Тазы заслужили такое к себе отношение своей ласковостью, преданностью хозяину, злобностью к зверю, резвостью и элегантной внешностью. Они очень любят лошадей и прогулки с всадником. Поэтому тазы часто используются для конной охоты на антилоп (сайгаков, джейранов), на лисиц, зайцев, изредка на волков.
В свободном поиске бегут борзые, стараясь обнаружить зверя. Но вот охотник, заметив с лошади вдалеке лисицу, зовет свою тазы. Приученная собака с ходу вскакивает на седло к хозяину. Охотник показывает ей зверя, к которому сам он подъехать не может − иначе спугнет. Умница борзая, запомнив направление, где находится добыча, соскакивает на землю и бежит к ней. Зверь не видит собаки, а когда заметит − уже поздно. Но даже если зверь сильный и быстрый, тазы и после длительной гонки возьмет его, да еще ухитрится в конце преследования, когда кажется, что силы зверя и собаки на исходе, сделать резвый бросок и достать жертву.
Кроме охоты с седла тазы − отличный помощник охотника с ловчими орлами-беркутами. Борзая выгоняет затаившегося зверя, а ловит его пущенный с руки охотника беркут. Во время народного праздника в Казахстане охотники устраивают состязания тазы по волку.
Самая мелкая из среднеазиатских тазы − туркменская. Это, по-видимому, наиболее древняя основная форма тазы. Особой ветвью единой породы тазы стала киргизская борзая − тайган. Суровый климат высокогорий Памира сказался на этой собаке. Тайгана называют собакой «в штанах»: псовина особенно развита на бедрах и вокруг голени, покрывает с задней стороны плюсну и лапу, отчего и создается такое впечатление, будто на ногах у собаки штаны из шерсти. В среднеазиатских республиках и до сих пор часто можно встретить охоту с тазы и тайганами.
Богаче всех «одета» афганская борзая. Из группы восточных борзых дальше всех на восток проникла афганская борзая. Высокогорья Афганистана стали тем пределом, дальше которого эти собаки не пошли. В этих местах они обзавелись длинной псовиной по всему телу, чем и стали отличаться от всех других борзых.
Бегать в высокогорьях очень трудно, но и здесь борзая проявила свои великолепные беговые и охотничьи качества. Охота в горах развила у нее умение маневрировать, сохраняя резвость. В погоне за добычей она развивает скорость до 45−50 км/ч! Как правило, эти борзые охотятся в паре. Одна из собак выводит зверя на круг, а другая прыгает на него и берет добычу.
Как прекрасный охотник и элегантная, благородная собака афганская борзая завоевала такую симпатию, что стала для Афганистана национальной гордостью и достоянием страны. О том, как ценили эту породу на родине, говорят древние манускрипты, в которых писали: «Помни, что ты − афганская борзая, и пусть ни один человек не изменит тебя. Ты должна нести свое седло (седло проходит вдоль шеи, спины, шерсть на седле короткая, прилегающая и упругая) с гордостью, ибо оно истинный признак твоей породы. Ты должна нести свой хвост высоко и в виде кольца. Ты должна передвигаться с силой и грацией, ибо ты − древняя борзая. Ты не должна прикрывать свои недостатки обилием шерсти, ибо твои недостатки могут перейти к твоим детям, внукам и правнукам».
В середине XIX в. Англия пыталась распространить свое влияние на Афганистан. Англичане, бывшие в этой стране, приходили в восхищение от красоты афганской борзой. С 1894 г. стали завозить ее в Великобританию. А уже в 1907 г. борзая по кличке Зардин завоевала приз «самой красивой собаки выставки».
Эта экзотическая порода стала пользоваться большой популярностью. Владеть такой собакой было престижно. Только очень богатые люди Европы и Америки могли позволить себе роскошь держать этих собак.
В угоду вкусам публики заводчики стали выводить собак с очень впечатляющими усиленными декоративными признаками породы: с необычайно длинной, струящейся по ветру шерстью и более узкой головой. При этом, правда, терялись охотничьи качества борзой, да и слишком длинная шерсть мешает охоте, набирая колючки и репьи. Все это привело к тому, что к 1985 г. фактически была выведена новая порода спортивно-любительских декоративных собак, получивших название «афган». Она стала одной из самых изысканных, нарядных борзых с богатейшей шелковистой прямой шерстью, покрывающей все туловище, с густыми очесами на конечностях, свисающими почти до земли.
В VII в. н.э. все арабские племена приняли ислам (мусульманскую религию). Эта религия из всех животных признавала «чистым» животным только борзую. С завоеваниями Арабским государством − халифатом Малой Азии, Северной Африки, Иберии (древней Испании) по всем этим территориям распространяются породы борзых.
В XIII в. под давлением монголов племена татар-мусульман (последователей ислама) вторглись в Юго-Восточную Европу. С ними появилась в России и вислоухая борзая. Встретив здесь местную, приспособленную к холодному климату лайку, борзая смешалась с ней и образовала новую, самую позднюю породу борзых − русскую псовую. Эта порода стала одной из самых красивых и своеобразных в мире. В XIII−XV вв. произошло еще одно событие, которое сказалось на распространении борзых. В это время образовалась Османская империя. Турки-османы завоевали Балканский полуостров, подчинили себе Крым, Армению, западную часть Грузии и ряд других территорий в Азии и Северной Африке. Турки очень любили охоту с борзыми. Кроме того, они были мусульмане и почитали эту породу собак. Вместе с турками большие гладкошерстные вислоухие борзые попали на Балканский полуостров, в Крым и на Кавказ.
В Западную Европу борзые попали еще за тысячу лет до нашей эры, через финикийские колонии в Иберии. Войска в этих колониях состояли из наемных иберов и галлов (римское название кельтов, населявших Галлию – территорию современной Франции). Они-то и способствовали распространению короткошерстных, с острыми ушами борзых − этих великолепных больших охотничьих собак − по всем территориям, занятым кельтскими племенами! В III в. до н.э. все эти территории были захвачены римлянами и вошли в Римскую империю. Борзые кельтов пользовались у римлян большой популярностью. О них упоминают многие писатели того времени. Их называли галльскими борзыми.
До наших дней дошли гладкошерстные борзые, очень мало изменившиеся с древних времен, живущие на Британских островах. Эти собаки сохранили лучшие признаки древнейшей породы и высокую скорость бега. Эту английскую борзую назвали грейхаундом.
Грейхаунды в наши дни развиваются по трем направлениям: как охотничьи, выставочные и собаки для скачек. Аристократический вид, подтянутость, крупные размеры − все это привлекает к ним любителей содержать дома породистую красивую собаку и участвовать в выставках, где оцениваются ее внешние качества (экстерьер).
Для этих собак высокие скорости не играют существенной роли. Зато среди охотников они пользуются популярностью за резвость и ловкость. Стройные, мускулистые борзые показывают свои незаурядные скоростные качества на собачьих скачках. Скорость грейхаунда на беговых дорожках достигает 60 км/ч!
Сто шестьдесят лет назад уже были известны собачьи скачки. Они были вызваны потребностью тренировать борзых, так как природа этих собак требует ежедневных пробежек на большие расстояния. Вначале выпускали специально пойманных живых зайцев, за которыми гнались борзые. Но со временем гонки за живым зайцем стали дорогим удовольствием. В 1912 г. в Америке, штат Оклахома, был изобретен «искусственный заяц». Это был набитый мешочек, покрытый заячьей или кроличьей шкуркой. Он прикреплялся к тросу и двигался на роликах. Используя ручной или моторный привод, можно было двигать это чучело с любой скоростью. Да и заменить шкурку, если ее порвут собаки, было легко.
В 1926 г. в Манчестере были проведены соревнования в скачках борзых за «искусственным зайцем». Для того чтобы борзые в азарте не срывались раньше времени за «зайцем», они стартовали из ящиков, крышки которых открывались механически одновременно по стартовому сигналу. Собачьи бега стали пользоваться во всем мире не меньшей популярностью, чем конные скачки. В начале XX века от грейхаунда была выведена порода уиппет (гончая). Собаки этой породы борзых − признанные победители на бегах и выставочном ринге. Это спринтеры, развивающие скорость 56−64 км/ч на дистанциях 400 и 600 м.
Ископаемые кости, найденные свайных постройках прибалтийских стран вместе с орудиями из бронзы и железа, показали, что после каменного века начинают встречаться кости крупной борзовидной собаки резко отличавшейся от лаек − собак первобытных обитателей этих территорий.
История происхождения брудастых борзых восходит к I тыс. до н.э. − времени расцвета древнего государства Ассирии (XV−VII вв. до н.э.). Ассирийские борзые, почти не отличавшиеся от древнеегипетских, смешались с крупными жесткошерстными пастушескими собаками горного типа. У этих пастушеских собак был отличительный признак − длинная псовина на морде, похожая на бороду. Поэтому их назвали брудастыми, то есть бородатыми. Этот признак перешел и к борзым. Короткая жесткая шерсть помогала борзым выдержать новые для них (по сравнению с пустынями) климатические условия. Ведь в Ассирии (территории современного Ирака), хотя зима держалась недолго, но в декабре и январе земля нередко покрывалась снегом, а температура доходила до 14 градусов мороза.
Новая порода собак вместе с расширением Ассирийского государства попала в Малую Азию и прикавказские страны. Возможно, что арийские народы,переселившиеся из прикавказских стран за тысячу лет до нашей эры в Европу и осевшие на берегах Балтийского моря, привели с собой брудастых борзых.