3.Компульсивный рецидивист, неоднократно совершающий преступления одного и того же вида (начинает, как правило, с раннего детства и на протяжении всей жизни). Такой рецидив начинается:
-с ситуации (на свободе или в тюрьме), с которой индивид не в состоянии успешно справиться;
-после честных и искренних, но безуспешных попыток решить проблему он переходит от позитивных действий к регрессивному поведению, выбирая менее зрелые решения, и это приводит к тому, что первоначальная проблема еще больше усложняется из-за того, что субституирование метода не привело к положительным результатам, в связи с чем индивид принимает первое попавшееся решение и в конце концов вынужден далее повторять его независимо от того, помогло оно или нет.
4. Импульсивный рецидивист (на протяжении всей своей жизни способен совершать самые разные преступления; он действует подобно психопату, социопату или человеку с антисоциальными личностными отклонениями; импульсивен, беззаботен, поступает, не считаясь ни с другими людьми, ни с обществом; способен совершать преступления против собственности и против личности).
Конечно, эта классификация субъективна. И если ее взять за “правило”, то из него будет много исключений...
§3. Виды рецидива
В Уголовном кодексе Российской Федерации нашли отражение следующие виды рецидива: общий, специальный и пенитенциарный.
Под общим рецидивом понимается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление (ч. 1 ст. 18 УК РФ).
К разновидностям общего рецидива следует отнести простой, опасный и особо опасный рецидив. В этот вид рецидива включаются только судимости за преступления, совершенные после достижения лицом 18-летнего возраста. При общем рецидиве наказание ужесточается путем установления более сурового нижнего предела санкции, предусмотренной за совершенное лицом преступление.
Говоря о понятии специального рецидива, необходимо отметить, что в ряде случаев под ним понимают совершение лицом, ранее судимым, аналогичного или однородного преступления9. Однако это скорее криминологическое, чем уголовно-правовое понятие специального рецидива. По мнению В.И.Морозова, более правильно под специальным рецидивом понимать предусмотренные в Особенной части УК РФ случаи совершения нового преступления лицом, ранее судимым за преступление тождественное или однородное вновь совершенному10.
Вторая точка зрения более предпочтительна потому, что если тождественный или однородный рецидив не предусмотрен в статье Особенной части УК, он не имеет самостоятельного уголовно-правового значения, поскольку не влияет на квалификацию и может учитываться только при назначении наказания в качестве общего или пенитенциарного рецидива.При наличии специального рецидива, который влияет на квалификацию содеянного (п."в" ч.2 ст.213, п."в" ч.З ст. 158 УК РФ), правила назначения наказания при общем рецидиве не действуют (ч.З ст.68 УК РФ). По мнению В.И.Морозова, специальный рецидив не может являться частью неоднократности, поскольку если в статье Особенной части УК РФ в качестве квалифицирующего признака указано на неоднократность, то санкция этой статьи учитывает только факт повторения и не учитывает наличия судимости. Следовательно, при наличии квалифицирующего признака "неоднократность" в статье Особенной части УК РФ возможно при назначении наказания применение правил ч.2 ст.68 УК РФ, что исключено при наличии специального рецидива.
Оба названных вида рецидива используются законодателем при конструировании составов преступлений с отягчающими обстоятельствами. Так, в соответствии с п. "в" ч. 2 ст. 213 УК РФ квалифицированный состав этого преступления образует совершение хулиганства лицом, ранее судимым за хулиганство. В случаях, когда специальный рецидив не указан в статьях Особенной части в качестве квалифицирующего признака, он может рассматриваться как обстоятельство, отягчающее наказание (п, "а" ч. 1 ст. 3 УК РФ).
Однако пределы строгости наказания устанавливаются также УК (ч. 5 ст. 18 УК РФ). Поэтому срок наказания при рецидиве преступлений не может быть ниже половины максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, за опасный рецидив - не менее двух третей, а за особо опасный рецидив - не менее трех четвертей максимального размера наиболее строгого наказания, предусмотренного за совершенное преступление (ч. 2 ст. 68 УК РФ). Правда, в ч. 3 указанной статьи сделана оговорка насчет возможности назначения и в этом случае более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление, но только при наличии исключительных обстоятельств дела, предусмотренных ст. 64 УКРФ.
Вполне обоснованным представляется выделение пенитенциарного рецидива11, под которым понимается совершение лицом, осуждавшимся к лишению свободы, нового преступления, за которое ему назначается наказание в виде лишения свободы. Пенитенциарный рецидив имеет самостоятельное уголовно-правовое значение, поскольку влияет на выбор исправительного учреждения при назначении наказания. Так, если осужденный, достигший 18-летнего возраста, ранее отбывал лишение свободы, отбывание лишения свободы за новое преступление назначается в исправительной колонии строгого режима (п."в" ч.1 ст.58 У К РФ), а несовершеннолетние мужского пола, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы при назначении лишения свободы за вновь совершенное преступление, направляются в воспитательные колонии усиленного режима (ч.б ст.88 УК РФ). Предусмотренность в уголовном законодательстве пенитенциарного рецидива позволяет повысить эффективность специально предупредительного воздействия, поскольку позволяет избежать негативного влияния рецидивистов на лиц, впервые отбывающих наказание в местах лишения свободы, так как они содержатся раздельно, и усилить устрашающее воздействие на лиц, допустивших пенитенциарный рецидив, путем ужесточения режима отбывания наказания.В литературе по количественному признаку выделяются также однократный (простой) и многократный (сложный) рецидив. К простому рецидиву относятся случаи совершения преступления лицом, ранее осужденным один раз, а к сложному - принято относить случаи совершения преступления ранее осуждавшимся дважды и более.
Предусмотренность в уголовном законодательстве России более строгой ответственности при рецидиве преступлений позволяет более эффективно достигать цели специальной превенции.
В курсе “Криминологии” рецидив - это один из видов преступности, о котором немало суждений и теоретических концепций, особенно вокруг различия в понятиях “рецидив” и “повторность”, хотя грамматически слово “рецидив” на русский язык переводится и как повторность. Говорят также о рецидиве “легальном”, т.е. законном, точнее о втором осуждении судом за какое-либо преступление; рецидиве фактическом (криминологическом), когда речь идет о совершении второго преступления без осуждения человека за первое, наконец, о рецидиве в смысле вторичного отбывания в месте лишения свободы. Все это вещи достаточно известные, обширна литература о рецидивной преступности и о ней может рассуждать практически каждый человек, даже не являющийся специалистом.
Хотя криминологически - это один из сложных видов преступности. До 90-х годов рецидив во все годы проявлял завидную устойчивость (составлял 20-25%). До 1993 года эта цифра заняла 30% отметку (в некоторых регионах 40-45%). За 1994 год эта цифра выросла еще на 10% (в фактическом выражении - более 307 тысяч осужденных из 896,7 тыс. общего количества осужденных к лишению свободы). Т.е. в среднем по стране - это треть всех осужденных, а в некоторых регионах (Республики Коми, Тува, Удмуртия; Брянская, Владимирская, Калужская, Кировская, Омская и Томская области) удельный вес рецидивной преступности составил в 1994 году от 34 до 46%. Уважаемое нами “руководство” и “обыватель” всегда возмущались по поводу его существования, требовали и требуют его искоренить, наивно или вследствие безграмотности считая, что с рецидивом легче всего покончить.Сложность рецидива в его неоднократности и устойчивости. Из уголовного права в криминологии чаще всего используется терминология об “общем и специальном” рецидиве. В теории всегда шла дискуссия, какой рецидив опаснее? Подавляющее большинство дискутирующих полагало, что, при прочих равных условиях, специальный рецидив опаснее, ибо свидетельствует о “специализации” преступника. С этой позицией можно соглашаться, но иметь ввиду, что общий рецидив может быть более опасным и тяжким, чем специальный. Например, изнасилование, убийство, в одном случае и две кражи в другом). Однако криминологически специальный рецидив сближается с профессионализмом и, как правило, смыкается с ним. Об этой части преступников мы будем говорить ниже. Правоохранительные органы “несли и несут крест” ответственности за рецидивную преступность, которая росла и продолжает расти в нашей стране вместе с преступностью в целом. Иначе быть и не может, ведь рецидивная преступность, как преступность вообще, корнями своими уходит в “поры” общества, отражая его наиболее тяжкие болезни. Именно рецидивисты были всегда носителями и распространителями воровских традиций, неоднозначных, как и преступники вообще.