Очевидно, что продолжительность договора лизинга и периода выплаты лизинговых платежей, как правило, превышает 180 дней, что автоматически требует от российского лизингополучателя получения лицензии на проведение валютных операций. Исходя из вышеизложенного Центральный банк РФ приказом «Об утверждении положения об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций» от 24 апреля 1996 г. № 02-94 установил порядок, при котором перевод иностранной валюты из Российской Федерации, а также перевод иностранной валюты на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке в счет оплаты произведенных работ (услуг), в случае после их приема резидентом или соответствующего этапа работ (услуг) независимо от срока, прошедшего с момента их приема до даты осуществляемого резидентом платежа, не требует разрешения Центрального банка РФ, т. е. независимо от срока договора лизинга и периода лизинговых платежей для лизингополучателя-резидента не требуется получения лицензии Центрального банка РФ. Вместе с тем обобщенные формулировки документа допускают возможность их различной трактовки и, следовательно, не создают прочной нормативной основы для реализации международного лизинга. Особый характер таких сделок и рас-
четов по ним требует четкого и адекватного режима валютного регулирования.
Несмотря на некоторые проблемы, многие иностранные лизинговые компании высоко оценивают перспективы российского рынка лизинга и стремятся закрепиться на нем. Одним из путей преодоления существующих сегодня сложностей при реализации международного лизинга, которым идут иностранные компании, является создание в России дочерних фирм-резидентов или участие в капитале российских лизинговых компаний.
Осуществление лизинговых сделок через контролируемую компанию, имеющую статус российского юридического лица, помогает решать некоторые из проблем налогового и юридического характера.
Если данная компания самостоятельно осуществляет закупки имущества для последующей его передачи в лизинг, а не выступает в качестве простого посредника по операциям сублизинга, то тем самым решается вопрос о возмещении НДС, а также расширяются возможности получения дополнительных налоговых льгот. Эта компания, имея лицензию Центрального банка РФ на осуществление валютных операций, способна обслуживать все расчеты иностранной материнской компании по лизинговым платежам с различными российскими предприятиями-лизингополучателями.
С другой стороны, работающая под иностранным контролем лизинговая компания может иметь доступ к гораздо более значительным, а главное, более дешевым кредитным ресурсам по сравнению с чисто российскими предприятиями. В России в настоящее время процентные ставки и по рублевым, и по валютным кредитам несколько выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой. В этой ситуации даже операции по сублизингу имущества через компанию с иностранным участием обходились бы лизингополучателям в России дешевле прямого лизинга имущества у отечественных лизингодателей.
Понятно, что действующие в России иностранные и подконтрольные им отечественные лизинговые компании заинтересованы в продвижении на российский рынок импортного имущества. Некоторые из них имеют порой очень узкую специализацию, занимаясь передачей в лизинг определенных видов имущества например только компьютеров или средств связи и т. д.
Созданию условий развития в России импортного и экспортного международного лизинга способствуют Закон Российской Федерации «О лизинге» от 29 октября 1998 г. № 164-913 и предшествующие ему законодательные и подзаконные акты, а также письмо Государственного таможенного комитета РФ «О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений» от 20 июня 1995 г. № 01-13/10268, которое предусматривает частичное освобождение объектов международного финансового лизинга, ввозимых на территорию России, от уплаты таможенных пошлин и налогов.
При частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов за каждый полный и неполный календарный месяц уплачивается 3% суммы таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения или при вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта (периодические таможенные платежи).
При общей положительной оценке вышеуказанного письма следует заметить, что им предполагается обязательный возврат имущества, ввозимого (вывозимого) по лизинговому соглашению, т. е. отождествляются лизинговые и обычные арендные отношения. На практике же при лизинге имущество часто становится собственностью пользователя и второй раз границу не пересекает. Поэтому лизингополучатель после выполнения лизингового соглашения обязан предоставить отчет с приложением счетов и платежных поручений, выписок по валютному счету, подтверждающих осуществление проплат при осуществлении сделки. При» этом для выкупа передаваемого в лизинг имущества по остаточной стоимости таможне необходимо разрешение ЦБ РФ.
Развитию международного финансового лизинга также способствуют следующие законодательные документы:
• письмо Государственного таможенного комитета Российской \ Федерации «О порядке уплаты таможенных платежей при • частичном освобождении от ушаты таможенных пошлин, налогов, временно ввозимых (вывозимых) товаров» от 28 июля 1995 г. № 01-20/11927;
• инструкция «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» от 26 июля 1995 г. (введена в действие на основании письма ЦБ РФ от 15 ноября 1995 г. № 208 и приказа Государственного таможенного комитета РФ от 15 ноября 1995 г. № 604);
• письмо ЦБ РФ «О введении в действие порядка осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» от 15 ноября 1995 г. № 208;
• положение «О порядке привлечения и погашения резидентами Российской Федерации финансовых кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов на срок свыше 180 дней» от 6 октября 1997 г. № 527.
Наиболее комплексно изложены подходы к осуществлению операций по международному финансовому лизингу в «Методических указаниях (рекомендациях) по проведению международных лизинговых операций» от 25 декабря 1997 г. № 10-09/5249 (утверждены Министерством экономических связей и торговли РФ по согласованию с ГТК РФ и Государственным комитетом по поддержке и развитию малого предпринимательства РФ).
Значительный объем международных лизинговых услуг осуществляют в России не только отечественные и совместные (с участием иностранного учредителя), но и непосредственно зарубежные лизинговые компании. Как правило, их лизинговый рынок охватывает воздушные суда, различного вида транспортное оборудование, а также оборудование для многих отраслей промышленности. При этом, как правило, все коммерческие и политические риски перестраховываются специальными уполномоченными институтами (нерезидентами). Благодаря этому создаются УСЛОВИЯ для заключения лизинговых соглашений напрямую между лизинговой компанией (нерезидентом), выступающей в качестве лизингодателя, и российским потребителем (лизингодателем). К сожалению, такая схема лизинга не стимулирует российского производителя имущества, однако на лизинговом рынке она присутствует, имея немалый объем услуг.
Существует и другой подход к развитию международных лизинговых услуг в России, когда наряду с поощрением конкуренции в финансовой среде такие институты, как, например, Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация и другие, оказывают содействие в обеспечении широкого диапазона финансовых услуг, в том числе и лизинговых. При этом отбор претендентов на получение инвестиций осуществляется на основе опыта работы в лизинговой финансовой сфере исходя из существования зарубежного стратегического партнера с опытом проведения лизинговых операций и др. Однако в России этот подход пока не получил достаточно широкого распространения.
Объясняется это в основном тем, что наряду с жестким налоговым и таможенным законодательством существуют серьезные ограничения на деятельность нерезидентов в российском финансовом секторе. При этом такое положение заинтересованы сохранять российские банки, а также крупные лизинговые компании, поскольку указанные ограничения вынуждают иностранные лизинговые компании сотрудничать с ними по схеме сублизинга или по другим схемам долевого участия (с малыми лизинговыми компаниями России).
Переход России к рыночным отношениям осуществляется в условиях неразвитости необходимых экономических институтов, что сказывается на темпах развития экономики. Поэтому лизинг как один из рыночных механизмов преодоления инвестиционного кризиса необходимо поднять на достаточно высокий уровень, обеспечить его развитие как экономического и инвестиционного инструмента, создавая для этого необходимые льготные условия. В настоящее время налоговый режим и таможенно-валютное регулирование недостаточны для стимулирования лизинга. Необходимы дополнительные подзаконные акты, государственные гарантии и прямая государственная поддержка эффективных инвестиционных проектов реализуемых через финансовый (в том числе и международный) лизинг. Как известно, последний имеет экономический смысл только тогда, когда он выгоден для всех его участников. Однако если лизингополучатель всегда получает
налоговый выигрыш за счет отнесения лизинговых платежей на себестоимость производимой продукции, то лизингодатель, отнеся свои издержки на производственные затраты, имеет ограничение действующими нормами налогового законодательства. Поэтому государство может весьма эффективно регулировать инвестиции и лизинг, например, путем введения в действие режима ускоренной амортизации и других льготных мер. Рынок лизинговых услуг в условиях инвестиционного кризиса ограничен, однако если его правильно организовать, используя все преимущества, то лизинговые компании могут превратиться в постоянный источник поставки имущества как отечественным, так и зарубежным потребителям. При этом лизинговые компании могли бы иметь скидки с цен за имущество, поставляемое крупными партиями. Кроме того, взаимодействуя с зарубежными лизинговыми компаниями, обеспечили бы доступ к относительно дешевым зарубежным кредитам.