Смекни!
smekni.com

Экономическая основа международной торговли (стр. 2 из 4)

Особое внимание Рикардо уделил деньгам. По Рикардо, деньги - это "техническое" средство обмена. Он считал, что вся денежная масса постоянно находится в обращении. Но на самом деле часть денег выпадала из обращения, становясь сокровищем. Наряду с этим Рикардо не видел разницы между золотыми и бумажными деньгами, смешивая их обращения.

Рикардо утверждал, что при избытке денег и их обесценении усиливается вывоз денег из страны и увеличивается ввоз товаров. И наоборот, а в конечном счёте устанавливается равновесие. Из этих утверждений развилась теория международного движения денег.

Отличие методологии Д. Рикардо от методологии А. Смита. На каком основании Рикардо сформулировал экономическую противоположность классов капиталистического общества?

В отличие от Смита, который путём абстракции, или отвлечения, от случайных явлений объяснял и систематизировал явления капиталистического хозяйства, делая лишь поверхностные выводы и описывая внешние или поверхностные явления капиталистического хозяйства, Рикардо стремился в случайных событиях увидеть сущность экономических явлений и последовательно описать внутренние связи и законы, управляющие хозяйством. В этом заключаются основные различия методологии Смита и Рикардо.

Ещё одним интересным моментом в экономическом учении Рикардо является экономическое разделение классов общества. Рикардо говорит, что продукт делится между классами землевладельцев, капиталистов и рабочих. Рикардо так же уточняет, что в капиталистических условиях, товары принадлежат капиталистам, которые затрачивают на товары не труд, а капитал; землевладельцам принадлежит земля, которую они сдают в аренду, а в последствии участвует в присвоении продукта труда, произведённого на их земле, а рабочим является человек, который продаёт свой труд за определённую плату (заработную плату). В результате возникает экономическая противоположность классов капиталистического общества.

Содержание

2. С. Милль. Теория “международной цены”.

Дж. С. Милль в своих « Принципах политической экономии» (1848 г.) показал, по какой цене осуществляется международный товарный обмен. Согласно Миллю, цена обмена устанавливается по закону спроса и предложения на таком уровне, что совокупный экспорт каждой страны позволяет покрывать её совокупный импорт. Формулирование Закона интернациональной стоимости, или «теории интернациональной стоимости»,- важная заслуга Дж. С. Милля. Теория международной стоимости показывает, что существует цена, которая оптимизирует обмен товаров между странами. Эта рыночная цена зависит от спроса и предложения.

Внутренние цены не всегда способны служить мерилом эквивалентности обмена при купле-продаже на мировом рынке. Мировой рынок, балансируя спрос и предложение, формирует свои цены, обычно в наиболее признанной, твердо конвертируемой валюте.

В основе формирования мировых цен лежит интернациональная стоимость. Мировые цены регулируются, с одной стороны, условиями производства в странах, в которых производится основная масса товаров, поставляемых на мировой рынок, а с другой стороны, спросом и предложением товаров на этом рынке.

В современных условиях отдельная страна практически не в состоянии производить всю необходимую ей продукцию на высоком техническом уровне, требуемого качества. Во многих странах 20-30% производимой продукции идёт на экспорт. В отдельных странах , имеющих недостаточные ресурсы, этот показатель может достигать еще большей величины. Например, в Голландии, Бельгии 60-70% экспортируется. Очень близки к этим цифрам и показатели импорта.

Содержание

4 Свободная торговля (free trade)

Очень немногие страны достаточно последовательно придерживаются принципов свободной торговли. Город-государство Гонконг является единственной страной, у которой не существует пошлин и импортных квот. Тем не менее, еще со времен Адама Смита экономисты превозносили свободу торговли как идеал, к которому должны стремиться все нации. Причины отстаивания такой позиции не так просты, как ее суть. На уровне теоретической модели предполагается, что свободная торговля приводит к появлению дополнительных выгод, поскольку позволяет избежать потерь в экономической эффективности, связанных с таможенной зашитой. Многие экономисты считают, что свободная торговля приносит и другие дополнительные плюсы, помимо устранения производственных и потребительских потерь от искажений в производстве и потреблении. Наконец, даже те исследователи, которые считают свободную торговлю далеко не идеальной политикой, полагают, что государствам следует все же предпочесть этот принцип другим.

СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОНОМИКИ

Рассмотрение вопросов эффективности экономики с позиции свободной торговли является зеркальным отображением анализа выигрышей и потерь от таможенной пошлины.

На рис. 10.1 еще раз приведены основные моменты анализа в случае малой страны, которая не может влиять на цены мировых рынков. Пошлина приводит к чистым потерям для экономики, которые измеряются на рисунке площадью двух треугольников; так происходит из-за искажения мотивов поведений как производителей, так и потребителей. И наоборот, переход к свободной торговле устраняет эти искажения и увеличивает национальное благосостояние.

Специалисты сделали немало попыток просуммировать общие издержки от искажений, возникающих в результате введения пошлин и квот в разных странах. В табл. 10.1 приведены наиболее репрезентативные оценки. Следует отметить, что величина издержек защитных мер в Соединенных Штатах несущественна по сравнению с национальным доходом. Эта ситуация имеет два объяснения:

1. Соединенные Штаты в меньшей степени зависят от внешней торговли, чем другие страны.

2. Если отбросить ряд весьма важных особых случаев, торговля Соединенных Штатов строится на принципах либерализма.

Наоборот, в других, сравнительно небольших, странах введение ограничительных пошлин и квот приводит к потере до 10% их потенциального национального дохода из-за искажений, к которым приводят эти таможенные меры.

Таблица 10.1. Оценка издержек защитной политики в процентах от национального дохода.

Страна Оценка издержек

Бразилия (1966) 9,5

Пакистан (1963) 6,2

Мексика (1960) 2,5

США (1983) 0,26

И с т о ч н и к: Ве1а Ва1аssа. Тhe Structure of Protection in Developing Countries. Baltimor: The John Hopkins Press, 1971.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ ВЫИГРЫША ОТ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ.

Среди экономистов широко распространено мнение, что хотя расчеты, приведенные в табл. 10.1, свидетельствуют о существенном увеличении выгод от свободной торговли, в некоторых случаях они, однако, не дают полной картины. В малых странах вообще, а в развивающихся в особенности, по мнению многих экономистов, существуют серьезные потенциальные выгоды от свободной торговли, не подающиеся учету в рамках простого анализа выигрышей и потерь. Одна из них заключается в эффекте масштаба. Таможенная защита рынков не только не ведет к международной разобщенности в производстве, но уменьшая конкуренцию и увеличивая прибыль, привлекает много фирм в защищенную отрасль. По мере роста числа фирм на узких внутренних рынках масштаб производства каждой фирмы становится неэффективным. хорошим примером того, как таможенная защита приводит к неэффективности масштабов производства, является аргентинская автомобильная промышленность, которая стала расширяться благодаря ограничению на импорт. Эффективными масштабами для автостроительного предприятия является выпуск от 80 до 200 тысяч автомобилей в год, в то же время в 1964 г. в Аргентине, которая производила только 166 тыс. автомобилей, имелось не менее 13 фирм. Некоторые экономисты считают, что необходимость поставить заслон чрезмерному разрастанию количества производителей и, как следствие, неэффективности масштабов производства является еще одним из соображений в пользу свободной торговли, выходящим за рамки простого анализа выигрышей и потерь.

Второй аргумент сводится к тому, что свободная торговля заставляет предпринимателей выдерживать постоянную конкуренцию внутри страны и искать новые выходы на внешние рынки гораздо активнее, чем "управляемая" торговля, при которой государство диктует систему предпочтений в экспорте и импорте торговли. Эти дополнительные аргументы в пользу свободной торговли обычно не имеют количественного выражения. Однако не так давно канадские экономисты Ричард Харрис и Дэвид Кокс попытались подсчитать рост выгод Канады от свободной торговли с Соединенными Штатами с учетом рационализации масштабов производства. Согласно их оценке, реальный доход Канады мог бы вырасти на 8,6%, т.е. в три раза больше, чем в подсчетах тех экономистов, которые не учитывают увеличения выгод от эффекта масштаба (Harris and Cox, Trade, Industrial Policy, and Canadian Manufaktoring (Toronto: Ontario Economic Council, 1984).

Если дополнительное увеличение выгод от свободы торговли столь велико, как считают некоторые экономисты, потери от торговых барьеров в виде пошлин, квот и экспортных субсидий и т.д. соответственно больше, чем можно установить в результате простого анализа выигрышей и потерь.