Для разлиновки листа употреблялись острый серебряный грифель или свинцовый карандаш. В 1125 г. для этого впервые использовали графит.
Первая стадия изготовления книги - выделка пергамена, Затем вторая стадия – разлиновка (использовали циркуль, линейку и грифель). И только после этого за работу брался каллиграф-переписчик. Именно в средние века возникли основные типы письма, составляющие фундамент современных латинских и готических шрифтов. Это, во-первых, каролингский минускул (строчный почерк). Оформлял книгу не сам каллиграф, а другие специалисты - миниаторы, рубрикаторы, иллюминаторы. Мастерами оформления сначала были монахи, но с ХIII-ХIVв. все чаще этим стали заниматься художники-миряне.
Заглавного или титульного листа книги не имели. Текст начинался словами: «Incipit liber» («Начинается книга») или вообще без них. Выходные данные иногда приводились в конце книги, в так называемом колофоне. .
Для средних веков характерен был кодекс - книжный блок. Порядковые номера тетради назывались кустодами (от лат. custos - страж). Кустоды заменяли непрактиковавшуюся в ранней средневековой рукописной книге пагинацию - сплошную порядковую нумерацию страниц. В конце каждого листа было принято записывать первое слово следующего листа - это назвалось рекламантом (в печатных книгах XV-XVI вв. то, что прежде называлось кустодой, стало называться сигнатурой, а рекламант - кустодой).
Подготовленные к переплету тетради сшивались в блок на ручном переплетном станке. К концам шнуров на верхней и нижней тетради прикрепляли переплетные крышки.
7. Изобретение книгопечатания на востоке и в Западной Европе
Первое, что содействовало возникновению книгопечатания, была бумага, изобретенная в Китае и попавшая в Европу. В XII-XIII веках первые "бумажные мельницы" появляются в Испании. К началу европейского книгопечатания не менее двух третей рукописных книг изготовлялось уже на бумаге, которая была разного сорта, различного качества. С появлением бумаги связано и введение такого понятия, как филигрань, то есть "водяной знак". Самые ранние сведения о технических элементах книгопечатания содержит Фестский диск, найденный археологами на о. Крит (Греция). Он датируется II тысячелетием до н. э. Диск был изготовлен из глины, на нем помещены неизвестные нам знаки (литеры), оттиснутые или проштемпелеванные.
Принцип штемпелевания был известен еще в клинописных культурах Древнего Востока (Шумер, Вавилон). Принцип печати и оттиска воплощен и в чеканке монет. Первые чеканные монеты появились в VII веке н. э. Китайские летописцы повествуют о некоем кузнеце по имени Би Шен (или Пи Шень), который еще в 1041-1048 гг. изготовлял литеры из глины.
Историки высказывают мнение, что первые опыты книгопечатания могли быть в Византии и Египте. Затруднение составляет отсутствие самих книг.
В Древнем Китае иероглифические знаки высекали на каменных стелах, намазывали краской, делали оттиски и эти оттиски рассылали в провинции и города. Позже появилась ксилография. Техника ксилографии была проста: на деревянной доске вырезалось изображение (текст) в зеркальном порядке, на рельеф наносилась краска, накладывался лист бумаги, прижимался и приглаживался подушечкой, а затем помещался под пресс. Первая ксилографическая книга называется "Алмазная сутра". Она была изготовлена в 868 г. В Европе ксилографическая книга появилась после Крестовых походов. Ее появлению и расцвету способствовала массовая потребность в бумажных деньгах, печатных иконах и папских индульгенциях, а также в игральных картах.
Имя легендарного печатника из Гарлема (Нидерланды) Лауренс (Лаврентий) Янсзон Костер (церковный служка). Секрет печатания он узнал предположительно от армян-беженцев с Востока. Затем уже к старости по совету Иеронима вырезал подвижные буквы для своих внуков и, наконец, напечатал несколько книг. Идею книгопечатания удалось воплотить в середине XV столетия в городах Страсбурге и Майнце Иоганну Гуттенбергу.
8. Деятельность Иоганна Гуттенберга.
К 1440 г. относятся первые типографские опыты Гуттенберга. Ученики и подмастерья Гутенберга разнесли весть о великом изобретении по Германии, а затем и по всей Европе. Идея набора букв (литер), как мы знаем, была известна уже у античных писателей. Пресс издревле применялся в виноделии и в производстве набивной ткани. Употреблялся он и в изготовлении ксилографии. Технология изготовления матриц и отливки шрифта Гутенбергом весьма напоминает технику зеркального производства той поры. Гутенберг соединил существовавшие до него изобретения, воплотив на практике великую идею печатания книг, и явил миру первые, причем сразу же совершенные образцы изданий. Он создал первое типографское оборудование, изобрел новый способ изготовления шрифта и сделал словолитную форму. Из твердого металла делались штампы (пунсоны), вырезанные в зеркальном изображении. Затем они вдавливались в мягкую и податливую медную пластину: получалась матрица, которая заливалась сплавом металлов. В состав сплава, разработанного Гутенбергом, входили олово, свинец, сурьма. Сущность этого способа изготовления букв состояла в том, что их можно было отливать в каком угодно количестве. Для оборудования типографии требовался уже не просто пресс, а печатный станок и наборная касса (наклонный деревянный ящик с ячейками). В них помещались литеры букв и знаков препинания.
9. Инкунабульный период европейского книгопечатания.
Вторая половина XV века была временем триумфального шествия книгопечатания по Европе. Книги, изданные по 31 декабря 1500 г., принято называть инкунабулы, по-латыни - "в колыбели". Европейские книги, напечатанные с 1501 по 1550 г. включительно, обычно именуются палеотипы, то есть старинные издания. Бродячие печатники посещали монастыри, университеты, замки феодалов и жили там, удовлетворяя потребность в печатной продукции. Подсчитано, что за период инкунабул всего существовало 1099 типографий. Они, правда, быстро разорялись, и к началу XVI века в Европе осталось двести типографий. Уцелели те из них, что пользовались поддержкой богачей и знати. Первопечатные книги сохранились в крайне незначительном числе экземпляров; они совершенно сходны с рукописными книгами как в шрифте, так и вообще по своей внешности. Первопечатники во всем подражали рукописям, ибо последние ценились гораздо дороже, да и публика в первое время по привычке требовала рукописи, подозревая в печати вмешательство дьявола; на первых печатных экземплярах, выпускавшихся в виде рукописей, не отмечалось ни года, ни места напечатания, ни имени типографа. Эпоха инкунабул и палеотипов - это время совершенствования печатного мастерства. В книге появились печатные иллюстрации. Стали применять ксилографию - гравюру на дереве. Инкунабулы были сравнительно недорогими.
10. Типографы и издатели Эльзевиры
Эльзевир (Elsevier или, чаще, Elzevier) - знаменитая семья голландских типографов-издателей XVI - XVII столетий. Основателем ее был Людовик Э. Он был сперва переплетчиком и изучал печатное дело. В Лейдене устроил книжную лавку. Издания его на разных языках многочисленны (до 150), но не отличаются теми достоинствами, которыми славятся издания его потомков. У него было семь сыновей-продолжателей. Первый типограф в роде Исаак; первые его работы, исполненные на средства деда, относятся к 1617 г. Получив звание присяжного типографа лейденского университета, он построил на университетском дворе типографию, которая сделалась первой в городе. Абрагам Э. произвел целую революцию в книжном деле введением формата in-12. Деятельность дома Э. была в эту эпоху чрезвычайно обширна; у него было много отделений, он был первым на знаменитых франкфуртских ярмарках и даже в Париже, благодаря изданию Корнеля и других выдающихся представителей французской литературы.
Всего Э. издали более 1500 сочинений - 968 латинских, 44 греческих, 126 французских, 32 фламандских, 22 на восточных языках, 11 немецких, 10 итальянских. Их издания по точности и исправности текстов не могут соперничать с изданиями Мануциев или Этьенов, но выдаются своей своеобразной красотой и высоко ценятся любителями.
14. Выдающиеся европейские издатели XIX в.
Наполеон Шэ (1807-1865) стал монополистом в области издания и распространения книг на транспорте. Старейшая немецкая фирма Котта была основана еще в 1639 году небогатым книготорговцем в г. Тюбинге. Ее представители богатели, обзаводились знакомствами в литературной среде. Издатель барон Иоганн Котта фон Коттендорф (1764-1832). "Он стоял у истоков нового буржуазного века, - писал о нем историк, - он уловил задачи развития книги в свою эпоху и был этим образцом"
.Фридрих Брокгауз (1772-1823) издавал справочную и энциклопедическую литературу. Его знаменитое издание - энциклопедический словарь "Конверсационс Лексикон" Брокгауз совершенно исключил из своего словаря политические и корпоративные оценки, для него все одинаково должно быть предельно описано и объяснено.
Филипп Реклам (1807-1896) рассчитывал на покупателя из самой небогатой среды, учащейся молодежи, грамотных пролетариев. Особенно знаменита его дешевая серия "Всеобщая библиотека", где были представлены все важнейшие имена в немецкой и мировой литературе.
Эрнест Зееманн (1829 - 1904) основал первую в Германии специализированную фирму по выпуску и продаже изобразительной продукции - репродукций картин, открыток, альбомов по искусству.
Во Франции до сих пор наиболее крупным универсальным издательством считается фирма, которую основал в 1826 г. Луи Ашетт (1800 – 1864). Он выдвинулся как просветитель, издатель недорогих учебников, пособий для школы, затем проявил коммерческую хватку, вытесняя конкурентов и умело находя доходные издания. Большие тиражи всегда были особенностью этого издательства.