На Дальнем Востоке обитает иглохвостый стриж. Он довольно крупный, стержни хвостовых перьев, словно иглы, торчат наружу. Это одна из самых быстрых в мире птиц и достигает скорости в горизонтальном полете 160 километров в час! Российские иглохсвостые стрижи зимовать улетают очень далеко - на остров Тасмания, что расположен южнее Австралии!
Пальмовые стрижи, обитающие в Южной Америке, Африке и Юго-Восточной Азии, гнезда устраивают почти всегда на листьях пальм, даже на тех, которыми покрыты хижины туземных жителей. Этот стриж - просто виртуоз! Как он не падает с листа, который ветер крутит, качает, швыряет по всем возможным направлениям, - просто непостижимо! Наловив в воздухе разных пушинок и смешав их с клейкой слюной, стриж лепит из них на внутренней поверхности листа крохотную "перинку". К ней приклеивает два яйца, поставив их вертикально. Стриж держится коготками за "перинку" (сидя головой вниз) и так насиживает яйца. Птенцы, как только вылупятся, первым делом должны уцепиться за свою колыбель. Они ни на миг не отпускают коготков и висят, пока не оперятся. А тогда уже ветры им не страшны - расправив крылья, улетают они в поднебесье.
У хохлатых стрижей гнезда самые крохотные в мире пернатых (по отношению к размерам соорудившей их птицы). Гнездо это миниатюрная корзиночка из кусочков коры и перьев, склеенных слюной. Прикреплена она к тонкой ветке, в ней - одно беловатое яичко, всю ее заполняющее. Стрижи садятся поперек ветки и животом прикрывают яичко. Птенец, как выберется из скорлупы, переползает на сук и сидит, притаившись, словно древесная почка. Он не кричит, почти не шевелится, даже когда родители подлетают с кормом. Поэтому хищникам трудно его заметить.
Салангана - небольшой буроватый стриж, живет в Южной и Юго-Восточной Азии. Не одно столетие он хорошо известен всем местным гурманам - из гнезд саланган (их неправильно называют "ласточкины гнезда") варят превосходные супы! Сами гнезда, хорошо приготовленные, (сваренные в курином или бараньем бульоне), вкусом напоминают осетровую икру - так утверждают те, кто их пробовал. Гнезда саланганы строят только из своей клейкой слюны. Сначала птица прилепляет к скале комочек слюны, затем зацепляется за него. "Рисует" слюной контуры будущего гнезда. И начинает его постепенно наращивать. Дней через 40 строительство закончено. Иногда саланганы поселяются в полном мраке пещер, где люди потом тысячами собирают их гнезда. Они прекрасно ориентируются в темноте с помощью эхолокации, покрикивая в полете подобно летучим мышам.
Размером с воробья, но более стройный. Клюв довольно длинный и острый. Взрослые птицы яркие: вокруг клюва широкая красная "маска", хвост и крылья черные, поперек крыльев желтая поперечная полоса. Верх головы черный, спина коричневая. Песня - набор звонких трелей, крик - позывка - "ци-ивит", кончающийся россыпной трелью. В полете неумолкающий щебет: "пить-пили-пить", при ссорах - резкий, трещащий крик "рэ-рэ-рэ" .
Гнездится на деревьях на высоте четырех-шести метров. Гнездо представляет собой красивое, изящное, прочное сооружение в виде плотной чашечки правильной полушаровидной формы с толстыми боковыми стенками и округлым углубленным лоточком. Боковые стенки остова свиты из тонких и гибких стебельков и корешков травянистых растений, плотно переплетенных между собой и скрепленных паутиной. Снаружи в стенки гнезда вплетены кусочки мха, растительного пуха, обрывки березовой коры, лишайники. Подстилка состоит в основном из растительного пуха (чаще всего ивы и тополя) с примесью конского волоса, шерсти и перьев. Диаметр гнезда 90-100 мм, диаметр лотка 40-55 мм, глубина лотка 25-40 мм. Кладка - 4-5 голубоватых или зеленоватых яиц с фиолетово-бурыми пятнышками.
Основная пища - разные семена, особенно семена сорняков: репейника, конского щавеля, лопуха. Птенцов выкармливают насекомыми.
Что за прелестная птичка! Ростом поменьше воробья, передняя часть головки яркокрасная, щечки белые, темя и затылочек черные, крылья желтые с черным и белым, хвостик черный и тоже с белыми крапинами по его кончику, спинка желтовато-бурая, надхвостье белое, грудка и брюшко белые с красноватобурым налетом, клювик красновато-белый с черным кончиком, ножки буренькие. Совсем картинка! Щегловка (самочка щегла) такая же нарядная, как и самец. Только опытные птичники умеют отличить их друг от друга по более развитым у самца черным усикам у основания клюва. Молодые птицы резко отличаются отсутствием красного и черного цвета на голове, бурыми крапинами на груди. Старые птичники по оперению птицы различали два вида щеглов: щегла-березника и щегла-дубровника. Первый более крупного размера, но у второго более густая окраска.
Любимым местопребыванием щегла являются местности, где рощи и леса чередуются с открытыми местами. Большим лесным массивам и хвойным борам щегол предпочитает светлое и разнообразное чернолесье. В смешанных лесах они любят преобладание березы над сосной. Селятся па выгонах, лугах, в окрестностях зарослей чертополоха и репейника.
Щегол птичка чрезвычайно подвижная, ловкая и изящная. Он большой мастер в лазанье и лишь немного уступает в этом синице. Мастерски подвешивается снизу к тончайшим веткам, для того чтобы, например, добыть из раскрытой ольховой шишечки семена или снять с почки какую-нибудь гусеницу или личинку. За исключением времени гнездования, держится мелкими стайками.
Весной, когда цветут фруктовые деревья, щеглы приступают к гнездованию. Гнездо обычно помещается на дереве достаточно высоко. Оно имеет полусферическую форму и чрезвычайно искусно соткано из мха лишайника, тонких корешков, сухих былинок. Щегловка несет 4-5 яичек, голубоватозеленая или белая скорлупка которых испещрена крапом, преимущественно на тупом конце. Птенцов щеглы выкармливают насекомыми и их личинками.
После вылета молодых, щеглы начинают вести кочевую жизнь. На восходе солнца они покидают лес, который служит им квартирой, и отправляются в поисках корма на пустыри и луга. К ночи вся семья возвращается в свой лес. С сентября выводки начинают стадиться, и в это время можно встретить крупные стаи. Они любят летать на коноплянники, на гумна, заросли чертополоха и репейника. С приближением зимы стаи откочевывают к югу. Всю зиму они питаются Семенами, преимущественно ольхи и березы, но любимый их корм - это Семена репейника и чертополоха, и там, где этих сорных трав нет, нет и щеглов, или они очень редки. К весне стаи подаются в родные места и потихоньку разбиваются на пары.
Песня у щегла довольно громкая, приятная, разнообразная и чрезвычайно веселая и задорная. За свое пение он в большом почете у любителей ' певчих птиц. Выразить песню щегла словами очень трудно. Она представляет собой довольно пестрый набор совершенно своеобразных звуков. Поющий щегол во время пения ведет себя подобно канарейке, поворачиваясь вправо и влево.
В неволе щегол поет почти круглый год. На свободе он молчит только в период линьки и в очень ненастную погоду. Морозов и снега щегол не боится, в ясные зимние дни его веселая задорна песенка раздается в зимнем лесу. Щегловка песен не поет.
Характер у щегла уживчивый и очень общительный не только в отношении своих братьев - щеглов, но и других птиц, только у кормушки, в общей клетке он может проявить некоторую драчливость. Щегол умен, понятлив, в некоторой степени хитер. В неволе легко приручается. При надлежащем уходе может прожить в неволе 20 и более лет.
Вороны очень умны. Чтобы в это поверить, надо всего 20 минут понаблюдать за удивительной птицей.
Вороны способны изобретать самые настоящие инкубаторы, используя кусочки ткани, проволоки и других материалов. Многие люди считают ворону грязной, помойной птицей, но это не так! У ворон очень высокий интеллект, - они способны осознанно разговаривать с человеком, в отличие от попугаев, которые просто повторяют звуки человеческого голоса. Интересно, что собственные "языки" ворон из разных стран здорово отличаются.
У европейских народов ворона обычно считается злой черной птицей, но у инков ворона считалась символом солнца. Инки поклонялись вороне и выкладывали силуэт птицы на песке или из камня.
Городские вороны очень докучают человеку, лазая по помойкам и другим местам в поиске "вкусненького" или материалов для гнезда.
Само воронье гнездо является произведением строительного искусства. Стоит присмотреться, как в нём переплетаются ветки, проволока, бумага, ткань, и даже иногда встречается камень. В моём доме на общественном балконе стояла картонная коробка, в которой поселилась серая московская ворона. Она начала стаскивать туда разный полезный, по ее мнению, хлам. Притащила газету, которую бросила на дно, натащила веток и разного мусора. Было очень интересно наблюдать за обустройством жилища, но люди (очевидно из-за предрассудков) скинули это гнездо вниз...
Воробей - бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Без него городской пейзаж как бы подернут налетом унылости. Он всегда и везде на виду, но ни многовековое соседство, ни специальное изучение не дали до сих пор полного представления о его семейном и общественном укладе. Он совершенно не переносит пристального к себе внимания. Соседствуем давно, а что знаем об этой птице? Известно, что за сезон самка откладывает втрое и даже вчетверо больше яиц, чем требуется для продолжения рода при спокойной жизни. Действительно, жизнь в городе рядом с человеком полна непредсказуемых поворотов, опасностей. Противостоять любым неожиданностям, возможно, воробью помогает строгий семейный уклад. Да-да, не улыбайтесь.
Родительское поведение воробья заслуживает признания и похвалы. Такого семьянина и отца надо еще поискать в птичьем мире. Не могу точно вспомнить, кому принадлежит мысль, что, создавая семью в современном виде, человек немало полезного из семейного и родительского поведения позаимствовал у птиц, в том числе у ближайшего соседа - воробья. Внешние проявления супружеской привязанности и верности у домового воробья еще сдержаннее и незаметнее, чем у воробья полевого. Даже осенняя помолвка, когда все воробьиное племя живет стаями, происходит незаметно, как говорится, без свидетелей, гостей, танцев и пения.