1.2. Приватизация государственных предприятий и ее последствия.
Одной из особенностей становления рынка ценных бумаг в РФ явился массовый выпуск в 1992 г. нового вида ценных бумаг — государственных приватизационных чеков, рассчитанных на все 150-млн. население, с целью вложить их в акции акционируемых предприятий приватизируемой постепенно государственной собственности. Таким образом, все население согласно проекту Правительства должно было стать собственниками и в дальнейшем получать дивиденды на свои вложения в акции.
Планируемое конвертирование чеков в акции предприятий быстро не произошло, так как сама приватизация оказалась неподготовленной, и перед владельцами ваучеров, которые не располагали четкой информацией, стал довольно ограниченный круг акционированных промышленных предприятий. В качестве альтернативы для помещения чеков были быстро образованы инвестиционные фонды, задача которых состояла в том, чтобы вложить чеки населения в будущие акционерные предприятия. Однако сами инвестиционные фонды не могли обеспечить гарантию получения доходов на будущие акции. Кроме того, образование ряда таких компаний носило чисто мошеннический характер. Собрав чеки с населения, они, продав их, либо обанкротились, либо вообще исчезли.
Следует отметить, что Правительством РФ не были созданы гарантированные учреждения, куда могли быть направлены эти ценные бумаги, а также была явно преждевременно разрешена повсеместная свободная продажа чеков. В результате чеки за бесценок стали скупаться коммерческими структурами и организациями сомнительного характера, что подорвало правительственную кампанию на превращение каждого в собственника.
Кроме того, негативной явился отказ акционерных коммерческих банков обменять свои акции на чеки. В то же время коммерческие банки стали наиболее активными и крупными покупателями ваучеров.
Таким образом, ваучеры стали первоначально широко продаваться на стихийном внебиржевом, а затем и на биржевом рынках. При этом определенную роль в обесценении чеков сыграли как фондовые, так и торговые биржи, которые в 1992 г. начали осуществлять довольно масштабные аукционы по продаже ваучеров. В результате этих операций котировки стали падать до 3 тыс. руб. за каждую бумагу. Дальнейший неконтролируемый рост цен в стране создал дополнительные условия для дальнейшего падения курса чеков и в целом доверия к ним.
Выпуску новых ценных бумаг, рассчитанных на все население, должна была предшествовать серьезная разъяснительная работа, так как до этого в финансово-кредитном обороте не было ценных бумаг, кроме небольшого количества государственных выигрышных облигаций, олицетворяющих государственные займы. Поэтому в насыщении рынка ценных бумаг приватизационными чеками были допущены существенные недостатки, которые делали проблематичным их дальнейшее выживание.
1.3. Рынок корпоративных ценных бумаг в России и за рубежом.
В начале 90-х гг. российский рынок ценных бумаг не превратился в важный инструмент по мобилизации капиталов, необходимый как для реорганизации экономики в целом, так и для финансирования предприятий с целью внедрения новых технологий и повышения эффективности управления производством и мотивации труда. Именно это его отличало от рынков ценных бумаг западных стран.
Далее кратко описана структура рынка корпоративных ценных бумаг в развитых зарубежных странах.
Соединенные Штаты Америки
США имеют самый крупный рынок корпоративных ценных бумаг в мире. Одной из особенностей является то, что обыкновенные акции в США не имеют номинальной стоимости.
Ведущей биржей является Нью-йоркская фондовая биржа, где торгуются наиболее ликвидные акции корпораций. Однако растущая Североамериканская ассоциация дилеров по ценным бумагам (NASD) при помощи своей системы автоматических котировок создала особую рыночную нишу специально для акций высокотехнологичных компаний и технически считается организованным внебиржевым рынком.
Рынок США — самый регулируемый в соответствии с законодательством, первоначально введенным в действие в начале 1930-х годов. На этом рынке в отношении всех его участников применяются чрезвычайно строгие меры контроля при их допуске на рынок и проведении операций на нем. На коммерческие банки, например, наложено ограничение, не разрешающее банкам заключать сделки на товары и ценные бумаги одной и той же компании.
Япония
Японский рынок акций является вторым по размеру в мире. Маркетинг и техника продаж в Японии показали, что в силу своей склонности к спекуляциям местное население было особенно расположено к варианту вложения средств в акции. Этому также способствовали огромные успехи японской промышленности и своеобразная японская философия бизнеса, явившиеся важным фактором успеха как на внутренних, так и на внешних рынках.
Биржевой рынок представлен биржами в Токио и Осаке, между которыми существует серьезное соперничество. Токийская фондовая биржа также имеет рынок второго уровня, который называется «Второй секцией».
Регулирование рынка корпоративных ценных бумаг в Японии все еще совершенствуется, но пока все еще существуют значительные проблемы с его осуществлением на практике.
Германия
Рынок корпоративных ценных бумаг в Германии, несмотря на свое развитие в последние годы, все еще остается небольшим по сравнению с промышленным и коммерческим оборотом в этой довольно крупной стране.
Стиль торговли здесь среднеевропейский в том смысле, что банки играют всеобъемлющую роль в предоставлении финансовых услуг своему полному кругу клиентов. Хотя и существует небольшое количество региональных бирж, большинство операций проводится через Франкфуртскую биржу с использованием электронной системы торговли, хотя разрешено и заключение сделок на внебиржевом рынке.
Отличие фондового рынка России от рынков зарубежных стран не в последнюю очередь обусловлено различиями в поведении предприятий реального сектора, т.е. главными наполнителями фондового рынка. Существует три модели поведения предприятий реального сектора: англо-американская; континентально-европейская; японская.
В англо-американской во главу угла поставлены интересы собственников, которые защищаются четко определенными законодательными нормами и возможностью быстрой продажи акций на вторичном фондовом рынке, что является основными инструментами контроля акционеров за менеджерами предприятий.
Главным каналом мобилизации капитала для инвестиций в реальном секторе в данной модели является ликвидный рынок ценных бумаг, который обеспечивает быстрое перетекание капитала в наиболее эффективно развивающиеся отрасли и предприятия. Однако в основе критериев эффективности лежат показатели поквартальной прибыли на акцию, как наиболее доступные для понимания, что приводит к смещению интересов в сторону роста стоимости компании в ущерб задачам долгосрочного повышения экономической эффективности и увеличения доли предприятия на рынке. Этому способствуют ограничения на взаимное участие в собственности, возможности в манипулировании отчетностью и частая ротация менеджеров, ориентированных на быстрое достижение видимых результатов и карьерный рост. В итоге, предприятия пытаются получить прибыль и нарастить стоимость акций без инвестирования в производство, а вся экономическая система начинает базироваться на краткосрочной основе.
Противоположностью является японская модель, основанная на учете широкого спектра интересов: акционеров, работников, поставщиков и потребителей, групп аффилированных предприятий, государства. Механизмы финансирования и контроля в японской модели основаны на совмещении банковского кредитования и взаимного участия в акционерном капитале в рамках финансово-промышленных групп. Этим создаются жесткие долгосрочные связи финансовых и нефинансовых институтов, дополненные связями на основе взаимной торговли в рамках маркетинговых каналов. В результате управленческий состав получает значительную независимость от краткосрочных интересов собственников, что полностью освобождает японских менеджеров, в отличие от американских управленцев, от целой системы рыночных аналитиков, трейдеров, менеджеров фондов. Это делает роль фондового рынка как механизма финансирования, регулирования и контроля весьма незначительной.
Промежуточное положение занимает континентально-европейская (германская) модель, в которой главную цель представляет кооперация и достижение консенсуса между группами интересов. Подобно японской модели, предприятия реального сектора пользуются банковским кредитом и используют перекрестное инвестирование. Преобладание банков и других долгосрочных инвесторов в капитале предприятий, а также отсутствие обязанности публиковать квартальную и полугодовую финансовую отчетность понижает роль фондового рынка не только как механизма привлечения капитала, но и как механизма саморегулирования немецкой экономики.
Сопоставляя российские предприятия реального сектора и рынок ценных бумаг, нетрудно обнаружить, что модель поведения российских предприятий более напоминает континентально-европейскую или японскую, тогда как рынок ценных бумаг стремиться развиваться в рамках англо-американской модели. В результате фондовый рынок, как механизм привлечения капитала, регулирования экономики и контроля управления, оказывается не востребован со стороны реального сектора.
2. Особенности корпоративных ценных бумаг.