Нельзя не отметить особенности современных циклических кризисов, которые связаны с кризисом государственного регулирования. Последнее получило выражение в несостоятельности антициклической политики государства, в банкротстве теорий и практики воздействия на циклическое развитие, в несоответствии официально провозглашенных целей государственной политики фактическим результатам регулирования экономики (вместо роста экономики — его падение, вместо полной занятости — массовая безработица, вместо стабильности цен — хроническая инфляция и т. д.). В результате экономическая деятельность государства стала дополнительным фактором неустойчивости экономики.
Кризис государственного регулирования экономического развития потребовал от правительства развитых стран искать выход из сложившейся ситуации, но не путем отказа от государственного регулирования циклического производства, а посредством перестройки его форм и методов. Антициклическая направленность государственной политики сменилась антиинфляционной.
Инфляция является неотъемлемой чертой современного экономического цикла. Она взаимодействует с циклическим движением экономики и меняет механизм цикла. Это изменение характеризуется уменьшением «чувствительности» цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. Объясняется это тем, что крупный капитал, монополии приспосабливаются к сужению платежеспособного спроса населения путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство же помогает крупным фирмам «управлять» таким путем кризисом. В результате в современных кризисах наблюдается противоборство двух тенденций в ценообразовании: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка. Следовательно, современный цикл сочетает в себе кризис и инсоляцию.
Антициклическая и антиинфляционная политика государства призвана смягчить отрицательные последствия.
Все современные экономисты признают, что:
1) государство в состоянии существенно сгладить циклические колебания (а некоторые экономисты полагают, что государство в условиях регулируемой экономики может полностью эти колебания устранить);
2) государство осуществляет регулирование с целью достижения макроэкономического равновесия и экономической стабильности;
3) в фазе кризиса и спада все мероприятия государства должны быть направлены на поддержание и стимулирование деловой активности;
4) в фазе подъема и бума государство проводит политику сдерживания с целью предотвращения перегрева экономики;
5) в условиях открытости национальной экономики каждой страны перед мировым сообществом, и, прежде всего перед мировым рынком, государство должно учесть влияние внешнеэкономических факторов.
Конкретные мероприятия по реальному воплощению этих принципов государственного антициклического регулирования, предлагаемые сторонниками разных направлений и течений, весьма и весьма различны. Условно все эти различия во взглядах можно свести к двум направлениям – неокейнсианскому и неоконсервативному.
Неокейнсианское направление поощряет регулирующую роль государства; неоконсерватизм всемерно ограничивает эту роль. Неокейнсианство ориентирует государство на регулирование совокупного спроса; неоконсерватизм ориентируется преимущественно на экономическую теорию предложения, отказ от доктрины Дж. М. Кейнса, на процесс дерегуляции. Неокейнсианство в качестве основного объекта регулирования берет национальное хозяйство в целом, и поэтому в центре его внимания макроэкономика. Неоконсерватизм в качестве основного объекта регулирования берет деятельность отдельных фирм, и поэтому в центре его внимания микроэкономика, создание стимулов для предпринимательской деятельности фирм.
Основным инструментом антициклического регулирования неокейнсианское направление считает налоговобюджетную политику, т.е. увеличение или уменьшение расходов государства, манипуляцию с налоговыми ставками. Неоконсервативное направление большее внимание уделяет денежно-кредитной политике, вопросам объема денежной массы. В конечном счете, все инструменты последователей неокейнсианской концепции направлены на регулирование совокупного спроса, т.е. на повышение спроса в периоды кризисов и депрессии и на снижение спроса в периоды подъема и бума. Все инструменты сторонников неоконсерватизма направлены на регулирование совокупного предложения, т.е. на стимулирование его в периоды кризисов и депрессий и на сдерживание его в периоды подъема и бума.
Реальная практическая жизнь пока не дала окончательной оценки неокейнсианству и неоконсерватизму. Опыт «азиатских драконов» и, прежде всего Китая, учит сочетать обе эти концепции применительно к конкретной ситуации в своих странах.
В противоположность кейнсианству и консерватизму, неоклассики делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтение долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.
Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образование также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.
Заключение.
Проанализировав написанное, можем сделать выводы, что:
1. Условием устойчивого и стабильного развития экономики является общее равновесие, означающее согласованное развитие всех сфер экономической системы – рынков товаров и услуг, рынков рабочей силы, денег, капиталов. Оно достигается в ходе взаимодействия и взаимоприспособления всех сфер, элементов, факторов производства.
2. Формой развития рыночной экономики является цикличность, т.е. непрерывные колебания деловой активности, взлеты и падения рыночной конъюнктуры, чередование преимущественно экстенсивного (фаза подъема) и преимущественно интенсивного (после кризиса) типов экономического роста. Эпицентр циклического движения – экономический кризис, в котором обнаруживается предел и в то же время импульс роста экономики.
3. Глубинным процессом, влияющим на длительность и глубину циклических колебаний, является движение инвестиций. Кризис образует исходную базу для новых массовых капиталовложений, становится толчком к массовому обновлению основного капитала в малых и средних (до 10-11 лет) и внедрению базовых нововведений в больших циклах. В нормально действующей рыночной экономике мотивом инвестиционной деятельности является достаточная прибыль частного предпринимательства.
Таким образом, каждый экономический цикл в неблагоприятных фазах создает мощные стимулы для инновационной активности и, напротив, в периоды подъемов сдерживает развитие радикальных революционных инноваций. С этих позиций становится объяснимым парадоксальный факт, что кризис создает мощный поток нововведений, пробуждает творческую активность, рождает принципиально новые технологии.