Смекни!
smekni.com

Законный оборот наркотических и психотропных средств (стр. 7 из 20)

Если сравнивать марихуану и гашиш, например, с морфином или промедолом, то последние наркотические средства вызывают выраженную эйфорию, и при их повторном применении быстро развивается болезненное пристрастие (в частности, морфинизм)[55], что Комитет “... учитывает не только медицинские критерии, но и в примечаниях к Сводной таблице от 4 июня 1997 года указывается реальную социальную опасность, обусловленную незаконным распространением любых количеств новых для нашей страны высокоактивных наркотических средств... В связи с этим для ряда наркотических средств рекомендации по небольшим размерам отсутствуют”.[56] Однако важно было бы указать, почему марихуана и гашиш (в количестве, содержащимся в одной папиросе), являющиеся наиболее распространенными наркотическими средствами в Российской Федерации, по категории “ небольшие размеры ” имеют “преимущество” перед такими наркотическими средствами как кодеин (12 -14 таблеток), промедол и омнопон (3 ампулы), этилморфин (20 таблеток) и др.

По нашему мнению, основанному на беседах с оперативно-следственными работниками МВД РФ, все акты, принятые Комитетом, являются средством (и не более того!) для раскрытия тяжких Преступлений, в том числе и не связанных с незаконными операциями с наркотиками, а также для привлечения граждан к негласному сотрудничеству. Так, например, под угрозой привлечения к уголовной ответственности, оперработнику не стоит большого труда “ завербовать ” гражданина, у которого изъята папироса, начиненная марихуаной. Если недостаточно доказательств для предъявления обвинения в совершении особо тяжкого преступления, то предпринимаются меры для того, чтобы обнаружить какое-то количество наркотического средства с целью предъявления обвинения по соответствующей статье УК РФ, а в случае недоказанности обвинения, например, в убийстве, изнасиловании и т.п. - “ \оправдать ” незаконное содержание под стражей привлечением к уголовной ответственности за незаконные операции с наркотиками.

Авторы данных строк не стоят на крайних позициях - вот что бы то ни стало умалить общественную опасность наркотизма. Речь идет лишь о соблюдении принципа законности.

В ст. 3 УК РФ определено, что уголовная ответственность может наступить только в соответствии с Уголовным кодексом. Никакие другие законы и нормативные акты устанавливать уголовную ответственность не могут. Однако повсеместное применение в следственно-судебной практике актов Комитета нарушает требования вышеназванной нормы. Как указано в ст. 1 УК РФ уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс. Между тем, Заключения и Сводная таблица федеральными законами, естественно, не являются, а разъяснения Пленума Верховного Суда о применении Сводной таблицы не должны и не могут создавать нормы права. Акты Комитета именуются “рекомен-дациями”. Понятия “крупный ”, “особо крупный размеры”, являются правовыми и в ряде случаев прямо включены в уголовное законодательство в качестве примечаний (например, к ст. ст. 158, 171 - 172, 177, 188, 191 - 194, 198 - 200 УК РФ). Ничто не мешало и не мешает в законодательном порядке определить квалифицирующие признаки преступлений, связанных с незаконным оборотом с наркотическими средствами. Отсутствие же в уголовном законодательстве вышеназванных понятий применительно к преступлениям, связанным с наркотиками, и замена их правовыми суррогатами ведет к нарушению прав и свобод человека и гражданина, так как никто не может быть признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда и в соответствии с законом (ст. 13 УПК РСФСР). Однако при вменении в вину обвиняемому квалифицирующих признаков (крупный, особо крупный размеры) закон подменяется ведомственным актом.[57]

В связи с этим напрашивается вопрос - какова юридическая природа Заключений и Сводной таблицы? Является ли Комитет органом, которому законом предоставлено право официального толкования законов? Обязательны ли для исполнения и применения акты, им принятые?

Еще в 1990 году Комитет конституционного надзора СССР принял Заключение от 29 ноября 1990 года “О правилах, допускающих применение неопубликованных нормативных актов о правах, свободах и обязанностях граждан”, согласно которому ранее принятые, но не опубликованные нормативные акты... подлежат опубликованию в трехмесячный срок со дня принятия Заключения, в противном случае по истечении этого срока утрачивают силу.

Постановлением № 16 Комитета конституционного надзора СССР от 15 февраля1991 года “ О порядке реализации Заключения Комитета от 29 ноября 1990 года... ”[58] также подтверждено, что по истечении трехмесячного срока со дня принятия Заключения Комитета от 29 ноября 1990 года утрачивают силу те неопубликованные акты или их отдельные положения, которые ограничивают права граждан, возлагают на них обязанности и устанавливают юридическую ответственность.

Однако, как известно, ни Заключение Постоянного комитета по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения СССР от 25 ноября 1987 года и 19 декабря 1990 года, ни Информация Минздрава СССР о Списке наркотических веществ... по состоянию на 1 июля 1990 года, ни последующие Заключения Постоянного комитета и Сводная таблица от 25 декабря 1996 года и 4 июня 1997 года опубликованы в установленном порядке не были, в связи с чем эти документы юридической силы иметь не могут. Опубликование этих документов в “Вестнике Верховного Суда СССР”, “Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации”, а также отдельными изданиями, не носит официального характера. В период существования Союза ССР официальными изданиями являлись “Ведомости Верховного Совета СССР”, “Ведомости Верховного Совета РСФСР” (с некоторыми изменениями в наименованиях), “Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР”, “Собрание постановлений Правительства СССР”, “Собрание постановлений Правительства РСФСР”. Однако ни в одном из них вышеназванные Заключения опубликованы не были как при их принятии, так и после вынесения Заключения Комитетом конституционного надзора СССР.[59]

Указом Президента РФ от 23 мая 1996 года “ О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти”[60] установлено, что нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (а к таковым относится упоминаемое выше ведомство, именуемое Постоянным комитетом по контролю наркотических средств при Министерстве здравоохранения Российской Федерации) затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию в газете “Российские вести” в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Между тем. Заключение и Сводная таблица в Минюсте РФ зарегистрированы не были, как не были опубликованы они в вышеуказанных источниках.

Постановлением Правительства Российской Федерации 13 августа 1997 года утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и их государственной регистрации,[61] которыми установлено, что:

· структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. Комитет же по контролю наркотиков, поскольку не установлено иное, является структурным подразделением Минздрава РФ и в силу этого его Заключения не могут быть признаны юридически значимыми. В официальных источниках не опубликовано Положение о вышеназванном Комитете, следовательно, такое Положение может быть издано только Минздравом РФ, вследствие чего и по этому основанию Комитет является ничем иным как структурным подразделением Минздрава. Данный Комитет также именуется . независимым экспертным органом.[62]

· государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется? Министерством юстиции Российской Федерации. Однако при проверке статуса Заключения и Сводной таблицы по СПС “Консультант Плюс” и по другим электронным юридическим базам данных нет сведений о том, что они зарегистрированы в Минюсте РФ. Кроме того, в ИПС “Кодекс” Сводная таблица названа нормативно-техническим документом.