В этом отношении на рубеже 80-х – 90-х годов России пришлось ломать сложившиеся стереотипы.
Вместе с тем необходимо иметь в виду относительно самостоятельный характер государства, права и закона, а стало быть и законности. Этот относительно самостоятельный характер государственности и права отмечали и классики марксизма. Однако в отечественном правоведении советского периода эта позиция хотя и отмечалась, однако сколько-нибудь подробной разработки не получила. Относительно самостоятельный характер законности и права выражается в том, что любое государство может существовать только в том случае, если оно удерживает в равновесии взаимно противоречивые интересы различных классов или социальных групп и главным средством достижения этого баланса являются законы. Поэтому мы считаем, что законность, также как и законодательство, право и государство хотя в значительной мере и предопределяется экономическими и классовыми условиями существования общества, но, тем не менее сама природа права и государства предопределяет в известной мере относительно самостоятельный, как бы надклассовый характер государства, права и законности, как важнейшей сферы реализации права. Это выражается и в соответствующем правопорядке любого общества, любой общественной формации.
Итак, законность представляет собой сложное и многообразное общественное явление. Наиболее существенные признаки законности следующие:
всеобщность требования соблюдать и исполнять законы государства;
осуществление всех государственных, властных функций исключительно на основе законов при строгом соблюдении должностными лицами в предусмотренном законодательством порядке свобод личности, гарантии от необоснованного привлечения граждан к ответственности или незаконного лишения благосостояния;
решительное пресечение и предупреждение правонарушений откуда бы они ни исходили, обеспечение неотвратимости наказания за нарушение законности;
Приведенные выше признаки законности характеризуют ее и как принцип поведения людей, должностных лиц, учреждений, предприятий, организаций, органов государства и как метод деятельности государства.
Суть законности состоит в том, что она должна обеспечивать одинаковые условия для решений юридический ситуаций.
Под принципами (требованиями) законности следует понимать основные, исходные положения правовой деятельности общества и государства.
В современном отечественном правоведении в качестве принципов законности указывают следующее:
всеобщность требований законности;
верховенство закона;
единство (единообразие) законности;
гарантированность основных прав и свобод граждан;
неотвратимость наказания за совершенное правонарушение;
недопустимость подмены законности целесообразностью их противопоставления;
связь законности и культуры.
Утверждение режима законности предполагает реализацию в общественной и политической жизни принципа: закон для всех один, перед законом все равны.
Однажды член Верховного суда США высказал коренную, на наш взгляд, мысль для становления законности: «Права честных людей могут быть соблюдены лишь в том случае, если они обеспечены и самым гнусным и отвратительным личностям».[20] Но принять и осуществить эту правовую аксиому оказывается не так просто.
О том, как сложно в правосознании российского народа идет утверждение этого принципа, свидетельствуют многочисленные факты истории и современности.
Вот пример из редакционной практики недавнего прошлого.
В газету поступила жалоба из деревни: на приусадебном участке одной старой женщины председатель колхоза «отрезал сотки по самые углы». Корреспондент выехал в деревню, все проверил, жалоба подтвердилась: отрезан участок незаконно. Подчеркнем – незаконно. Но какова аргументация в защиту этой женщины? Ее муж был из первых организаторов колхоза, сама она – участница съезда колхозников-ударников, старший сын погиб смертью храбрых на фронте. «И у такого человека незаконно отрезали участок!» - воскликнул автор статьи. Его спросили: если бы у этой бабушки муж был бы некогда подкулачником, а сын, допустим, власовцем, тогда бы, при такой ее биографии, можно было бы незаконно отрезать участок? Это смутило обсуждавших рукопись. Да, говорили, участок нельзя урезать и при «такой биографии». Но и выступать в защиту старухи было бы неприлично: «Народ бы нас не понял». Пожалуй, и не понял бы. Пришли бы сотни возмущенных откликов: «Кого под защиту берете, мать власовца?» И газете трудно было бы доказывать, что защищает она не «мать власовца», а законность и правопорядок. Корреспонденцию опубликовали с «сильными» биографическими аргументами. И, хотели того или нет, внушили читателям: возмутительно, когда беззаконно поступают с заслуженными людьми. Читатель неизбежно сам додумает: если человек не заслуженный, с ним, с его правами можно и не считаться… А это и есть отрицание равенства всех перед законом.[21]
Характеризуя правосознание советского гражданина Г.П. Федотов, русский философ в эмиграции, остро подметил:»…в итоге не будет преувеличением сказать, что вся созданная за 200 лет Империи свободолюбивая формация русской интеллигенции исчезла без остатка. И вот тогда-то под нею проступила московская тоталитарная целина. Новый советский человек не столько вылеплен в марксистской школе, сколько вылез на свет Божий из московского царства, слегка приобретя марксистский лоск. Посмотрите на поколение Октября. Их деды жили в крепостном праве, их отцы пороли самих себя в волостных судах. Сами они ходили 9 января к Зимнему дворцу и перенесли весь комплекс врожденных монархических чувств на новых красных вождей.
Вглядимся в черты советского человека, конечно, того, который строит жизнь, не смят под ногами, на дне колхозов и фабрик, в черте концлагерей. Он очень крепок, физически и душевно, очень целен и прост, живет по указке и по заданию, не любит думать и сомневаться, ценит практический опыт и знания. Он предан власти, которая подняла его из грязи и сделала ответственным хозяином над жизнью сограждан. Он очень честолюбив и довольно черств к страданиям ближнего – необходимое условие советской карьеры. Но он готов заморить себя за работой, и его высшее честолюбие – отдать свою жизнь за коллектив: партию или Родину, смотря по временам. Не узнаем ли мы во всем этом служилого человека XVI века? (не XVII, когда уже начинается декаданс). Напрашиваются и другие исторические аналогии: служака времен Николая I, но без гуманности христианского и европейского воспитания; сподвижник Петра, но без фанатического западничества, без национального самоотречения. Он ближе к москвичу своим гордым национальным сознанием: его страна единственно православная, единственно социалистическая – первая в мире: третий Рим. Он с презрением смотрит на остальной, т.е. западный мир; не знает его, не любит и боится его».[22]
Законность – строгое соблюдение конституции и законов, а также изданных в соответствии с ними иных правовых актов всеми органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями.[23]
Подобное определение законности логически вытекает из ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, где говорится об обязанности соблюдения Конституции и законов органами местного самоопределения, должностными лицами, гражданами и их объединениями.
Важнейшее направление осуществления законности – обеспечение соответствия законодательства субъектов Федерации Конституции РФ и федеральным законам.
С этим тесно связан важный принцип Российской Федерации – единого экономического и правового пространства.[24]
В Преамбулу Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) включено положение о необходимости того, «чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения…»
В Преамбуле Всеобщей декларации прав человека констатируется, что «пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества».
С категориями законности и правопорядка неразрывно связаны положения о верховенстве федерального права и верховенстве закона.
Как отмечают М.В. Баглай и В.А.Туманов, верховенство федерального права – это один из основных принципов федеративного государственного устройства.[25] Согласно этому принципу федеральные законы обладают высшей силой по отношению к законодательству субъектов Федерации, которые должны соответствовать федеральным законам. В случае же противоречия действует федеральный закон.
Согласно Конституции РФ одной из основ конституционного строя РФ является верховенство ее Конституции и федеральных законов на всей территории страны (ч. 2 ст. 4).
В соответствии с ч. 5 ст. 76 законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, а при наличии такого противоречия действует федеральный закон.
Конституции РФ и федеральному законодательству должны соответствовать правовые акты субъектов Федерации, изданные по вопросам их исключительного ведения.