Смекни!
smekni.com

История книжного дела (стр. 3 из 8)

Пьер- Жюль Этцель (1814 - 1886), детский писатель, основал издательство детской и учебной книги, отличавшееся качеством и ассортиментом своих изданий. Он первым заключил договор с Жюлем Верном об издании всех его книг.

Кальман Леви (1819-1891), выходец из Германии, основал с братьями в Париже торговлю театральными изданиями. Его предприятие выросло в крупнейшее издательство научной и искусствоведческой литературы.

Пьер Ларусс (1817 - 1875), составитель словарей, филолог, не найдя поддержки своим широким планам выпуска просветительной литературы, основал собственное издательство.

Самое старое издательство из существующих ныне в англоязычных странах издательство "Макмиллан" было основано в 1843 г. в Лондоне, затем оно было переведено в США.

16. Книга на Руси в XI-XVI вв.

Рукописных книг XI-XIII вв. до наших дней сохранилось не столь уж много.

Старейшие сохранившиеся русские книги относятся к XI в. Их немногим более двух десятков (включая отрывки), большинство из них - богослужебные или религиозно-нравоучительные. Редчайший и драгоценнейший памятник древнего книгописания - знаменитое Остромирово евангелие (написана писцом дьяконом-Григорием). Другой замечательный памятник древнего русского книгописания - «Изборник Святослава» 1073 г. Его можно считать первой русской энциклопедией, охватывающей широчайший круг вопросов, причем не только богословских и церковно-канонических: в нем есть статьи по ботанике, зоологии, медицине, астрономии грамматике и поэтике.

Татаро-монгольское нашествие тяжело отразилось на всей книжной образованности Древней Руси. Гибли старинные центры русской книжной культуры, падала грамотность в народе, резко сократилось число самих письменных памятников.

В феодальных центрах - при княжеских дворах, монастырях и т.д. - существовали местные мастерские для переписки книг. В книжном деле того времени уже возникает разделение труда. Владельцы крупных мастерских применяли наемный труд, нанимали писцов со стороны. В конце XIV в. наряду со старыми центрами книжного дела - Новгородом и Псковом - появляются и новые: Тверь, Ростов, Суздальское княжество. Славились своими мастерскими по переписыванию книг монастыри Троице-Сергиев в Москве и Кирилло-Белозерский.

По мере возвышения Московского великого княжества и образования национального, а затем многонационального русского государства появляются и растут книжные собрания в Москве. Здесь создаются первые крупные государственные архивы, обширные библиотеки, переписываются и переводятся книги. В конце XV в. в Москве возникают крупные рукописные мастерские с целым штатом писцов, переводчиков, редакторов, рисовальщиков и переплетчиков.

На рубеже XIV-XV вв. русская культура и книжное дело испытали влияние славянских и греко-славянских монастырей на Афоне и в Царьграде. Это так называемое второе южнославянское влияние. Конец XIV века и весь XV век характеризуются неослабевающими связями с южными славянами и монастырскими колониями на Балканах. Изменяется репертуар богослужебной литературы, графика, материалы и орудия письма, характер оформления рукописной книги. В новых, более полных и точных переводах распространяются списки библейских книг, житийные тексты.

17. Возникновение и развитие книгопечатания в Московском государстве.

Первой печатной книгой московского государства долго считался отпечатанный Иваном Федоровым и Петром «Апостол» 1564 г., в послесловии которого основание типографии в Москве отнесено и 1553 г. Хотя книгописное дело все больше распространялось и им занимался целый класс «добровольцев», изготовлявших книги для продажи, но они не могли удовлетворить все возраставшей потребности. Об этом знали и за границей: тюбингенские типографщики, предпринимая в XVI столетии печатание славянских книг, рассчитывали на сбыт в разных славянских странах, и на первый план ставили русских. С другой стороны, появление книгопечатания в Москве было вызвано необходимостью иметь исправленные книги, так как переписчики обыкновенно относились небрежно к исправности текста. Строго запрещалась продажа книг неисправленных, то есть с ошибками. Первые «мастера печатных дел» были в одно и то же время и специалистами по технике печатания и по гравированию, и редакторами изданий. Первая устроенная Иоанном Грозным типография была обставлена, судя по шрифту и чистоте печати, очень богато. Для типографии построили здание рядом с Никольским греческим монастырем, где потом находился Московский печатный двор. Во второй половине 16 в. первопечатникам пришлось были бежать из Москвы, так как народ считал их еретиками и сжег печатный двор. При Иоанне IV отпечатаны всего четыре издания.

Непрерывно стали печататься в Москве церковные книги лишь с учреждением патриаршества (1589). Книги, вышедшие из московской типографии в XVII в., были почти исключительно богослужебные, полемические и священного писания. В начале XVII в. при Печатном дворе основана была Правильная палата, имевшая целью редактировать и приготовлять текст книги к печатанию. Из лиц, занимавшихся печатанием книг, особенно известен Василий Федоров Бурцев, подьячий патриаршего двора. При патриархе Иосифе книгопечатное дело продолжало расширяться.

18. Деятельность Ивана Федорова

Иван Федоров(1510-1583) – основатель книгопечатания в России и Украине. По отдельным данным, учился в Краковском университете, где получил степень бакалавра. Свою деятельность начал вместе с П.Мстиславцем в 1563 году в Москве, где напечатал первую русскую книгу «Апостол». В ней он выступил не только как печатник, а и как редактор. В издании много иллюстраций. Шрифт разработан на базе московского полуустава. Кроме «Апостола» в Москве вышло два издания «Часовника».

Но в 1566 году Иван Федоров вместе с П.Мстиславцем оставил Москву и переехал в Украину. По одной версии, это было обусловлено гонением ортодоксальной верхушки церкви, по другой – культурная миссия.

В июле 1568 года в Заблудове, небольшом местечке на западе Белоруссии, заработал станок типографии Ивана Федорова. Существовала типография недолго – около двух лет. Шрифт, гравированные доски заставок, концовок и буквиц, а также несложный инструментарий печатники привезли из Москвы. Иван Федоров приехал во Львов осенью 1572 года. Чтобы основать типографию, нужны были немалые средства. Поддержали И.Федорова ремесленники-украинцы. В начале 1575 года крупный украинский феодал князь Константин Константинович Острожский, давно уже думавший об издании полной славянской Библии, пригласил Ивана Федорова к себе на службу. Увидя в этом возможность продолжать любимое дело, а также выход из финансовых затруднений, печатник согласился.

Иван Федоров покидает Львов. Четвертая в его жизни типография была наиболее продуктивной.

Иван Федоров - фигура ренессансной поры. Как и много кто в этот период, он был разносторонне просвещен, наряду с издательским делом отливал пушки, изобрел многоствольную мортиру с частями, которые взаимозаменялись. Определенное время (на протяжении 1583 года) работал в Кракове, Вене и, возможно, Дрездене. Имел тесные связи с просвещенными людьми Европы. Свой жизненный путь Иван Федоров закончил во Львове в 1583 году.

19. Славянские первопечатники Швай Поль Феоль и франциск Скорина

Франциск Скорина - Белорусский первопечатник и просветитель. В 1517-19 выпустил в Праге "Псалтырь" и 20 отдельных книг Библии впервые в переводе на славянский язык. В нач. 20-х гг. основал типографию в Вильнюсе. Деятельность Скорины способствовала формированию белорусского литературного языка.

Фиоль Швайпольт - славянский первопечатник. Он принадлежал к Краковскому цеху золотых дел мастеров, в Краков прибыл в 1470-е гг. и, пользуясь покровительством и денежными средствами банкира Яна Турзо, основал типографию. Кириллический шрифт изготовил Р. Борсдорф, который бывал в Москве и знал славянские книги. Ш. Фиоль хорошо изучил потребность в богослужебных книгах на славянском языке, поэтому первыми изданиями были литургические книги - "Октоих" (1491) и "Часослов" (1491). Они были напечатаны в два цвета - черной краской и киноварью. Две другие книги - "Триодь постная" и "Триодь цветная" - вышли около 1493 г. Преследования со стороны краковской инквизиции прервали деятельность Ш. Фиоля, и его типография прекратила существование.

20. Рукописная книга в России в XVII в.

Знание книг, чтение текстов, прослушивание их на литургиях являлось неотъемлемой частью жизни людей, а недостающие сведения светского содержания восполнялись рукописной книгой.Она полнее удовлетворяла общественную потребность в научной информации и прикладных знаниях. Кроме того, рукописные книги зачастую стоили дешевле печатных.

Переписка книг традиционно велась в монастырях. Крупнейшими из них были Чудов монастырь, Антониев-Сийский, Соловецкий. Переписывали книги духовные лица и представители светского населения, в основном жители посадов. Иногда в этой роли выступали крепостные люди знатных бояр - холопы.

В Москве на Ивановской площади трудились дьяки и подьячие, которые за небольшую плату переписывали и продавали тетрадки с текстами. Переписка по-прежнему оставалась трудной, изнурительной работой. Не случайно по завершении книги писец оставлял иногда на полях свои наставления, просьбы, поучения. В целом в XVII веке расширилось жанровое содержание рукописей, что впоследствии сказалось на репертуаре печатных книг. Среди рукописей было много практических руководств.