Смекни!
smekni.com

Быстрее ветра (стр. 6 из 6)

Борзые уцелели только у самых рьяных, истинных охотников-дворян, и прежде не полагавшихся на псарей. В основном небольшие своры борзых остались лишь у мелкопоместных небогатых землевладельцев, живших в деревнях, которых так и называли − «мелкотравчатые».

Мелкотравчатая охота была без гончих. Один или трое верховых с несколькими сворами борзых охотились на зайцев-русаков, лисиц. Такая охота уже не была привилегией дворян и помещиков. Ею занимались люди любого сословия, державшие борзых.

Первая выставка борзых собак 1874−1875 гг. и возрождение псовой охоты вызвали открытие настоящих заводов борзых для продажи. Усиленный спрос на русских борзых за границей и многочисленные выставки привели к тому, что больше стали обращать внимание на внешность собаки, рост, красоту головы и псовину, нежели на охотничьи качества.

Центр псовой охоты переместился в степные области, заменившись охотой внаездку на зайцев. При этой охоте вспугивали зайца-русака частым хлопаньем кнута-арапника, а потом уж его догоняла борзая. Другой распространенной охотой с борзой стала коллективная охота «в ровняжку». Все охотники, равняясь друг по другу, ехали на лошадях или шли растянутой линией и травили таким образом зайцев и лисиц, а на вспугнутого зверя напускали борзых. Этой охотой занимались только осенью. Но затем стали применять охоту внаездку и зимой на волков, используя для этого сани.

С 1830 г., чтобы поднять охотничьи (полевые) качества псовых борзых, охотники стали организовывать садки (испытания по подсадному зверю), испытывая на злобу по волку, а резвость проверяли по зайцу.

К началу XX в. из бывших когда-то в России нескольких пород псовых борзых лучше всех сохранилась обыкновенная псовая с небольшой подмесью горской борзой.

Перед первой мировой войной русская борзая становится самой модной породой в мире. Но из охотничьей она все больше становится декоративной породой, украшающей салоны аристократии всего мира. Так, в одной из немецких книг было написано, что «русская борзая была выведена исключительно для сопровождения знатных дам на прогулках»!

После 1917 г., в тяжелые годы гражданской войны, много псовых борзых было уничтожено, иные стали бродячими собаками. В городах лишь у немногих любителей этой породы коренная русская псовая борзая.

По-другому отнеслись к этой собаке деревенские охотники. Дело, видимо, в том, что сельское население в России особенно страдало от волков, приносивших огромный вред хозяйству. А псовая охота, как никакая другая, способствовала уничтожению этого хищника. Этой охотой добывали в несколько раз больше волков, чем ружейной. Особенно добычлива была русская псовая, обладавшая несравненной злобой к волку. Поэтому не удивительно, что крестьяне понимали пользу борзых как избавительниц от хищников-волков, тем более что последние, с прекращением псовой охоты, стали быстро размножаться.

Сельскому охотнику также и добыча лисиц давала хороший заработок (особенно в степных областях).

Таким образом, большинство уцелевших борзых попало в руки деревенских охотников − борзятников, и начался новый этап в истории псовой борзой.

Надо заметить, что в это время никто не вел специальную работу с породой. В 20-х годах крестьяне-колхозники старались получить потомство собак с хорошими охотничьими рабочими качествами. Это было главное в отборе. Так постепенно сформировалась современная промысловая борзая.

Началась Великая Отечественная война. Она не обошла стороной борзых. Немецкие захватчики, отступая, вывозили наряду с материальными ценностями и чистопородных собак.

Немало усилий потребовалось после войны для восстановления группы русских борзых. Из этой большой группы в настоящее время в европейской части нашей стран образовались три породы:

− русская псовая борзая;

− хортые − с короткой шерстью, которые произошли от скрещивания русских псовых с английскими горскими и крымскими борзыми;

− южнорусская, или степная борзая, образовавшаяся от слияния восточных пород (казахской тазы горской и крымской) с очень большой примесью русской псовой Ее главный признак − висячие уши а на ушах характерные бурки.

Почти единственным способом современной охоты с борзыми стала охота внаездку верхом или пешая. Борзятники выходят на охоту осенью всухую прохладную погоду, но не в гололедицу, так как в гололедицу, как говорят, «по ножам», собака может искалечить себе лапы. Плохо ей и в подсолнечниковых будыльях (оставшихся торчать стеблях на полях) – о них борзая может убиться при броске.

Русской псовой нипочем мороз и жара не страшна. Все эти условия е мешают охоте. В любом случае такая охота предпочтительней ружейной, потому что пушнина, сдаваемая борзятником, в 85 процентах случаев не имеет дефектов и лучше пушнины, поступающей от ружейных охотников и капканщиков. А самое главное − эта псовая охота не знает подранков и бесполезной гибели зверя. Тут либо борзая взяла зверя, либо он ушел целым и невредимым.

Кроме того, красота скачки за добычей представляет собой ни с чем не сравнимое, непредсказуемое эмоциональное зрелище. Борзые кинулись за зайцем. Вот-вот схватят косого, но он в последний момент кидается в сторону − угонка, еще одна. Но тут вырвавшаяся вперед борзая оказывается чуть впереди зайца, косой бросается назад. Такая угонка у борзятников считается особенно ценной, и они говорят: «борзая поставила русака ушми (не ушами!) назад». От этой угонки он должен влететь в зубы задним борзым. Но что это? Заяц, дав свечку, перелетает через собак и мчится к лесу! Трудно представить себе более захватывающее зрелище.

В наше время русских борзых снимают в кинофильмах, изображают на почтовых марках и открытках, шутя называют «собакой художников».

Много усилий по сохранению породы и ее разведению прилагают петербургские и московские собаководы. Русские борзые записаны во Всероссийской родословной книге охотничьих собак (ВРКОС), а русская псовая борзая имеет стандарт, утвержденный Международной кинологической федерацией.

Будем надеяться, что и в дальнейшем никакие превратности судьбы не дадут исчезнуть русской псовой борзой − гордости и славе русского собаководства.

Скворцова М.В.

15.02.2009