Смекни!
smekni.com

Значимость еды в китайской культуре (стр. 2 из 4)

При династии Тан (618 – 907 гг.) Китай стал могущественной державой. Стабильность и расцвет культуры привлекли в страну полчища иностранцев, которые учились многому, и в тои числе кулинарному искусству. Кроме цвета, запаха и вкуса большое значение придавалось форме и внешнему виду блюда. Подтверждение этому можно отыскать в «Рецептах» Вэй Цуюаня (династия Тан), в трактате «Ю гун пи», написанном придворными поварами династии Сун, и в «Чжун куй Лу» У Ши из Пуцзяня (династия Сун). В «Рецептах» династии Тан упоминается изысканное блюдо под названием «аромат, пронзающий врата». Способ его приготовления напоминает метод жаренья цуань бао, применяемый ныне в пекинской кухне, что свидетельствует об особой утончённости способов приготовления пищи в то время. Развитие мореплавания во времена правления династии Мин и Цин подарило такие деликатесы, как акулий плавник, морской огурец и ласточкино гнездо. Эти продукты сохранялись в засушенном виде и перед употреблением размачивались в специальных жидкостях или воде. Их приготовление требовало особого мастерства. Акулий плавник, морской огурец и ласточкино гнездо имеют довольно мягкую консистенцию и требуют соответствующего дополнения в виде приправ. Вся прелесть этих блюд заключается в тонком равновесии между их структурой и приправами. Автор трактата «Блюда из сада Сюи», знаменитый учёный Юань Мэй (1716 – 1798 гг.) династии Цин, не только описывает способы приготовления этих блюд, но и подробно комментирует различные кулинарные теории.

При маньчжурской династии Цин на празднествах в честь манчжу-хана подавали 6 главных блюд, 6 малых и 4 сопутствующих, 2 или 3 десертных блюда и 24 подноса (4 с сушёными, 4 со свежими и 4 с квашеными фруктами, 8 с холодными закусками и 4 с горячими). Кроме того, перед трапезой гостям предлагали возбуждающие аппетит снадобья и дважды обносили чаем. Обилие праздничного стола подчёркивало как богатство манчжу-хана, так и неповторимую утончённость китайской кухни.

Привлекательность китайских блюд – в их цвете, форме, аромате и, конечно же, во вкусе. Чтобы добиться совершенства в их приготовлении, в первую очередь необходимо понимать и изучать важнейшие приёмы, которые лежат в основе этого замечательного искусства. Эти приёмы изобретались и совершенствовались поварами на протяжении веков и многие применяются в современной китайской кухне, что придаёт ей необыкновенную оригинальность и неповторимость.

Названия китайских блюд

Названия блюд в китайской кухне порой напоминают ребус, разгадать который, не зная истории, культуры страны, невозможно.

В меню некоторых ресторанов можно встретить такое экзотическое название блюда, как

«Битва дракона с тигром». Не всякому оно может прийтись по вкусу. Это суп, компонентами которого служат змеиное мясо (символ дракона) и мясо специально откормленной кошки (символ тигра). Правда, в интересах истины можно засвидетельствовать, что блюдо весьма приятное на вкус, с тонким ароматом. А вот блюдо «Муравьи взбираются на дерево» можно есть без опасения. Оно состоит из прожаренного риса (иногда лапши) со специально приготовленной острой мясной подливкой, рецепт которой известен с незапамятных времён.

Многие блюда овеяны легендами. Одна из них гласит, что в период царствования императора Цин Шихуана жена одного из воинов ждала мужа, который после долгой разлуки должен был вернуться со строительства Великой Китайской стены. В честь этого события было приготовлено блюдо из свинины – продукта дорогого в те годы. Но воин приехал с большим опозданием. Пришлось готовое мясо снова класть в котёл, обильно сдобрив его острым перцем. Блюдо удалось. Так возникло хойгожоу – дословно: мясо, вернувшееся в котёл. Сегодня это блюдо столь же популярно в Китае, как и 2 тысячи лет назад.

В большинстве ресторанов меню пишутся иероглифами, и иностранцам нередко приходится выбирать блюда наугад, в основном ориентируясь на цены, обозначенные арабскими цифрами. Поэтому, ткнув пальцем в какой-нибудь загадочный значок, можно ожидать появления на столе чего угодно.

Праздничный стол

Китайская кухня тесно связана не только с историей, но и с повседневным бытом китайцев, в частности с народными и семейными праздниками.

Даже в самых бедных семьях в канун Нового года по лунному календарю (в начале февраля) стол должен быть празднично украшен. Главное блюдо новогоднего праздника – пельмени. Эту традицию стараются не нарушать.

15-го числа первого месяца по лунному календарю в Китае отмечается праздник фонарей. В этот день полагается готовить юаньсяо – пирожки круглой формы из клейкого риса, чаще со сладкой начинкой. Праздник начала лета связан у китайцев с именем великого поэта древности Цюй Юаня. В этот день в его честь готовят цзунцзы – сладкий рис, завёрнутый в тростниковые листья. Существует легенда появления этого блюда. Цюй Юань жил в царстве Чу во времена Воюющих царств (403 – 221 г. до н. э.) и был советником правителя. В результате дворцовых интриг Цюй Юань был выслан из столицы в отдалённый глухой район, где его настигло печальное известие, что столица его родины сдана врагу. Поэт, страстно любивший свою страну, не смог перенести зрелища разрушенных городов, страданий народа. 5 мая по лунному календарю он привязал тяжёлый камень и бросился в реку Мило. Весть о смерти великого поэта быстро облетело всё царство, и со всех сторон к реке стали собираться люди. Они долго искали его, но все их старания оказались напрасными. Тогда люди стали бросать в воду своеобразные пирожки – рис, завёрнутый в листья тростника. Они надеялись, что речные обитатели съедят не все пирожки и часть их достанется Цюй Юаню. Так родился этот обычай, ежегодный праздник в честь Цюй Юаня, а заодно и популярное сегодня блюдо цзунцзы.

В праздник Середины осени популярны особые печенья круглой формы – юэбин, засахаренные фрукты на палочках – танхулур. В день рождения к столу подают длинную лапшу, которая символизирует долголетие. И даже провожая в последний путь человека, китайцы не забывают о еде. На алтарь кладут жертвенные приношения. Слева от алтаря ставят блюда, которые должны умиротворять духов, справа от алтаря – кушанья, которые должны подкрепить усопшего во время его пути в загробный мир. Это апельсины, рис, жареная курица. По последовательности блюд, расположенных у могилы можно узнать, какое место в жизни общества занимал покойный и как к нему относились люди.

Еда – средство улучшения здоровья

Говоря о китайской кухне, нельзя не упомянуть и о том, что ещё в глубокой древности китайцы смотрели на еду как на средство улучшения здоровья. В Китае считают, если человек правильно питается, то он лучше себя чувствует и противостоит болезням. Если же человек питается неправильно, его начинают одолевать разные недуги. Поэтому китайцы всегда придавали большое значение изучению разных трав и растений и их воздействия на организм человека. Первые китайские пособия по использованию лечебных трав, так же как и первые поваренные книги, появились в Китае более чем 3500 лет назад. Содержащиеся в них рецепты передаются из поколения в поколение.

И сегодня в Китае имеются продовольственные магазины, где продают лекарственные травы, и рестораны, где подают блюда из этих трав. Один из таких ресторанов находится в городе Чэнду, в провинции Сычуань. В меню есть заспиртованный женьшеневый корень и истолчённый морской конёк, а также многое другое. Здесь могут предложить 270 рецептов от разных болезней и недугов. Подавая свои блюда посетителям повар цитирует старую поговорку: «Тот, кто ест это зимой, может весной задушить тигра».

Кулинарные стили

Было бы ошибкой думать, будто существует одна «китайская кухня». Существует несколько местных и региональных стилей, сохранивших свою самобытность, несмотря на распространение по стране и даже по всему миру.

Собачье мясо, куриные лапки, рыбьи головы, змеиные желчные пузыри, медвежьи лапы… Многие иностранцы воротят нос от блюд, которые китайцы сочли бы за честь отведать, поэтому местных жителей нельзя винить в том, что они приберегают эти деликатесы для себя и изолируют «гостей» в отдельной комнате в ресторане. Настоящий банкет – кульминация китайского кулинарного искусства, но есть много шедевров, которыми можно наслаждаться каждый день.

Пекинская кухня

Утки предпочли бы, чтобы этой кухни никогда не существовало, так как они образуют значительную часть её блюд. Свежезажаренная утка по-пекински с хрустящей кожицей славится на весь мир. Во многих столичных ресторанах поддерживается высокий стандарт качества, потому что пекинцы знают, какая еда им нравится, и воздерживаются от всего остального. Кожу и мясо жареной утки нарезают тонкими ломтиками и едят на оладьях вместе с зелёным луком, огурцом и сладким сливовым соусом. Трапеза завершается супом, сваренным из утиного костяка. В пекинской кухне хлеб и лапша встречаются чаще, чем рис; паровые пельмени с разной начинкой тоже пользуются популярностью.

Кантонская кухня

«Если его спина обращена к небу, ты можешь есть это», гласит кантонская поговорка (в более современном варианте говорится, что кантонцы едят всё крылатое, кроме самолётов, и всё четырёхногое, за исключением столов и табуреток). Провинция Гуандун, родина кантонской кухни, необычайно плодородна и даёт насколько урожаев в год, а длинная береговая линия позволяет в изобилии пользоваться морепродуктами. Свежие ингредиенты обычно готовят на пару или моментально обжаривают на раскалённой сковороде, чтобы сохранить вкус и аромат. В результате почти не возникает потребности в соусах и пряностях, хотя здесь любят лёгкие соусы на основе чеснока, имбиря и лука-шалота. Рис является важным повседневным продуктом и поступает с субтропических плантаций вдали от побережья. Одно из местных лакомств готовят из змеиного мяса, похожего по вкусу на куриное.