Дальний Восток - это сложный геологичекий регион с неоднородным распределением нефтяных ресурсов, которые изучены и освоены промышленностью очень слабо и неравномерно. К 1995 году на Дальнем Востоке открыто 60 нефтяных месторождений, но 45 из них находятся на острове Сахалин и прилегающем к нему шельфе Охотского моря. 12 - в Республике Саха (Якутия) и 3 - в Чукотском АО. В то время как другие территории (Камчатка, Хабаровский и Приморский края, Амурская область и особенно крупнейшие по площади акватории Охотского, Японского, Берингова, Чукотского, Восточно-Сибирского морей и шельфа Тихого океана) исследованы в отношении нефтеносности очень мало. Остров Сахалин является единственным нефтедобывающим районом Дальнего Востока и одним из старейших в России. Он базируется на сложных запасах нефти, заключенных в многочисленных, но небольших по объему месторождениях и залежах. Начальные извлекаемые запасы нефти открытых островных месторождений составляют 154 млн. тонн, из которых 99 млн. тонн или 64% уже добыты. В разработку вовлечено 24 месторождения. В них сосредоточен 91% разведанных запасов нефти. морские месторождения (Одопту-море, Чайво, Лунского, Пильтун-Астохского, Аркутун-Дагинского), разведанные на северо-восточном шельфе острова в пределах глубин моря до 50 метров. По сравнению с месторождениями суши их отличают большие размеры, более благоприятное тектоническое строение и более высокая концентрация запасов. Имеется значительный резервный фонд морских перспективных площадей в различных участках шельфа, где можно рассчитывать на открытие 11-12 крупных месторождений нефти и газа. Нефтяной потенциал Республики Саха (Якутия) связан главным образом с юго-западной частью ее территории. В этом районе открыто 12 нефтяных и нефтегазовых месторождений, в том числе крупные Среднеботуобинское и Талаканское, не вовлеченные, однако, в разработку. По геологичеким оценкам Республика Саха располагает крупнейшими неразведанными ресурсами нефти, превышающими несколько миллиардов тонн. Но как показывает практика геолого-разведочных работ, природные геологические условия для поиска месторождений очень сложные и многие новые районы недостаточно подготовлены методически.
1.3. Государственное регулирование экспорта нефти.
Государственное регулирование экспорта нефти и газа осуществляется в соответствии с постановлением правительства РСФСР от 15 ноября 1991 года №7 «О регулировании поставок нефти и продуктов ее переработки за пределы РСФСР» (действующая редакция от 15.09.97) и указом президента Российской Федерации «Об упорядочении экспорта природного газа» (в ред. Указа Президента РФ от 16.05.97 N 491).
В целях усиления контроля за вывозом энергоресурсов Государственный таможенный комитет Российской Федерации приказом от 10 ноября 1994 года №576 утвердил «Положение об энергетической таможне». Энергетическая таможня осуществляет контроль за таможенным оформлением товаров в соответствии с Приказом от 30 ноября 1995 года «О таможенном оформлении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом». На энергетическую таможню возложены обязательства по декларированию товаров и валютному контролю.
Важной формой регулирования экспорта нефти и газа за пределы Российской Федерации является и ставка акциза. В соответствии с Федеральным законом «Об акцизах» ставка акциза для всех предприятий была единой. Для более эффективного регулирования экспорта Правительство РФ 15 января 1997 года приняло постановление «Об установлении дифференцированных ставок акциза на нефть, добываемую на территории Российской Федерации». В соответствии с данным постановлением при экспорте по решениям Правительства Российской Федерации нефти и газового конденсата организациями, закупающими нефть и газовый конденсат у нефтедобывающих предприятий по внутренним ценам российского рынка, взимание акциза таможенными органами производится по установленной для соответствующего нефтедобывающего предприятия ставке акциза.
Сегодня в распоряжении госструктур остаются самые разные рычаги воздействия на нефтегазовые корпорации. Первый из них – это собственно экономическая политика в применении к отрасли. Она включает в себя установление налогов, пошлин и тарифов, предоставление льгот и квот, выдачу лицензий на разработку месторождений, утверждение соглашений о разделе продукции, назначение руководителей госкомпаний. На политическом уровне делается выбор в пользу приоритетного развития тех или иных регионов (где зачастую присутствуют интересы нефтегазового сектора), усиления или ослабления фискального давления на ТЭК, защиты (или, наоборот, отказа от защиты) прав инвесторов на конкретных предприятиях.
Второй рычаг влияния государства на ситуацию в нефтегазовом секторе– это его политика в отношениях с “олигархическими” группами, владеющими значительной частью российской “нефтянки”. По многим признакам, в руководстве исполнительной власти пока нет четкого видения будущей системы взаимоотношений с “олигархами”. Полностью отказаться от услуг крупного бизнеса будущему руководству страны вряд ли удастся: с ними, как минимум, придется консультироваться по важнейшим экономическим вопросам, а как максимум, активно использовать их ресурсы для пополнения бюджета, снижения социальной напряженности, реализации различных политических проектов, обеспечения влияния Центра на события в регионах.
В настоящее время главным органом государственного регулирования топливно-энергетического комплекса является Министерство топлива и энергетики. Министерство имеет статус головного разработчика или согласователя ряда правительственных документов, регулирующих ситуацию в ТЭКе.
27 февраля 1998 года Министерство топлива и энергетики Российской Федерации приняло приказ «О совершенствовании организации поставок нефти на экспорт». В целях повышения эффективности экспорта российской нефти, совершенствования организации государственного контроля при планировании экспорта и повышения ответственности работников центрального аппарата Министерства и нефтедобывающих организаций и предприятий топливно - энергетического комплекса с 1 марта 1998 г. вводится новый порядок разработки, движения и утверждения документов, касающихся поставок нефтяногосырья за пределы таможенной территории Российской Федерации, утвержденный Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 27 февраля 1998 г. В соответствии с данным приказом начата работа по совершенствованию координации поставок нефти по экспортным направлениям и подготовка предложения по организации работы координаторов экспортных направлений с учетом изменения транспортных схем экспорта, структуры нефтяных компаний ТЭК и условий рынка сбыта российской нефти.
В контексте топливного обеспечения северных регионов России роль Минтопэнерго проявляется в разработке совместно с Госкомсевером Программы использования альтернативных источников энергии.
Далеко идущая цель, которую Минтопэнерго связывает с балансовыми заданиями, состоит в формировании Энергетического союза России, Казахстана, Туркмении и Белоруссии. Инструментом его создания рассматривается разработка и принятие консолидированного четырехстороннего баланса ТЭР. По итогам визита Калюжного в Казахстан в феврале 2000 г. уже принято решение о начала работы двухсторонней группы по формированию российско-казахстанского баланса ТЭР.
Непременно в задачи государственного регулирования входит координация внешнеэкономической деятельности нефтегазовых компаний. Минтопэнерго принципиально настаивает на информировании госорганов о всех значимых внешнеэкономических договоренностях и контрактах, заключаемых российскими нефтегазовыми компаниями.
На сегодня рыночная экономика предлагает нам две альтернативы регулирования экспорта – квоты и налоги (акцизы).
Что такое квота? Это показатель, определяющий, сколько нефти будет продано за текущий временной отрезок, и сколько достанется каждой компании. Квоты хороши тем, что, являясь нерыночным инструментом регулирования, они позволяют государству более четко и оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка. Еще один плюс такого решения в том, что квоты позволяют координировать российский экспорт с экспортными квотами ОПЕК, что дает возможность, в свою, очередь, избегать резких падений цен.