В 1816-1818 гг. на набережной реки Фонтанки в Петербурге под руководством инженера А.А. Бетанкура была образована Экспедиция заготовления государственных бумаг, включавшая бумажную фабрику и типографию, которая играла значительную роль в совершенствовании полиграфической техники.
Переход к стереотипии, способу получения цельных копий наборной печатной формы, позволял увеличить тираж изданий.
В начале XIX века книги печатались преимущественно в казенных типографиях: Академии наук, Сенатской, Университетской, Синодальной и др.
С 1802 г. в связи с разрешением открывать «вольные типографии» растет число типографий, принадлежащих частным лицам. Если в Петербурге в 1801 г. было всего 12 казенных типографий, то в 1807 г. во всей России было уже 54 казенных и 12 частных типографий.
Еще большее оживление типографского дела началось после издания указа 1807 г. об открытии типографий во всех губернских городах. Создаются типографские предприятия на периферии.
Печатня герцогов Курземских после присоединения Курляндского герцогства к России стала Курляндской губернской типографией, а впоследствии частным издательством. Это была одна из лучших типографий России.
В первой трети XIX века вошли в моду альманахи, так как на этот своеобразный тип издания - что-то среднее между журналом и непериодическим изданием.
Основным способом иллюстрирования книг в первой половине XIX века оставалась углубленная гравюра на металле. Доминировала гравюра на меди, изготовленная в резцовой технике по офортной подготовке. В начале XIX века на первое место выдвигается не «украшение», а «иллюстрация», не виньетка, а «картинка», связанная с содержанием, с идеей, с текстом книги.
Оформление русской книги соответствует тому благородному и сдержанному стилю, который называется русским классицизмом. Менялся и формат книги - он становился больше по размеру.
27. Издатели первой половины XIX в.
В 1801 г. Платон Платонович Бекетов (1761-1836) завел в своем большом доме на Кузнецком мосту типографию со словолитней и книжную лавку. Коммерческая сторона дела была у Бекетова на втором плане. Он стремился издавать высококачественную отечественную книгу. За одиннадцать лет своей издательской деятельности П.П. Бекетов выпустил выше ста изданий. Крупнейшим издателем-меценатом был Николай Петрович Румянцев (1754-1826) , большой любитель и знаток старины. Его ценнейшая библиотека, коллекция рукописей, монет, медалей положили начало Румянцевскому музею.
На средства Н.П. Румянцева было выпущено свыше сорока изданий, которые печатались в отечественных и зарубежных типографиях.
Деятельность русского баснописца Ивана Андреевича Крылова (1769-1844) как журналиста и издателя началась с сотрудничества в журнале «Утренние часы». В конце 1791 г. И.А. Крылов совместно с артистом П.В. Плавильщиковым, актером И.А. Дмитриевым, критиком и драматургом А.И. Клушиным купил у И.Г. Рахманинова типографию и книжную лавку. Так было организовано издательское предприятие «Типография Крылова со товарищи.
Видным петербургским издателем и книготорговцем начала XIX века был Василий Алексеевич Плавильщиков (1768-1823) брат актера и писателя П.А. Плавильщикова. В 1794 г. на базе типографии, ранее принадлежавшей И.А. Крылову, им было основано издательство.
В 1813 г. Иван Васильевич Сленин (1789-1835) вместе с братом Яковом Васильевичем открыл в Петербурге в Гостином дворе книжную лавку. И.В. Сленин был знаком с будущими участниками декабрьского вооруженного восстания 1825 г., и многие из них были посетителями его книжной лавки.
Видным московским владельцем типографии был Семен Иоанникиевич Селивановский (1772-1835) с1800 г. возобновил свою деятельность в Москве и арендовал Сенатскую типографию. В 1802 г. у него была собственная типография, при которой была организована словолитная мастерская, обеспечивавшая шрифтами многие типографии России. Селивановский придавал большое значение оформлению своих изданий.
Глазунов Матвей Петрович (1757-1830) открыл книжную торговлю в Москве на Спасском мосту еще в конце XVIII века, а затем занялся изданием книги. Его фирма пользовалась репутацией устойчивого предприятия.
Яков Алексеевич Исаков (1811-1881) открыл собственную торговлю в 1825 г. Как издатель Исаков прославился тем, что выпустил серии «Классическая библиотека», «Библиотека путешествий». Школу Я.И. Исакова прошли многие знаменитые книжники второй половины XIX века.
28. Издательская деятельность Смирдина.
Bo многом установлению коммерческих отношений между писателем и издателем, профессионализации писательского труда способствовала деятельность выдающегося петербургского издателя 30-40-х гг. XIX в. Александра Филипповича Смирдина (1795-1857). Смирдин наследовал после смерти своего патрона Плавильщикова его книжное дело и развил широкую книготорговую и издательскую деятельность. Успех Смирдина-издателя начинается с выпуска в 1829 г. «нравственно-сатирического романа» Ф.В. Булгарина «Иван Выжигин». Огромный по тем временам тираж, около 4 тыс. экз., разошелся за три недели. Это был один из первых в России романов, написанных на материале русского быта, и воспринимался поэтому современниками чуть ли не как первый «русский» роман. Процветанию Смирдина содействовало издание поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан», имевшей небывалый успех у читателя. В конце 1831 г. Смирдин перевел книжную лавку и библиотеку для чтения в новое роскошное по тем временам помещение на Невском проспекте. Это событие было расценено как резкий скачок в истории русской книжной торговли и даже литературы. Смирдин предпринял также три выпуска сборника «Сто русских литераторов» (1839-1845). Издание предполагалось в 10 томах, но не было завершено!
Смирдин поощрял деятельность русских писателей, выплачивая им высокие гонорары, способствуя тем самым превращению труда писателей в профессиональный труд. Смирдинская «эпоха» впервые делает гонорар закономерным явлением.
В разорении Смирдина немалую роль сыграла группа реакционных литераторов (Сенковский, Греч, Булгарин). Они издавали на средства Смирдина журнал «Библиотека для чтения» (с 1834 г.) и газету «Северная пчела» (с 1835 г.). Покупка «Северной пчелы» обошлась Смирдину слишком дорого и принесла ему лишь одни убытки. В 1842 г. Смирдин разорился.
Во второй половине 40-х гг. Смирдин делает попытку восстановить издательство. Было выпущено массовое издание «Полного собрания сочинений русских авторов». Совершенно разоренный, доведенный почти до нищеты, Смирдин отошел от книжного дела и в 1857 г. умер.
29. Основные направления книжного дела во второй половине XIX в.
Общественный подъем 60-х гг. сказался как на общем росте печатной продукции (по тиражам и названиям), так и на изменении тематики литературы. Хотя в столице издается, как и прежде, много учебников, религиозных книг, беллетристики, однако наблюдается и рост выпуска серьезной социально-экономической и естественнонаучной литературы. Идя навстречу потребностям нового демократического читателя, издательства выпускают в свет произведения выдающихся западноевропейских мыслителей - экономистов, философов, социологов, естествоиспытателей, творчество которых встречало сочувственный отклик в передовом русском обществе. Несколько возрос выпуск литературы по сельскому хозяйству и технике, но удельный вес ее в общей массе изданий был крайне невелик.
Особенность чтения разночинного читателя 60-х гг. - в круг чтения наряду с подцензурными статьями писателей-демократов включаются нелегальные издания, которые оказывают глубокое влияние на формирование мировоззрения шестидесятника, в значительной мере определяют его читательский и гражданский облик. Проникновение в Россию изданий Вольной лондонской типографии, чтение «Полярной звезды», «Колокола», сочинений Герцена и Огарева и других произведений вольной русской зарубежной печати стало знамением эпохи. Впервые до широких кругов читателя дошло бесцензурное печатное слово, страстно зовущее к свободе, к борьбе, к сопротивлению жестоким самодержавным порядкам, господствовавшей в стране полицейско-бюрократической системе.
К концу века значительно уменьшился удельный вес переводной. Основными центрами книгоиздательского дела во второй половине XIX в. оставались Петербург и Москва, за ними шли Киев, Одесса, Харьков.
Конец 80-х - начало 90-х гг. был отмечен значительным ростом типографского дела в России. В 1891 г. в столице империи насчитывалось 149 типографий, в 1895 г. - уже 185. По сравнению с началом 60-х гг. число типографий возросло, таким образом, в 2,5 раза, а по сравнению с началом века - более чем в 7 раз.
30. Издатели второй половины XIX в.
Маврикий Осипович Вольф (1825-1883) открыл собственный книжный магазин, установив торговые связи с издателями Англии, Франции и Германии. Одновременно с открытием книжного магазина он приступил к изданию книг на русском языке. Книгоиздание М.В. Вольфа носило универсальный характер: выпускались научные труды, научно-популярные книги, художественная и детская литература.
Адольф Федорович Маркс (1838-1904) в 1870 г. получил разрешение на издание массового еженедельного журнала «Для семейного чтения», «Нива». Тираж журнала достиг невиданной цифры - 250 тыс. экземпляров, и А.Ф. Марксу пришлось обзавестись типографией, самой крупной в то время. Увеличивая тиражи изданий, Маркс имел возможность снижать цены на книги и таким образом успешно конкурировать с другими издательствами.
Козьма Терентьевич Солдатёнков (1818-1901) был крупным текстильным фабрикантом. Среди книг, выпущенных Солдатёнковым, переводная литература составляет более 60 процентов названий. Русская культура обязана К.Т. Солдатёнкову изданием переводов многих фундаментальных классических трудов, прежде всего в области гуманитарных наук. Им было издано более тридцати оригинальных трудов русских ученых