1. Понятие «книга» и «книжное дело»
В научной, справ., худож., лит-ре встречается множ-во опред-ий книги, но до наст. времени нет единого общепризнанного научного опр-ия. Три подхода к определению понятия: по материально-внешней форме, по содержанию и дух. сущности; по составным, учитывающим обе категории (именно ему книговеды отдают предпочтение). Cейчас существует около 300 определений. Книга — это произведение письменности или печати, имеющее любую читаемую знаковую форму (алфавитную, цифровую, нотную), зафиксированную в любом материале (камень, глина, кожа, папирус, бумага и т.д.), выполняющее одновременно ряд общественных функций (идеологич., познав., эстетич., этич. и т.д.) и адресованное реальному или абстрактному чит-лю.
В эпоху социалистического общества книжное дело характеризовалось в энциклопедическом словаре как "система взаимодействующих и решающих общие задачи отраслей культуры и нар. хозяйства, связанных с созданием и изготовлением книги, ее распространением и использованием. Включает издательское дело, полиграфическую промышленность, книжную торговлю, библиотечное и библиографическое дело". В издании энциклопедического словаря Немировский приводит противоречивые мнения ведущих книговедов по составу понятия "книжное дело": Барсук включал в состав книжного дела редакционно-издательское дело, оформление книги, библиографоведение, статистику печати, библиотечное и книготорговое дело; Динерштейн только деятельность по производству и распространению книг; Беловицкая - способ существования, т.е. процесс и преходящий промежуточный результат существования книги в обществе.
2. Возникновение и развитие письменности.
Письменность – система знаков, закрепляющая язык.Древнейшие времена человеческая память была единственным средством сохранения и передачи общественного опыта, информации о событиях и людях. Если перелистать историю мировой литературы, то окажется, что все народы так или иначе прошли период «устной книги». Бессмертные поэмы «Илиада» и «Одиссея», как известно, были записаны в Афинах на свитках около 510 г. до н.э. До этого в течение веков поэмы распространялись устно. Запоминать многотысячные строки было трудно, и первобытные сказители использовали ленточки или узелки, которые помогали им. У индейцев Южной Америки такая вещь называлась квипу (кипу) - узелковое письмо (чуть позже разного рода зарубки, заметы, узелки, наконец, рисунки). Изображения в пещерах и на скалах, сделанные рукой первобытного человека, отражают его впечатления от окружающего мира, жизни, природы. Это начатки искусства, но одновременно и начатки письменности; здесь человек впервые выразил в изображении свою мысль.
3. Основные системы письма.
Пиктография - рисуночное письмо (один образ, одна мысль). Этот этап прошли языки многих древнейших народов (шумеры, египтяне, китайцы, индейцы, майя), прежде чем обрели письменность. При возникновении рабовладельческого строя пиктографическая запись уже не удовлетворяла потребностям культуры. Она постепенно трансформируется в письмо идеографическое, в котором каждый знак выражал отдельные понятия, идеи либо мог развивать, разъяснять смысл других знаков. С течением времени в вавилонском, ассирийском, хеттском и других языках установилось слоговое письмо, где преобладали знаки, передающие не слово, а слог. В наше время языки культурнейших народов (китайский, японский) используют идеографическую систему письма. Существовала и иероглифическая система письма. Слово «иероглиф» означает «резьба жрецов». Упрощение знаков - «графем» - привело к созданию так называемого иератического (священнослужительского), а затем и демотического (народного) письма, в котором число графем значительно сократилось. В Шумере, Вавилонии, Ассирии писали клинописью. Идея буквенного письма, резко демократизирующая всю письменную книжную культуру, вырывала ее из-под монопольной власти жрецов. Угаритская письменность датируется историками XIV веком до н.э. - самый ранний буквенный алфавит. На основе древнеегипетского демотического почерка, универсального в употреблении, возник древнегреческий алфавит («алеф» - «бета»), ставший родоначальником всех алфавитов мира. От племен Ханаана на Аравийский полуостров просочился универсальный арабский алфавит. Затем арамейский (финикийский) алфавит явился на просторах Монголии и Маньчжурии. В древней Индии распространение буддизма способствовало изобретению своеобразного буквенно-слогового алфавита - деванагари.
Древнегреческий, этрусский, латинский языки имели уже алфавиты из 24 букв.
В середине IV века н.э. Месроп Маштоц (362-440) разработал армянский алфавит, который применяется и сегодня. Византийские монахи св. Кирилл и св. Мефодий в 863 г. изобрели азбуку для славянских языков.
В настоящее время народы мира употребляют 8000 алфавитов и их вариантов, приспособленных к разным языкам и диалектам. Наиболее распространенными считаются алфавиты на латинской основе (26 букв).
4. Книжное дело в Древнем мире
Восстание рабов, кризис и падение рабовладельческого строя привели к оскудению центров культуры и к уничтожению массы книг. Особого расцвета достигла и арабская культура, распространившаяся от Инда до Пиренеев. Арабы дали Европе дешевый писчий материал - бумагу. Это привело к увеличению производства рукописей. В Древнем Китае было налажено изготовление бамбуковых книг. Тонко выструганные пластинки бамбука скреплялись вместе металлическими скобами в виде современной раздвижной оконной шторы. На такой книге-шторке, так же как и на изобретенном позднее шелке, китайцы рисовали свои иероглифы кисточками, используя для этого тушь. Бумагу китайцы первоначально делали также из бамбуковой массы. В странах Европы предки германцев и славян, если им случалось получить греко-римское образование, удовлетворяли свою потребность в книгах рукописями греков и римлян. Их же многочисленные соотечественники, как показывает этимология слов, обозначающих книгу («библио», «либер», «либро»), удовлетворялись записями или засечками на деревянных пластинах. Доступнейшим материалом для письма была береста. Берестяные книги наибольшее распространение получили у древних славян, а также у народов Северной Индии. Первые берестяные книги Индии датируются IX веком н.э.
5. Книги и библиотеки античности
Наиболее древним материалом для книг была, вероятно, глина и ее производные (черепки, керамика). Еще шумеры и эккадяне лепили плоские кирпичики-таблички и писали на них трехгранными палочками, выдавливая клинообразные знаки. Таблички высушивались на солнце или обжигались в огне. Затем готовые таблички одного содержания укладывались в определенном порядке в деревянный ящик - получалась глиняная клинописная книга. Ее достоинствами были дешевизна, простота, доступность. В Клинописной библиотеке, учрежденной царем Ассурбанипалом (VII век до н.э.) хранилось более 20000 глиняных книг, каждая из которых имела на себе клинописный штамп: «Дворец царя царей».
Тростник-папирус (Египет, Нил) дал возможность возникновения и расцвета величайшей цивилизации Древнего мира. Папирус был хрупок, поэтому папирусные ленты склеивались или сшивались в свитки, которые укладывались в специальные футляры - капсы или капсулы, получался свиток - первая известная форма книги в мировой цивилизации.Век папирусной книги окончился только в X-XI веках н.э., после мусульманского завоевания Египта. Почти все государственные и местные управления, коллегии жрецов, собрания граждан и состоятельные люди считали престижным иметь хорошую библиотеку. Библиотеки устраивались при общественных банях, где богатые рабовладельцы проводили время за чтением книг. Специально обученные рабы-чтецы, по-латыни их называли «лекторы», а по-гречески «диаконы», читали вслух всем желающим. Самым богатым книжным собранием античности была Александрийская библиотека царей Птолемеев (700000 папирусных свитков). Наряду с папирусом получил распространение и материал, сделанный из шкур молодых животных - телят, коз, овец, кроликов. Назван он был пергамен, по наименованию места, где был изобретен этот способ. Расцвет пергаменной книги начинается с наступлением христианской эры. Именно из пергамена родилась господствующая ныне универсальная форма книги - кодекс, или книжный блок.Предприниматель-рабовладелец, занимавшийся размножением и продажей рукописных книг, назывался по-гречески «библиопола» - книгораспространитель, а по-латыни «либрарий» - книжник. Античные писатели оставили нам множество свидетельств о том, что в эпоху императорского Рима можно было размножить путем многократной переписки 50-100 экземпляров произведения одновременно. В Риме насчитывалось двадцать восемь публичных библиотек.
6. Книга в эпоху средневековья.
Основным писчим материалом в средневековье служил пергамен. На раннем этапе его иногда красили, обычно в пурпур, писали золотом или серебром. Манера красить пергамен перестала практиковаться лишь в XIII в.
В раннем средневековье основными центрами как производства, так и потребления пергамена были монастыри, а с XIII в. за изготовление пергамена взялись горожане-ремесленники. Они создавали самостоятельные цехи по выделке пергамена. Но все-таки его постоянно не хватало. Вот почему широкое распространение получили так называемые палимпсесты - пергамены, с которых был стерт, соскоблен первоначальный текст, а затем написан новый. Инструментом для письма, как и в античности, служили калам и птичье перо - сначала в равной степени, а затем писцы перешли в основном на птичьи перья.