различные формы собственности и т.д. Этим объясняется центральное положение законодательства в системе социальных норм, его ведущая роль в укреплении общественного порядка его цементирующим звеном.
В юридической литературе обсуждаются, дискутируются как само понятие «общественный порядок», так и соотношение его с правопорядком и законностью.
Если в определении понятия общественного порядка в широком смысле ученые пришли к какой-то согласованности, то в отношении понятия общественного порядка в узком смысле единства нет. Поиск приемлемого объединения понятия общественного порядка в более узком понимании важен потому, что дает возможность четко установить сферу деятельности, например, правоохранительных органов.
Общественный порядок в широком смысле выступает как понятие родовое, а правопорядок – как видовое. Тем самым они соотносятся так же, как и система действующих в обществе социальных норм в целом с одним из их видов – правовыми нормами. Наряду с правопорядком можно выделить и другие виды общественного порядка, например, порядки, возникающие под воздействием норм нравственности или норм общественных организаций. Взаимодействуя друг с другом, они образуют единую систему социально регулируемых отношений – общественный порядок в широком его понимании.
Таким образом, представляется обоснованным определить правопорядок как вид общественного порядка, который образуется под воздействием права. Его охрана охватывает не все сферы общественного порядка, а лишь ту его часть, которая попадает под действие правового регулирования.
Правовое государство – это преграда на пути правового произвола, это гарантии действительной демократии, это политико-правовая система, в основе которой лежит действительно гуманная и действительно прогрессивная юридическая мысль, которая, видимо, должна быть восстановлена в своих правах.
Условия, в которых эта идея развивалась, буржуазность самих мыслителей, ее развивших, не дает нам возможности взять ее в готовом виде ни у одного из ее классиков. С другой стороны, идея правового государства не принадлежит буржуазии, ее истоки восходят к античности. Мученическая смерть, принятая семидесятилетним старцем Сократом, была делом, подтвердившим его слова о верховенстве права над всем мимолетным.
Оставляя в стороне частности, смысл теории правового государства сводится к следующему.
Основой государственной жизни, отношений между государством и гражданином служит право – некая система норм, обязательная для них обоих независимо от конкретных политических целей, стремлений, социальных условий и т.п. Право- это своеобразное условие, фон и основа их сосуществования, присутствующие всегда и более-менее независимо от их сегодняшней и сиюминутной воли. Да. В классовом обществе в эту систему заложена некая коренная несправедливость, не без того. Но сам принцип позволяет идти к лучшему, на что способно данное общество. Сегодня, когда эта проблема выдвинута в центр общечеловеческих ценностей, идея правового государства готова начать новую, демократическую жизнь.
Права и свободы граждан должны быть гарантированы независимо от того, какие конкретные лица будут находиться у власти. С точки зрения теории правового государства может меняться политика, но не должна уменьшаться раз уже завоеванная степень гласности, демократии, должны быть исключены какие бы то ни было репрессии относительно тех, кто был приверженцем другой линии, и т.д.
Внимательный анализ не только событий 30-40-х годов, но и происшедших совсем недавно – в годы 70-е ХХ в., приводит к выводу: в нашем обществе существовала реальная возможность попрания тех правовых основ, на которых оно строится. Мощнейшая сила – бюрократический аппарат, репрессивный аппарат – имела возможность без особого труда выйти из-под правового контроля. Поставить себя над ним и над всем обществом. Чтобы побороть эту силу, необходимо создать такую правовую систему, которая ставит само право в некое привилегированное положение и сводит до минимума возможность кому бы то ни было и когда бы то ни было его обойти, его не учесть, ему не подчиниться. Меняющиеся ежемесячно нормы и нормативы, крутые смены в экономических курсах породили особый феномен недоверия к праву, неуверенности в своем правовом будущем.
Следуя идее правового государства, придется отказаться от той необычайной легкости, с которой мы готовы создавать сиюминутно любые, в том числе и самые главные законы.
Принцип законности должен быть определяющим среди идей и ориентиров, определяющих политику государства в области права человека и их реализации. В частности, это касается такого актуального вопроса, как вопрос о возможности и пределах ограничений государством прав человека. Одним из главных условий (принципов) ограничения прав и свобод человека является ограничение на уровне закона и только для соблюдения и уважения прав и свобод других лиц, а также общественных интересов и требований морали.
В современных отечественных курсах по теории государства и права и конституционному праву РФ обеспечение законности и правопорядка, наряду с защитой прав и свобод человека и гражданина, принято относить к разряду приоритетных функций.[13]
В соответствии с Декларацией прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. человек объявлен высшей ценностью, а соблюдение его прав и свобод – главной обязанностью государства. С принятием Конституции РФ этот принцип был возведен в ранг конституционного.
Выполнение функции защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка обеспечивается системой правоохранительных органов, в том числе органами правосудия, внутренних дел, государственной безопасности.
В современной правовой литературе можно отметить два основных подхода к проблемам законности:
Первое. Законность рассматривается как принцип государственной и общественной жизни, требование неуклонного соблюдения законов всеми гражданами и должностными лицами.
Второе. Законность рассматривается как неуклонное соблюдение, исполнение не только законов, но и всех правовых расписаний, т.е. фактически в данном случае понятие законность рассматривается как правомерное поведение.
Эти два подхода к законности имеют свои особенности. Каждый из них имеет объективные предпосылки для существования. Функциональный, «поведенческий» подход к определению законности может привести к отождествлению его с правопорядком. Подход же законности как к требованию нередко означает рассмотрение его в аспекте, тождественном законодательству. Действительно закон по своей природе предписывает определенное поведение, поддержку требования обязательного характера. В этом смысл законодательства. Законность органически связана с законодательством и не может существовать вне его рамок. Законность и законодательство возникли одновременно. Право является атрибутом правового регулирования и в этом аспекте законность производна от права. Субъекты права соблюдают, исполняют это норму права. Поэтому содержание правовых норм является содержанием законности. В правовом государстве при наличии правовых законов существует правовая законность или правозаконность.
Законность является связующим звеном между законодательством и правопорядок. Основные требования законности закрепляются в законодательстве, а, с другой стороны, реализуясь, они создают тот строй общественной жизни, который именуется правопорядком. Итак, сущность законности состоит в соблюдении и исполнении законов, правопорядок же является результатом такого исполнения, результатом осуществления норм права. Совершенствование законодательства и укрепление законности является основными средствами упрочения правопорядка и всего общественного порядка в целом.