- для внедрения дезинформации;
- с целью программирования на желаемое поведение.
Хорошо гипнотизируются:
- лица художественного типа;
- социально адаптированные общительные личности;
- очень тревожные и значительно потеющие люди;
- все хронические алкоголики и наркоманы;
- те, кто болен энурезом (ночным недержанием мочи) или страдает астмой.
Трудно загипнотизировать:
- лиц мыслительного типа;
- психастеников, зацикленных на всяческих сомнениях и перетасовывании своих переживаний.
Различают три стадии гипноза:
- легкую (сонливость): объект может с легкостью и тотчас же, как пожелает оборвать сеанс;
- среднюю (гипотаксия): полная расслабленность при сохранении уверенности в том, что есть возможность побороть сонливость, правда делать этого совсем не хочется;
- глубокую (сомнабулизм): человек не реагирует ни на какие раздражения, и поддерживает речевой контакт (раппорт) только со своим ведущим; в данном состоянии кодируют на действие (сроком до одного года), а подчас расщепляют личность на несколько отдельных "Я", каждое из коих в состоянии жить своей особой жизнью, не подозревая о существовании других: все переживания в этой фазе четко амнезируются (как бы забываются).
Для введения объекта в гипнотический транс требуется создавать условия, благоприятствующие последнему и, ориентируясь на ситуацию, применять подходящие приемы, тщательно отслеживая внешние признаки вхождения в трансовое состояние.
Хорошо содействуют, а порой и сами по себе вводят человека в транс:
- сильная усталость и сонливость;
- пасмурная и дождливая погода;
- полусумрак вечера и тишина;
- поза удобная для сна или же, наоборот, предельно неудобная и непривычная позиция;
- ритмичные раскачивания и вращательные движения всего тела и головы;
- полное отсутствие реальных раздражителей (сенсорный голод) либо монотонные ритмичные воздействия физической природы (зрительные, тактильные и слуховые);
- ритмичная "шаманская" или "космическая" музыка;
- резкий и сверхмощный раздражитель (удар гонга, вспышка света, неожиданная пощечина, выкрик-приказ...);
- интенсивный эмоциональный подъем, в том числе половое возбуждение;
- состояние страха и ярости;
- пережимание сонных артерий и надавливание на глазные яблоки или прочие фрагменты тела (ухо, локоть, лоб, запястье).
Для углубления гипнотического состояния нужно очень тихим голосом внушать красочные образные представления покоя, мышечной расслабленности и полного отключения от окружающих с восприятием лишь слов внушения.
Проще всего, вызвать гипнотический транс у нормально спящего, ибо у последнего отсутствует какая-либо воля к сопротивлению. Это осуществляют в фазах специфического "быстрого сна", первая из коих наступает через 45-90 минут после засыпания. Данных фаз в течение ночи отмечают несколько, и перед началом их индивид каждый раз поворачивается в постели.
Все внушения в гипнозе делают негромким голосом, с помощью коротких, повторяемых по несколько раз фраз с незначительными паузами между ними. Ключевые слова подают в тот момент, когда человек делает очередной вдох. Весь сеанс обычно длится не более 15-20 минут.
Чтобы индивид впоследствии не вспомнил о происшедшем, ему следует внушить, что перед пробуждением он увидит яркий сон, но как только сновидение появится, он незамедлительно проснется; сон при этом хорошо ему запомнится, а все что было до того - забудется.
Частные методики решения специальных задач с применением гипноза таковы:
Гипнодопрос. Человека вводят тем, или иным способом в гипнотический транс и, установив раппорт, настраивают отвечать на задаваемые вопросы, причем первые из них должны быть самые простые (о погоде, имени, профессии), чтобы не возбудить даже легкой настороженности. Профессиональному солдату или служащему хорошо внушить, что перед ним его начальник, ждущий самого подробного доклада. Иногда используют методику свободных ассоциаций, при которой произносят ключевое слово и желают, чтобы визави сообщил то, что придет ему на ум. Следует воздерживаться от вопросов, явно настраивающих на конкретные ответы, ибо под гипнозом индивид способен выдать вымышленную информацию даже при легком непреднамеренном давлении со стороны допрашивающего.
Пересылка тайной информации.
Человека вводят в гипнотический транс и сообщают некоторую информацию, развивая амнезию на представленное. После этого он окажется способен передать услышанное только будучи опять же погружен в гипноз и в этом состоянии уловит установленное в основном сеансе кодовое слово (или фразу) как пароль, вскрывающий его память.
Сотворение дезинформации.
Загипнотизированному субъекту тщательно внушают, что он якобы участвовал в какой-то акции, видел некое событие, слышал закулисную беседу, добыл ту, или иную информацию. Выйдя из кодируемого состояния человек верит, что рассказанное ему было на самом деле и с уверенностью сообщает это другим.
Программирование на нужное поведение.
Данный трюк обычно удается только при глубокой стадии гипноза. После погружения в транс, объект, с применением определенных слов и представлений, трансформируют в желаемую личность, как бы имитирующую известный из литературы, кинофильма, либо реальной жизни персонаж. Такую акцию осуществляют с помощью специально установленных кодовых фраз, причем новых личностей здесь может быть несколько (многоуровневое программирование применяемое при зомбировании) Сходным образом возможно закодировать объект на конкретное деяние, каковое он обязан будет совершить, если услышит кодовое слово или же возникнет некоторая ситуация. Следует учитывать, что "лобовое" поствнушение, явно противоречащее нравственному принципу объекта чаще всего не реализуется, а поэтому приходится использовать причудливые обходные (скажем, имитацию игры, или обман) маневры. Автоматика срабатывания по конкретному сигналу сохраняет силу в продолжении примерно одного года.
В технике профессионального допроса наркотики используют для создания в сознании индивида определенной "сумеречной зоны". Наркотик обеспечивает растормаживание конкретных сдерживающих центров мозга, и человек не может ясно рассуждать и что-либо придумывать, хотя память о прошлом у него обычно сохраняется. Если воздействие наркотика было не очень сильным и у объекта не исчезло сознание, чтобы понять то чем у него спрашивают, то он в состоянии скрыть правду. Сложность, поэтому, лежит в подборе оптимальной рабочей дозы препарата, которая должна исключить способность к сознательному сопротивлению (возможного при скудной дозе), и не допустить, чтобы объект "нес околесицу" (при слишком большой дозе). Ввод наркотического вещества обычно прекращают тогда, когда веки у человека начинают дрожать, а речь становится нечеткой. Сопротивляемость наркотику довольно субъективна и, в частности, зависит от физического состояния, психического типа, имеющегося опыта и других сугубо индивидуальных факторов. Иной раз человек выкладывает информацию лишь после получения третьей - четвертой порции любой из "сывороток правды". Конкретные вопросы обычно формулируют предельно кратко (чтобы допрашиваемый не забыл их начало при изложении конца и еще в них должна отсутствовать внушаемость). Последнее особенно относится к невротикам, которые чрезвычайно склонны к фантазиям. Освободившись от влияния наркотика допрошенный, как правило, не помнит о содержании выданной им информации и не имеет представления о продолжительности сеанса.
Химические препараты, подавляющие волю, можно обнаружить в крови не далее, чем через несколько часов после укола, а след иглы обычно виден пару дней, хотя имеются иглы (к примеру, инсулиновые), не оставляющие никаких следов. Всегда надо учитывать, что многие наркотики сильнее действуют весной и летом, а также на рассвете, утром, или в бурю.
Если воздействию наркотика принудительно подвергли Вас, желательно определить его ведущий тип, фиксируя внимание на доминирующее ощущение (блаженство, безразличие и разные нюансы восприятия), значительных изменениях в величине и четкости предметов, а также в насыщенности освещения.
Для преодоления прессинга от "сывороток правды" можно попробовать:
- сосредоточить внимание на определенной реальности (тиканье часов, пятно от влаги на стене) и осознав по этому фиксированному эталону, что реалистичность мышления ухудшается, предельно сконцентрироваться на необходимости преодолеть накатывающее состояние и очень четко мыслить;
- зациклиться на воспоминаниях о неких эмоциональных, но не существенных с позиций безопасности вещах (таких, как секс, переживания вины, зависти, злобы), отстраняясь подобным образом от нежелательной опасной исповеди;
- сосредоточиться на воспоминаниях чего-либо (или кого-либо) особо дорогого;
- пробовать запутать мысленный процесс, высказывая всяческие несуразности.
Вызов болтливости у собеседника
В реализации подобной цели используется свойство наркотических веществ заметно растормаживать психику, что часто вызывает эйфорию с повышенной общительностью и дружелюбием при исчезновении настороженности и сдержанности. Для этого можно:
- предложить человеку сигарету, в которой к табаку подмешано немного (около горошины) сушеных листьев и верхушек конопли;
- добавить в алкоголь 0,05 г барбамила (поскольку барбамил блокирует переработку алкоголя, избыток его дозы способен оказаться жизненно опасным для организма).
Кодирование объекта на желаемый поступок
Химические препараты и техника введения в транс здесь те же, что и в случае наркодопроса, а схема выполнения внушения - как при гипнозе. Внушение делается резким и энергичным императивным тоном в период засыпания (когда используемая доза препарата мала) или во время пробуждения (если доза велика).