Неправильность толкования понятий "профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг" и "предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг" состоит в том, что их отождествляют, считая, что это - два термина, обозначающих одно и то же понятие. Однако анализ законодательства приводит к совершенно иным выводам.
Хотя Федеральным законом понятие "профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг" не определено, выяснить, что под ним следует понимать, можно, сопоставив между собой те нормы, в которых данный вид деятельности упоминается.
В Федеральном законе (ст.2) профессиональная деятельность упоминается в связи с определением термина "профессиональный участник рынка ценных бумаг". Из данной нормы видно, что под профессиональной деятельностью понимаются те виды деятельности, которые перечислены в главе 2 Закона.
Для занятия этими видами деятельности в соответствии с анализируемым законом необходимо получение у специально уполномоченных на то органов специального разрешения (лицензии). Данная норма полностью соответствует норме права, сформулированной в п.1 ст.49 Гражданского кодекса РФ, которая носит более общий характер. Она предписывает, что "отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)".
При определении понятия "предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг" ныне следует руководствоваться, на наш взгляд, определением, данным понятию "предпринимательская деятельность", которое является более общим.
Предпринимательская деятельность определяется в п.1 ст.2 ГК. Под ней понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Из этого определения видно, что вся профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, определяемая в Федеральном законе "О рынке ценных бумаг", подпадает под понятие предпринимательской деятельности. Следовательно, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг является предпринимательской.
Такое утверждение, однако, не дает права на отождествление двух различных понятий: "профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг" и "предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг". Последнее из этих понятий несколько шире, поскольку в него входят некоторые виды деятельности, которые не включает в себя профессиональная деятельность.
Так, деятельность по скупке акций предприятий, о которой мы упоминали ранее, сегодня ведут многие коммерческие организации без наличия необходимой для этого лицензии. Сделки по скупке акций совершаются ими с различными лицами и подчинены конкретной цели - создать определенный (желательно контрольный) пакет акций.
Данную деятельность следует рассматривать как предпринимательскую, поскольку она соответствует всем ее признакам: осуществляется самостоятельно; на свой риск; с целью получения прибыли от пользования имуществом (каковым в данном случае являются акции). Учитывая, что эта деятельность развертывается на рынке ценных бумаг, вполне естественно считать ее предпринимательской деятельностью на рынке ценных бумаг.
По первому варианту среди работников по закрытой подписке распространялись акции, в сумме, не превышающие 40% уставного капитала, из них 25% - льготных, неголосующих акций, которые раздавались работникам бесплатно. Руководители предприятия могли получить акции в размере 5% уставного капитала через опцион. Кроме того, работники могли выкупить еще 10% уставного капитала, приобретая акции с 30%-ной скидкой от номинала в течение трех лет.
При втором варианте до 51% уставного капитала продавалось работникам предприятия в виде акций по закрытой подписке. Остальное поступало в открытую продажу.
Третий вариант предоставлял право инициативной группе работников при голосовании других членов трудового коллектива в течение года приватизировать предприятие и не допустить его банкротства, обеспечивая таким образом его успешную работу. При выполнении этого условия и по истечении года эта группа имела право приобрести 20% уставного капитала в виде обыкновенных акций по их номинальной стоимости. В качестве гарантии выполнения договора в виде залога вносилось имущество, принадлежащее членам группы на правах частной собственности. При этом варианте всем работникам предприятия продавались обыкновенные акции в размере 20% уставного капитала со скидкой 30% номинальной стоимости и предоставлением рассрочки по оплате на 3 года.
Принятый 14 июля 1992 г. Указ Президента Российской Федерации N 623 "О мерах по продаже и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур" можно рассматривать как еще один вариант приватизации. Согласно этому Указу, в случае успеха предприятие становилось собственностью предпринимателя, осуществившего санацию, или осталось в государственной собственности, если санация проводилась под руководством управляющего, назначенного предпринимателем. В случае неудачи этой процедуры предусматривалась фактическая ликвидация и последующее исключение предприятия-банкрота из государственного реестра.
С конца 1992 г. началась раздача приватизационных чеков-ваучеров. Получить ваучер имел право каждый гражданин России независимо от возраста. А ваучер, в свою очередь, давал право приобретать акции приватизируемых предприятий. Таким образом, по замыслу теоретиков приватизации, реализовывался принцип равных возможностей всем гражданам стать собственниками. Целями ваучерной приватизации провозглашалось быстрое перераспределение государственного капитала с его последующей переконцентрацией в руках эффективных собственников и реальных инвесторов.
Ваучерный этап приватизации способствовал тому, что государственная собственность распродавалась за бесценок. Так, если переконвертировать акции предприятий через ваучеры, использованные в механизме продажи, то получится, что РАО "ЕЭС России" стоит 640 395 тыс.долл. Крупнейший металлургический комбинат "Норильский никель", производящий значительную долю всего мирового объема цветных металлов, оценен в 465 581 тыс.долл., РАО "Газпром" - в 228 256 тыс.долл., Северное морское пароходство и Мурманский траловый флот оценены в 3 млн.долл. каждый, а 51% акций Тульского оружейного завода, крупнейшего в мире, оценены в 350 000 долл.
1.4Признаки ценной бумаги
Проанализируем каждый из признаков.
Права, удостоверяемые ценными бумагами. Общепризнанно, что бумага становится ценной не сама по себе, а потому, что удостоверяет право на что-то, имеющее ценность. В то же время проблема юридической природы удостоверяемых прав не находит однозначного решения ни в современной цивилистической науке, ни в законодательстве.
В соответствии с современной доктриной удостоверяемые ценными бумагами права могут быть обязательственными, вещными или корпоративными (права участия в акционерном обществе). Последние, по мнению большинства исследователей, являются комплексными, включая в себя как имущественные, так и личные неимущественные правомочия (в том числе определяющее для акции правомочие на участие в управлении делами АО).
По нашему мнению, так называемые "корпоративные права" (определяющие из которых носят личный характер) есть права по своей сути обязательственные (так, фактически акционер имеет по отношению к АО право требования обеспечения участия в общем собрании и т.д.). Таким образом, не существует "корпоративных прав" в виде особой группы, отличной как от вещных, так и от обязательственных прав.
Следует отметить принципиальную возможность нетрадиционного подхода к определению юридической природы "корпоративных прав".
Некоторые специалисты считают, что участники АО обладают, в числе прочих, вещными (хотя бы и "потенциальными") правами на имущество соответствующего юридического лица. С другой стороны, обнаруживается существенное подобие правомочий общего собрания акционеров (см. ст.103 ГК, ст.47 Федерального закона "Об акционерных обществах") и правомочий собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении юридического лица (см. ст.295 ГК РФ).
Сказанное позволяет выдвинуть гипотезу о существовании вещного права акционеров на имущество АО. В случае признания существования подобного права акции следует отнести к числу вещно-правовых ценных бумаг.
В дальнейшем мы будем придерживаться традиционной концепции юридического лица как собственника имущества и, следовательно, обязательственного характера всех "корпоративных прав".
Таким образом, удостоверяемые ценными бумагами права могут иметь обязательственный или вещный характер. Соответственно можно предложить следующую классификацию ценных бумаг по характеру удостоверяемых ими прав: а) вещно-правовые документы, удостоверяющие наряду с прочими вещные права на имущество (товарораспорядительные документы и т.п.); б) обязательственно-правовые ценные бумаги, удостоверяющие, в числе прочих, право требования имущества от обязанного лица, но не удостоверяющие вещных прав на это имущество. Последние, в свою очередь, можно подразделить на удостоверяющие в качестве основного: право требования денежной суммы (вексель, чек, облигация и т.д.); право требования ценных бумаг (опционы); право требования имущества, не являющегося индивидуально-определенным (облигация целевого займа); личные неимущественные права участия в управлении делами АО (акция).
Начало презентации. Как уже отмечалось, бумага становится ценной не сама по себе, а потому, что выражает право на что-то, имеющее ценность. В то же время ценной бумагой может быть признан не каждый документ, свидетельствующий о праве на ценность, а только тот документ, который право на ценность ставит в тесную связь с бумагой. Таким образом, предъявление бумаги (ее "презентация") оказывается необходимым для осуществления выраженного в ней права.